Хорошо известно, что при таможенном оформлении ввозимых в Россию товаров необходимо уплачивать государству таможенную пошлину по той или иной ставке, причем на разные товары ставки этой пошлины могут существенно отличаться. Свод ставок, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), приведен в Таможенном тарифе.
Каждый товар в ТН ВЭД включается в одну из товарных позиций, субпозиций или подсубпозиций, и ему в соответствие ставится 10-значный код.
ТН ВЭД является в основном (за исключением сравнительно небольшого числа подсубпозиций с ненулевыми 9-м или 10-м знаками кода и некоторых примечаний) переводом с английского языка на русский Комбинированной номенклатуры Европейского Союза (КНЕС). В свою очередь, КНЕС является расширением Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) – международной основы таможенных номенклатур большинства стран мира. При этом описание товаров в ГС детализировано с точностью до субпозиции (6 знаков кода), а в КНЕС – с точностью до подсубпозиции (8 знаков кода).
Таможенные номенклатуры не являются некими застывшими образованиями и обновляются со следующей периодичностью:
- ГС обновляется 1 раз в пять лет (в последний раз это было в 2007 г., следующее обновление вступит в силу с 01.01.2012 г.),
- КНЕС обновляется 1 раз в год (публикуется обычно в конце октября и действует с 1 января по 31 декабря следующего года), но эти изменения касаются только 7-8 знаков кода, т.к. первые шесть знаков принадлежат ГС,
- ТН ВЭД непрерывно изменяется следующим образом: первые 8 знаков - раз в 5 лет, 9-ый и 10-ый знаки изменяются очень часто.
Решение об использовании для построения своей таможенной номенклатуры Гармонизированной системы и Комбинированной номенклатуры в качестве непосредственной основы было принято еще в СССР, что нашло свое отражение в ТН ВЭД СССР [1]. Однако официальное присоединение к Международной конвенции о Гармонизированной системе произошло только после подписании Постановления Правительства РФ от 03.04.1996 г. № 372. И с 1 января 1997 года Российская Федерация, как и все другие страны, присоединившиеся к Конвенции, обязана использовать все товарные позиции и субпозиции Гармонизированной системы и относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений, не изменять содержания разделов, групп, товарных позиций или субпозиций ГС и имеет право создавать в своей таможенной номенклатуре подразделы для более глубокой классификации товаров, чем в ГС, при условии, что любые такие подразделы будут дополнены и кодированы сверх шестизначного цифрового кода.
Воспользовавшись этим правом, Европейский союз и создал КНЕС. СССР (теперь Россия) также воспользовался этим правом, но поступил иначе: вместо развития своей номенклатуры на базе ГС, была использована КНЕС, к 8-значному коду которой были добавлены 9-ые (в ТН ВЭД СССР [1], ТН ВЭД [2, 3] и ТН ВЭД СНГ [4]) и 10-ый (в ТН ВЭД РФ [5-7] и ТН ВЭД ТС [8]) знаки.
Так вот, мы утверждаем, что, приняв в качестве непосредственной основы своей таможенной номенклатуры КНЕС, Россия взвалила на таможню и участников ВЭД тяжелую и бессмысленную обузу. Ниже мы попробуем обосновать это.
Мы уже указали на то, что КНЕС изменяется 1 раз в год, поэтому за 4 года, прошедших с момента появления ТН ВЭД РФ-2007 (в качестве ее основы была использована КНЕС-2007, опубликованная в 2006 г.), КНЕС успела значительно измениться: за это время в нее было внесено более 1000 изменений на уровне 7-8 знаков кода, но в ТН ВЭД они, естественно, не вошли. Если эти изменения никто не отслеживает, значит, они никому не нужны. Если они никому не нужны, то тогда зачем вообще в ТН ВЭД присутствует текст КНЕС?
Нам всегда с гордостью сообщают, какая у нас развитая Номенклатура: тысяча товарных позиций, пять тысяч субпозиций и десять тысяч подсубпозиций (цифры округленные). Но если товарные позиции и субпозиции мы обязаны использовать, т.к. подписали Конвенцию о ГС, то эта тьма подсубпозиций абсолютно бессмысленна. Приведем здесь несколько примеров совершенно бесполезного раздувания ТН ВЭД.
Товарная позиция 0406 «Сыры и творог»: в ГС она включает всего 5 субпозиций, в то время как КНЕС добавила еще 55 подсубпозиций, причем большинство из них описывает сыры, производимые в Европе и имеющие мало отношения к России. И все эти подсубпозиции благополучно перекочевали в ТН ВЭД.
Другой пример. Много ли у нас ввозится шкур, удовлетворяющих описанию следующих подсубпозиций:
4104 41 110 0 4104 49 110 0
|
- - - - из целых шкур телят индийского зебу, без головы и ног, или с головой и ногами, каждая нетто-массой не более 4, 5 кг, растительного дубления, без дальнейшей обработки или подвергнутая определенной обработке, но явно непригодная к непосредственному использованию для производства кожевенных изделий |
4105 30 100 0 | - - из шкур индийской грубошерстной овцы, растительного дубления, подвергшихся или неподвергшихся определенной обработке, но явно непригодных к непосредственному использованию для производства кожевенных изделий |
4106 22 100 0 | - - - из шкур индийской козы или козленка, растительного дубления, подвергшихся или неподвергшихся определенной обработке, но явно непригодных к непосредственному использованию для производства кожевенных изделий |
Да даже если и ввозятся, то в чем смысл отводить под них отдельные подсубпозиции, если ставка пошлины на эти и другие шкуры одинаковая? Вот в Европу эти шкуры ввозятся без пошлины, а «прочие» - под пошлину, поэтому есть причина выделить их в отдельные позиции, а в России зачем? Благо, что каждая такая подсубпозиция тянет за собой еще и подсубпозицию «прочие», вот Номенклатура и раздувается непомерно.
Или вечная головная боль у декларантов с грубой, каменной, тонкой и «прочей» керамикой в группе 69, например:
6912 00 | Посуда столовая, кухонная и прочие хозяйственные и туалетные изделия из керамики, кроме фарфора: |
6912 00 100 0 | - из грубой керамики |
6912 00 300 0 | - каменная керамика |
6912 00 500 0 | - фаянс или тонкая керамика |
6912 00 900 0 | - прочая |
Трудно неспециалисту, даже с помощью пояснений к ТН ВЭД, точно определить вид керамики, да и главное – а надо это таможне или государству в целом? Очень сомнительно.
Здесь мы позволим себе привести довольно большой отрывок из товарной позиции 2204 «Вина виноградные …»:
2204 21 | - - в сосудах емкостью 2 л или менее: |
2204 21 100 0 | - - - вино, за исключением указанного в субпозиции 2204 10, в бутылках с "грибовидными" пробками, удерживаемыми завязками или креплениями; вино в другой таре с избыточным давлением, обусловленным диоксидом углерода в напитке, не менее 1 бар, но менее 3 бар при температуре 20 град.С |
- - - прочие: | |
- - - - с фактической концентрацией спирта не более 13 об.%: | |
- - - - - высококачественные вина, произведенные в определенных регионах: | |
- - - - - - белые: | |
2204 21 110 0 | - - - - - - - Эльзас |
2204 21 120 0 | - - - - - - - Бордо |
2204 21 130 0 | - - - - - - - Бургундия |
2204 21 170 0 | - - - - - - - Валь де Луар (Долина Луары) |
2204 21 180 0 | - - - - - - - Мозель-Саар-Рувер |
2204 21 190 0 | - - - - - - - Пфальц |
2204 21 220 0 | - - - - - - - Рейнхессен |
2204 21 230 0 | - - - - - - - Токай |
2204 21 240 0 | - - - - - - - Лацио |
2204 21 260 0 | - - - - - - - Тоскана |
2204 21 270 0 | - - - - - - - Трентино, Альто-Адидже и Фриули |
2204 21 280 0 | - - - - - - - Венето |
2204 21 320 0 | - - - - - - - Виньо Верде |
2204 21 340 0 | - - - - - - - Пенедес |
2204 21 360 0 | - - - - - - - Риойя |
2204 21 370 0 | - - - - - - - Валенсия |
2204 21 380 0 | - - - - - - - прочие |
- - - - - - прочие: | |
2204 21 420 0 | - - - - - - - Бордо |
2204 21 430 0 | - - - - - - - Бургундия |
2204 21 440 0 | - - - - - - - Божоле |
2204 21 460 0 | - - - - - - - Кот-дю-Рон |
2204 21 470 0 | - - - - - - - Лангедок-Руссильон |
2204 21 480 0 | - - - - - - - Валь де Луар (Долина Луары) |
2204 21 620 0 | - - - - - - - Пьемонт |
2204 21 660 0 | - - - - - - - Тоскана |
2204 21 670 0 | - - - - - - - Трентино и Альто-Адидже |
2204 21 680 0 | - - - - - - - Венето |
2204 21 690 0 | - - - - - - - Дао, Беррада и Дуро |
2204 21 710 0 | - - - - - - - Наварра |
2204 21 740 0 | - - - - - - - Пенедес |
2204 21 760 0 | - - - - - - - Риойя |
2204 21 770 0 | - - - - - - - Вальдепениас |
2204 21 780 0 | - - - - - - - прочие |
- - - - - прочие: | |
2204 21 790 0 | - - - - - - белые |
2204 21 800 0 | - - - - - - прочие |
В этом отрывке только одна субпозиция 2204 21 принадлежит ГС, все остальные 42 подсубпозиции – КНЕС. Как вы думаете, в какой подсубпозиции классифицируются любые неевропейские вина крепостью не более 13 об.%? Только в 2204 21 790 0 или 2204 21 800 0 просто потому, что строка «высококачественные вина, произведенные в определенных регионах» относится только к винам, произведенным в Европейском союзе (с 2010 г. в КНЕС вообще используются другие понятия – «вина с охраняемым обозначением происхождения» и «вина с охраняемым указанием географического региона», а также введены понятия «сортовых вин» и «вин, произведенных в [Европейском] Союзе»). Понятно, европейцам надо защищать своих производителей, но это их проблема, а наша проблема – бессмысленно раздутая номенклатура.
Другой пример – товарная позиция 3919: в ГС это только 3 строки:
3919 | Плиты, листы, пленка, лента, полоса и прочие плоские формы, из пластмасс, самоклеящиеся, в рулонах или не в рулонах: |
3919 10 | - в рулонах шириной не более 20 см |
3919 90 | - прочие |
а в ТН ВЭД (КНЕС) – 25:
3919 | Плиты, листы, пленка, лента, полоса и прочие плоские формы, из пластмасс, самоклеящиеся, в рулонах или не в рулонах: |
3919 10 | - в рулонах шириной не более 20 см: |
- - полосы или ленты с покрытием из невулканизованного натурального или синтетического каучука: | |
3919 10 110 0 | - - - из пластифицированного поливинилхлорида или полиэтилена |
3919 10 130 0 | - - - из непластифицированного поливинилхлорида |
3919 10 150 0 | - - - из полипропилена |
3919 10 190 0 | - - - прочие |
- - прочие: | |
- - - из продуктов конденсации или продуктов полимеризации с перегруппировкой, химически модифицированных или немодифицированных: | |
3919 10 310 0 | - - - - из сложных полиэфиров |
3919 10 380 0 | - - - - прочие |
- - - из продуктов полиприсоединения: | |
3919 10 610 0 | - - - - из пластифицированного поливинилхлорида или полиэтилена |
3919 10 690 0 | - - - - прочие |
3919 10 900 0 | - - - прочие |
3919 90 | - прочие: |
3919 90 100 0 | - - подвергшиеся дальнейшей обработке, кроме обработки поверхности, или нарезанные на формы, отличные от прямоугольной (включая квадратную) |
- - прочие: | |
- - - из продуктов конденсации или продуктов полимеризации с перегруппировкой, химически модифицированных или немодифицированных: | |
3919 90 310 0 | - - - - из поликарбонатов, алкидных смол, полиаллильных сложных эфиров или полиэфиров сложных прочих |
3919 90 380 0 | - - - - прочие |
- - - из продуктов полиприсоединения: | |
3919 90 610 0 | - - - - из пластифицированного поливинилхлорида или из полиэтилена |
3919 90 690 0 | - - - - прочие |
3919 90 900 0 | - - - прочие |
А теперь представьте себя на месте декларанта, пытающегося ПРАВИЛЬНО классифицировать обыкновенный скотч: ему надо точно знать материалы основы и клеящего слоя, причем и этого не достаточно, так как необходимо также знать и тип химической реакции, в результате которой был получен полимер (поликонденсация, полимеризация с перегруппировкой, полиприсоединение или иная). Ответить на эти вопросы может только специалист-химик по результатам сложного химического анализа, не доступного «человеку с улицы» (хотя нет, можно найти химическую лабораторию, потратить время и деньги, но экспертизу провести). Обычно в таких случаях участник ВЭД выбирает какую-нибудь «прочую» под-субпозицию, да и таможня в большинстве случаев не разбирается детально. Но возникает резонный вопрос: а зачем так глубоко детализировать описание товара, если это никому не нужно? В данный момент это только возможности для таможни влиять на участника ВЭД, либо совершить коррупционные действия. Интересно, что в КНЕС, начиная с 2010 г., эту товарную позицию резко сократили, сведя ее к следующему виду (в переводе на русский язык):
3919 | Плиты, листы, пленка, лента, полоса и прочие плоские формы, из пластмасс, самоклеящиеся, в рулонах или не в рулонах: |
3919 10 | - в рулонах шириной не более 20 см: |
- - полосы или ленты с покрытием из невулканизованного натурального или синтетического каучука: | |
3919 10 12 | - - - из поливинилхлорида или полиэтилена |
3919 10 15 | - - - из полипропилена |
3919 10 19 | - - - прочие |
3919 10 80 | - - прочие |
3919 90 00 | - прочие |
Все же проще, чем в ныне действующей ТН ВЭД, основанной еще на КНЕС-2007.
В Номенклатуре можно ввести числовой параметр, характеризующий глубину детализации описания товара, – количество дефисов плюс 1 (уровень товарной позиции). Так вот, в некоторых товарных позициях (0406, 1602, 2710 и других) этот параметр составляет 9 – это явный перебор, так как и классифицировать долго и трудно, а уж анализировать статистику вообще невозможно. При том, что в ГС этот параметр составляет максимум 3.
Чем больше уровней детализации описания товаров, тем больше времени и сил тратится на классификацию, причем время и силы тратят как декларанты, так и таможня на проверку этой самой классификации, и нет никакой гарантии, что и те, и другие классифицируют правильно.
Мы утверждаем, что, чем сложнее номенклатура, тем труднее классифицировать товары в ней, тем выше вероятность ошибки, тем менее достоверным является результат. А кому нужен недостоверный результат?
А теперь посмотрим, как построены таможенные тарифы других стран. Ставка ввозной таможенной пошлины во всех развитых странах установлена на уровне 7-8 знаков кода, 9-10 знаки (так называемый «статистический суффикс») применяются только для статистических целей, например, в таможенном тарифе США:
Рис. 1 Тариф США
или Канады:
Рис. 2 Тариф Канады
Здесь применен простой принцип: на уровне 7-8 знаков указаны только товары, имеющие разную пошлину (либо преференциальный режим), а 9-10 знаки отданы под статистические цели (в канадском тарифе аббревиатуры обозначают следующее: SS – статистический суффикс, MFN – режим наиболее благоприятствуемой нации).
Когда еще в СССР принималось решение об использовании таможенной номенклатуры, основанной на ГС, видимо, посчитали, что, применив более глубоко детализированную КНЕС, мы быстрее вольемся в мировую экономику. Только получилось все очень громоздко и неудобно: раз первые 8 знаков уже заняты, то ставку пошлины пришлось устанавливать на уровне девятого, а потом и десятого знака с совершенно бесполезными для российского (а теперь и белорусского, и казахского) народного хозяйства 7 и 8 знаками кода и связанными с ними уровнями детализации описания товара.
Назначение таможенной номенклатуры – охватить в максимально компактном виде ВСЕ товары, участвующие в международном торговом обороте, но при этом уровень ГС (6 знаков кода) является общим для всего мира, а более глубокий уровень устанавливается под требования конкретной страны или группы стран. Так зачем нам развивать свою номенклатуру под требования чужих экономических интересов? У каждого своя страна: у них ЕС, а у нас Россия и ее союзники (ТС).
Невозможно прямо указать в Номенклатуре все товары: прямо указываются только те, которые занимают важное место в торговом обороте страны, остальные относятся в «прочие» группировки. Попытка же применить КНЕС к нуждам России привела только к тому, что поверх КНЕС приходится надстраивать еще свою систему, и вся эта конструкция является громоздкой, неуклюжей и неудобной.
Какие выводы можно сделать из всего сказанного в этой статье?
- Из-за использования в качестве непосредственной основы ТН ВЭД Комбинированной номенклатуры ЕС существенно и неоправданно разрослась ТН ВЭД, что увеличивает затраты на поддержание ТН ВЭД в актуальном состоянии, время и ресурсы на классификацию товаров в ней и контроль этой классификации.
- Во всем мире ставка таможенной пошлины установлена на уровне 7-8 знаков кода, 9 и 10 используются для статистических целей, в России же приходится вводить еще нелепые 11-14 знаки кода под статистические цели.
- В России (Таможенном союзе, СНГ) необходимо отказаться от применения КНЕС и строить свою Номенклатуру непосредственно на основе ГС.
Литература
- Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СССР (ТН ВЭД СССР). – С.748
- Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Издание 2-е. - М.: СП «Кон-такт», 1992. – 796 с.
- Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Издание 2-е. М.: 1995. – 536 с.
- Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ). Издание 2-е. М.: ООО «Синус», 1996. – 982 с.
- Таможенный тариф Российской Федерации, актуализированный по состоянию на 1 апреля 2000 г. - М.: ДГУП «Ростаможинформ», 2000. – 545 с.
- Таможенный тариф Российской Федерации. М.: ДГУП «Ростаможинформ», 2002. - 576 с.
- Таможенный тариф Российской Федерации. М.: ДГУП «Ростаможинформ», 2007. – 568 с.
- Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казах-стан и Российской Федерации.