Выключить анимацию
Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Электронные подписи сотрудников организаций не применяются с 01.09.2024. Закажите ЭП физического лица и получите МЧД
Альта-Софт
Мнение эксперта

Изменения в Таможенный кодекс Таможенного союза

Владимир Ивин, начальник Аналитического управления ФТС России
г.

Стенограмма выступления Владимира Ивина на конференции «Таможня и ВЭД. Сотрудничество в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства», Москва, 14 декабря 2011 г.

Добрый день, уважаемые коллеги. Рад снова вас видеть. Мы всегда с большим удовольствием принимаем участие в конференциях подобного рода, так как есть много вопросов, которые надо осветить не только с точки зрения того, что мы сделали, но и необходимо показать, на что мы хотели бы сделать акцент в наших взаимоотношениях между таможенными органами и бизнес-сообществом. Вся информация у нас располагается на сайте, но опыт показывает, что ценность живого общения в том и состоит, чтобы попытаться у себя уложить те сухие фразы, которые выкладываются на нашем сайте. Я сегодня расскажу коротко  о том, какие основные направления развития мы ставим себе в следующем году, а также освещу некоторые моменты из того, что уже сделано.

Сначала по теме. Напомним структуру регулирования в Таможенном Союзе. Она состоит из 6 уровней, начиная от таможенного кодекса и заканчивая приказами Федеральной Таможенной Службы. Основной акт – Таможенный Кодекс Таможенного союза. Его писали на основе Киотской Конвенции. Где-то 4 месяца назад Всемирный Банк завершил исследование, которое называлось «Таможенный Кодекс Таможенного Союза + Федеральный закон о таможенном регулировании». Первым выводом Всемирного Банка написано, что законодательство Таможенного Союза в полной мере соответствует таможенному законодательству. Нам очень приятно признание этого факта со стороны Всемирного Банка. Но, тем не менее, работа по совершенствованию таможенного законодательства продолжается. У нас есть поручения руководства страны; у нас есть тесные контакты с нашими коллегами в Белоруссии и Казахстане; у нас есть запросы бизнеса, который ставит вопросы о совершенствовании законодательства, прежде всего в направлении упрощения таможенных процедур и создания условий для ускорения движения товаров. Совершенствование будет идти по всем направлениям.

Сейчас у нас около 20 международных соглашений, действующих в области таможенного регулирования. И около 40 решений комиссий, которые можно отнести к таможенному регулированию. Работа организована и будет вестись. Что касается более низкого уровня, то на уровне законодательства Российской Федерации  небольшие изменения идут, но они, можно сказать, точечные. Мы планируем приступить к изменению таможенного законодательства в Российской Федерации после того, как завершим соответствующие работы по изменению таможенного законодательства Таможенного Союза. Видя, какие произойдут там изменения, мы уже будем менять под них наше законодательство.

Создана трёхсторонняя рабочая группа между тремя государствами Россия-Белоруссия-Казахстан. В эту группу включены представители таможенных служб, министерств финансов, экономики, транспорта и торговли. В настоящее время рабочая группа уже собиралась. Сформировано почти полтысячи предложений, которые в ближайшее время начнут обсуждаться уже предметно. В настоящее время мы завершаем этап формирования и обобщения предложений, с которыми государство выходит, и приступаем к этапу их обсуждения, и получения рекомендаций для дальнейшего принятия на уровне Комиссии Таможенного союза.

Есть основные 5 направлений, которые взяты за базовые в работе этой группы.
Первое направление – это то, что структура кодекса не должна существенно измениться, потому что мы считаем крайне, что крайне необходимо обеспечить стабильность. И мы и те, кто является пользователем этого законодательства, привыкли к структуре закона, к терминологии закона, к взаимоотношению глав между собой.

Второе направление – это то, что в Таможенный кодекс должны быть внесены те несоответствия о сложности реализации, которые выявились за полуторагодичную практику применения этого закона и в нашей деятельности, и во взаимоотношениях с участниками ВЭД.

Третье направление – уменьшение количества международных договоров и включение их непосредственно в тело Таможенного кодекса. Это необходимо  для того, чтобы сделать Таможенный кодекс единым читаемым документом прямого действия. В настоящее время Комиссия Таможенного союза провела анализ всех заключённых международных соглашений, которые могли бы безболезненно быть включёнными в кодекс. И предпосылки к этому есть, так как сами международные соглашения – это плод компромисса. На момент, когда писали кодекс, сроки были сжаты, и какие-то вопросы мы просто не успевали согласовать. Поэтому эти вопросы были откинуты на соглашения, потом соглашения были доработаны, до оппозиции сближены, компромиссы найдены. Всё это было оформлено в международное соглашение и теперь нет никаких препятствий, чтобы эти соглашения включить в тело кодекса. Перекликается с этим и четвёртое направление нашей деятельности – это придание кодексу ещё большего значения с точки зрения документа прямого действия. Для этого будет уменьшено количество отсылочных норм. Мы отдельно на специальном заседании пройдёмся по всем отсылочным нормам, которые есть в Таможенным кодексе ТС, и попытаемся какие-то из них превратить в нормы прямого действия, то есть уменьшить количество отсылок. Ещё раз подчёркиваю, что базой для нашей работы является Киотская Конвенция. Но мы сразу договорились, что если какие-то наши предложения не будут соответствовать Конвенции, то мы их автоматически рассматривать не будем.

Коротко озвучу некоторые поправки, которые могут быть интересны вам.
Во-первых, платёжный блок. Это наименее унифицированный блок Таможенного кодекса Таможенного союза. Там больше всего отсылок. И это было объективно, так как этот вопрос до сих пор остаётся самым сложным. Все вопросы, связанные с платежами крайне тяжело и долго обсуждаются на заседаниях КТС, принимаются с трудом. Но и в этом вопросе нам нужно сближение, так как ряд вопросов связан напрямую с удобством работы участников ВЭД, тем как они депонируют свои средства, отвлекаясь от своей деятельности, тем как они общаются с таможенными органами по поводу прохождения денежных средств. У нас есть ряд сформированных предложений по закреплению в Таможенном кодексе норм прямого действия так, чтобы администрирование платежей было одинаковое во всех странах Таможенного союза.
Также мы хотели бы вернуть практику работы авансовыми платежами, независимо от вида платежа. То есть не только по НДС и акцизу, как сейчас нам приходится делать, но и по таможенной пошлине, так как это было до вступления в силу Таможенного кодекса ТС. Тем более что механизм прохождения и разделения пошлин уже отработан, и сейчас уже есть конкретное видение, как можно работать с этими авансовыми платежами. Предложение, касающееся платежей, основано на предложениях бизнеса с тем, чтобы не вносить им несколько раз обеспечение, а дать возможность использовать внесённое обеспечение для нескольких этапов прохождения товаров на различных этапах осуществления таможенных процедур. Норма продления срока возврата денег пока не очень применяется, но очевидно, что три месяца – очень короткий срок. Эта норма закладывается на будущее. Сейчас пока механизм изъятия товаров, их продажи и возврата вырученных денег собственникам товаров не очень отработан, поэтому это не очень актуально.

Дальше. Основное направление совершенствования таможенного законодательства в области работы с документами заключается в том, чтобы закрепить технологии таким образом, что если таможенные органы получают документ на каком-то этапе движения товаров, либо в каком-то из актов общения с участником ВЭД, то этот документ не должен больше требоваться, где бы он не понадобился с точки зрения таможенного оформления и таможенного контроля. Чуть позже скажу о развитии предварительного информирования и предварительного декларирования. Но, тем не менее, сейчас подчеркну, что мы хотели бы внести в Таможенный кодекс ряд норм, которые бы стимулировали развитие предварительного декларирования. Нам это интересно и выгодно. Именно не предварительно информирование, а предварительно декларирование, когда подаётся настоящая декларация, когда совершается акт декларирования, имеющий соответствующую юридическую силу, когда заявляются все сведения, вплоть до платёжных вопросов, когда есть возможность провести работу с системой рисков до прихода товара. Это будет удобно и участнику ВЭД, так как если будут срабатывать риски, то и он узнает об этом заранее.

Несколько слов по поводу развития комплекса процедур, связанных с декларированием, транзитом и предварительным информированием. У нас в этих трёх столбах подъёма информации, которые раньше были разделены, курсирует одна и та же информация. Очевидно, что такое дублирование неудобно никому. Поэтому ряд изменений, внесённых в Таможенный кодекс, касается того, чтобы информация курсировала уже не по столбам подъёма этой информации от участника ВЭД до таможенных органов, а уже в информационных базах самих таможенных органов. То есть если информация подана при предварительном декларировании, то она же используется при транзите. Если она подана в предварительном информировании, то транзитная декларация уже не должна требоваться, а сами сведения должны использоваться как сведения для заполнения транзитной декларации. Ряд вопросов, связанных с развитием уполномоченного экономического оператора в основном будет связан с введением в Таможенный кодекс норм, которые мы ввели уже в наш Федеральный закон о таможенном регулировании. В том числе возможность уполномоченному оператору получать свои товары сразу с границы на свои площадки, выпускать их с точки зрения завершения процедуры транзита и вести с таможенным органом работу по удалённому выпуску.

Целый блок поправок направлен на то, чтобы таможенное администрирование было одинаковое в таможенных органах стран, входящих в Таможенный союз. Во-первых, это, с точки зрения российских предложений, закрепление в Таможенном кодексе закрытого перечня случаев продления выпуска товаров. Мы будем предлагать включить в Таможенный кодекс ту статью, которая сейчас действует в законе о таможенном регулировании. При обсуждении будут поправки от стран Таможенного союза, но такие базовые вещи как сроки, связанные с выпуском товаров, работа с информацией, и в том числе перечень тех возможных решений, который может принять таможенный орган в ходе таможенного декларирования, должны быть закреплены на  верхнем уровне. Перечень решений, принятый при одинаковых условиях декларирования в каждой стране не должен отличаться. Что касается установления единого порядка подач неполной декларации, то мы будем идти по пути унификации случаев, которые в общем процессе декларирования занимают небольшие проценты. То есть большинство режимов на уровне 80%.У нас это импорт -40% или экспорт - 10%. А дальше начинаются режимы, специальные процедуры, различные условия ввоза товаров, отличающиеся от базовых. По многим режимам и процедурам, которые не очень часто востребованы, у нас много отсылочных норм. Мы будем двигаться по пути того, чтобы дочищать процедуры, которые не представляют из себя большого объёма декларирования, но, тем не менее, унификация нужна. Также мы будем предлагать отказаться от отсылочной нормы, когда специальные процедуры устанавливаются законодательством государств-членов Таможенного союза. Уже сейчас столкнулись с такой проблемой, что мы на нашем уровне установили несколько СТП (специальных таможенных процедур). Белорусы их не знают. И когда товар идёт через белорусскую границу, то они к нему относятся с позиции Таможенного кодекса, либо тех процедур, как у них установлены. Как правило, в рамках этих процедур предусматриваются различные льготы освобождения, возможности не предоставления обеспечения уплаты платежей, или освобождение от платежей. На территории Белоруссии эта СТП не установлена, поэтому применять её они не могут. Поэтому данные вопросы мы будем предлагать внести в Таможенный кодекс Таможенного союза.

По научным образцам было много поручений президента. Была большая дискуссия, несколько раундов обсуждения. Обобщая все предложения, мы что-то включили в наш закон о таможенном регулировании. Например, возможность помещения временно ввезённых научных образцов под процедуру уничтожения. Таможенный кодекс это запрещает, а своим Федеральным законом разрешили. Для устранения такого рода противоречий, а также создания ещё лучших условий для научной инновационной деятельности, будет блок предложений по изменению ТК ТС.

Будут актуальны вопросы интеллектуальной собственности. До сих пор они не разрешены. Вы знаете, что у нас 4 реестра – 3 национальных и один общий. Взаимоотношения между ними до конца не утрясены. Поэтому здесь большое поле для совершенствования. Работа это интересная и сложная.

Таким образом, из этого шестиступенчатого сложнораспределённого уровня регулирования мы попытаемся убрать вторую строчку максимально. Международные договоры по своей сути являются маленькими таможенными кодексами. Сейчас оснований для востребованности договоров всё меньше и меньше. Поэтому мы хотели бы рассматривать верхний уровень, состоящий из двух ступеней : кодекс, который закладывает нормы, и решение комиссии, которое реализует нормы практического применения. Например, утверждение формы грузовой таможенной декларации. Эта норма не может быть включена в Таможенный кодекс, но решение такого уровня останется на новой евразийской экономической комиссии. От этого уровня нам не избавиться, но хотя бы от международных договоров попытаемся уйти.
После того как будут изменены нормы Таможенного кодекса Таможенного союза, в том числе в отношении уменьшения отсылочных норм, безусловно, потребуется изменение структуры национального законодательства. Мы надеемся, что наш Федеральный закон ужмётся, так как будет меньше отсылочных норм, будет меньше поля для таможенного регулирования на национальном уровне. Соответственно ужмутся и все остальные уровни. Конечно, нам не уйти от актов правительства, нам не уйти от приказов Федеральной Таможенной службы. Но, безусловно, эти области для регулирования на национальном уровне будут уменьшаться.

С точки зрения перспектив, в настоящее время у нас есть поручение правительства, основанное на отчёте Всемирного Банка. Первый вывод, который Всемирный банк делает, это то, что в целом наше законодательство соответствует. Но в то же время нам рекомендуют провести ряд мер по его совершенствованию в направлении определённого списка случаев. Все эти случаи были обличены в ранг наших взаимоотношений с Минэкономразвития. Мы сейчас готовим предложение по пяти направлениям.

Первое – отмена обязательного предоставления декларантом документов при таможенном декларировании. Звучит революционно, но на самом деле этот вопрос востребован со всех сторон. Мы столкнулись с необходимостью этой нормы. В ТК ТС чётко записано, что вместе с таможенной декларацией предоставляются документы, на основании которых она заполнена. И нет никаких возможностей для исключения этой обязательной нормы. Поэтому мы будем включать в Таможенный кодекс норму, которая будет говорить о том, что не требуются документ, за исключением определённых случаев и требований. Мы с этим столкнулись год назад. Тогда в рамках работы по созданию более благоприятной среды для бизнеса, мы исключили необходимость предоставления паспорта сделки при подаче декларации. С декабря прошлого года эта работа была в тестовом режиме, а с августа этого года уже вступил в силу зарегистрированный приказ, узаконивший эту технологию как базовую. И на основе этой технологии мы подготовили приказ, устанавливающий перечень документов, которые не требуются при подаче декларации. В основном это документы из области запретов ограничений. Далее мы отправили этот перечень в Минюст для регистрации, также как и по паспорту сделки. С таможенным регулированием мы натолкнулись на чёткую позицию министерства юстиции, что нигде не сказано, что таможенная служба имеет право установить отсутствие необходимости предоставления документов при подаче декларации. Как  мы не пытались обойти все эти нормы, Минюст не пропустил приказ, в которым установлен перечень ненужных документов при таможенном оформлении. Хотя у нас есть чёткое понимание, что декларация и создана для того, чтобы включить в себя все документы. И если декларант заверяет декларацию своей печатью, подписью или электронной подписью, то он и отвечает за то, что сведения из документов качественно перенесены на бланк декларации. Сами документы нужны, когда риски срабатывают или начинаются споры по таможенной стоимости.

Предварительное декларирование. К сожалению, эта процедура не сильно востребована. Но мы будем устранять административные препятствия, которые есть в Таможенном кодексе, а также создавать среду, которая стимулировала подачу предварительных деклараций. Например, будем предлагать заложить норму, о том, что если подана предварительная декларация, проведён таможенный контроль по информации, находящейся в декларации, проведена работа по системе рисков, и если нет претензий у таможенных органов , то товар, попавший на таможенную территорию считался автоматически выпущенным. Вот для этого мы попробуем заложить определённые условия.

Периодическое декларирование. Всемирный Банк посоветовал развивать это направление. Мы полностью с этим согласны и будем поощрять его развитие. Чтобы была возможность спокойно проработать все аспекты таможенного оформления, не отвлекаясь на то, что товар стоит, и идут часы за простой.

В Таможенном союзе создана объединённая коллегия таможенных служб. Мы ежемесячно встречаемся и обсуждаем вопросы, которые возникают по ходу работы. Вопросов много и они будут всегда. Это связано с тем, что у нас есть большие области национального регулирования, а также с тем, что администрирование по одним и тем же вопросам расходится, что, прежде всего, неудобно для участников ВЭД, так как в разных странах разные технологии работы. Также много вопросов, связанных с совершенствованием нашего администрирования.

Последнее заседание коллегии состоялось в Астане 9 декабря. Там были рассмотрены и в тестовом режиме поддержаны предложения по уменьшению случаев таможенного сопровождения. Прежде всего, это актуально для товаров, ввозимых через Белоруссию, где очень много сопровождаемых товаров. Мы закрепили три критерия, которые позволят уменьшить количество сопровождений.

Начну с третьего критерия. Прежде всего, это в том случае, если предел гарантии по книжке МДП превышен несильно, а именно не больше, чем на 500 евро. В этом случае сопровождение назначаться не будет. Сейчас предел гарантии составляет 60 тыс. евро. Мы ведём переговоры с  АСМАП и БАМАП и с соответствующей ассоциацией казахстанских перевозчиков. Это делается для того, чтобы они добровольно приняли на себя повысить предел гарантий до 100 тыс. евро. Тогда у нас количество сопровождений снизится на порядок. Но, тем не менее, пока ассоциации перевозчиков не идут на это, хотя это было бы выгодно для них. И поэтому мы со своей стороны в таком режиме решили поэкспериментировать.

Первый и второй критерии
между собой взаимосвязаны. Случай, когда держатель книжки МДП является лицом, которое взяло на себя повышенное обязательство перед таможенными органами. То есть первый случай - это когда он находится в реестре таможенных перевозчиков. Второй случай – это когда он находится в реестре уполномоченных экономических операторов. Попадая в этот реестр, внося обеспечение, перевозчик изъявляет желание быть законопослушным. Даже если предел  гарантии будет превышаться больше, чем на 500 евро, то мы попробуем работать таким образом, чтобы не назначать сопровождения. После подведения итогов мы посмотрим, сколько товаров было утеряно, не доставлено. И если будут такие случаи, то, скорее всего, эксперимент будет пересмотрен.

Концепция переноса оформления на границу. В настоящее время идёт нормальный плановый режим реализации концепции. Все помнят рубеж 2008-2009 годов, когда эта концепция внедрялась очень активно, когда мы даже заставляли привыкнуть к ней. Таким образом, концепция переноса оформления на границу в том виде, в котором она записана, реализована только для одного субъекта федерации – для Москвы. В остальном работа велась не в таком жёстко-административном режиме, и все последующие наши шаги были плановыми. Мы их широко освещали. На нашем сайте вся информация об этом имеется. Например, третий пункт по ликвидации таможен. Мы обозначили, что будем их ликвидировать ещё в начале этого года. Фактически год прошёл, и теперь мы реализовываем все планы, о которых мы известили. Последние 1, 5 года наша концепция реализуется в спокойном плановом режиме. Работа ведётся во взаимоотношениях с региональным бизнесом и региональными органами власти. За эти 2 года губернаторы и местные органы власти приграничных субъектов проделали огромную работу во взаимодействии с местным бизнесом. Проведена работа по выделению землеотводов, созданию сети дорог, проведению инженерных коммуникаций и электросетей. На конец этого года мы имеем цифру почти в 82%  реализации наших планов по созданию инфраструктуры около границы. Реализовывались эти планы в местах, которые быстрее всего окупятся, то есть в самых востребованных местах. Поэтому у всех значимых пунктов пропуска на нашей сухопутной границе созданы терминалы, которые могут оформить товары, проходящие через эти пункты пропуска. Единственное место, где есть дефицит терминальных мощностей – это Торфяновка на Финской границе. Это очень крупный пункт пропуска, и не хватает терминальных мощностей, чтобы закрыть полностью этот поток. Абсолютно все остальные пункты пропуска по всей границе от Владивостока до Калининграда закрыты терминалами. Премьер-министру мы уже доложили, что плановые работы, которые в концепции стояли до окончания 2010 года, хоть и с небольшим опозданием, но завершены. Инфраструктура, необходимая для работы, создана. Есть терминалы, есть достаточное количество мест, есть таможенные органы, которые непосредственно там же могут провести таможенное оформление. Во многих местах эта работа востребована очень сильно. Начиная с создания таможенного органа, состоящего из 7 человек, сейчас мы уже имеем больше 100 сотрудников, работающих круглосуточно 7 дней в неделю. Ряд мест очень востребован бизнесом. Создание инфраструктуры – наше первое достижение. Второе достижение – это приход в эту инфраструктуру пакетного терминала. Туда приходят брокеры, владельцы терминалов, со своей клиентской базой, со своим товаропотоком. Они знают подо что строят терминал, под какие потоки, под какие товары, знают, какие условия для хранения товара нужны. На многих терминалах расположены посты  ветеринарного и фитосанитарного контроля. Всё это создаёт базу для того, чтобы сказать, что мы получили точку не возврата. Конкретные пакеты и товары, которые ввозились раньше по другим схемам, сейчас уже оформляются и работают в новом режиме. В месяц мы делаем не меньше 20 тыс. деклараций на всех терминалах, расположенных на границах. Это примерно 15-17%  всего декларационного массива в месяц по всей стране. Начинали мы с 3-5%. Хочу отметить, что мы пока не можем отказаться от альтернативности. Мы не устанавливаем и не планируем на ближайшее время устанавливать безальтернативность таможенного оформления на границах. На следующий год мы планируем развивать технологию удалённого выпуска и электронного декларирования в центрах электронного декларирования, то есть удалённый выпуск по особой безбумажной технологии.

Несколько слов по срокам оформления. Вопрос по срокам оформления после вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза был поставлен в число вторых приоритетно контролируемых вопросов после платежей. Поэтому был разработан ряд методик по контролю соблюдения сроков выпуска, по контролю центрального аппарата по отношению к таможенным органам. Одна из основных методик – это электронное декларирование. Сейчас имеем почти 88% деклараций, подаваемых в электронном виде через Интернет. Если нормально работает программное обеспечение, и нет разрывов связи, то сразу после подачи декларации вам приходит сообщение с сервера ГНИВЦ о том, что сообщение поступило. Основная проблема – зависание серверов и плохие каналы связи. Но на будущий бюджетный год у нас заложены закупки, а также заложены аренды более мощных каналов связи. Идём по пути уменьшения проблем в этой области. Но чисто технологически вы сразу получаете подтверждение, что сообщение поступило на сервер. Мы тоже это регистрируем. Анализируем эту работу таким образом, что, как нам кажется, может возникнуть необходимость корректировки законодательства, так как в нём не прописан этот момент. Формально можно трактовать, что декларация подана. Но если это праздничный или выходной день, то у нас просто физически нет сил и времени в тот отведённый срок после подачи декларации её зарегистрировать. Мы технологически сейчас прорабатываем этот вопрос, смотрим с юристами, нет ли здесь нарушения законодательства. Интересная тенденция проявилась с точки зрения распределения декларирования по дням недели и по месяцам. Мы это отслеживаем в еженедельном режиме с 2008 года. На примере 2010 года, можно увидеть какой был разброс по интенсивности декларирования. Основной всплеск приходился на начало недели и месяца. Начиная с марта этого года, разброс по интенсивности декларирования сжался. Мы считаем, что это связано с электронным декларированием, так как декларацию можно подать в любое время суток и в любой день недели.

Что касается нашей работы по времени оформления. Существуют две точки, между которыми товар находится под жёстким контролем таможенных органов – момент пересечения границы и момент проставления штампа «выпуск разрешён». Подтасовать и скорректировать эти точки невозможно. Первая часть времени – это когда машина находится в пути, после того как пересекла границу. На этот срок мы не можем повлиять, так как это зависит от автомобилей и дорог. Но, тем не менее, сокращение произошло. В этом мы видим реализацию концепции оформления на границу. Часть товара постепенно переходит для оформления туда, что позволяет сократить среднее время нахождения в пути. Вторая часть времени – это когда машина уже прибыла на место оформления товара, и ожидает, когда будет подана декларация. Это самый неприятный момент. Даже до электронного декларирования здесь было зафиксировано много нарушений, декларации не принимались. После внедрения электронного декларирования это сделать невозможно, так как программа автоматически даёт время, когда сообщение поступило на сервер. Сокращение произошло значительное. Применение предварительного информирования, предварительного декларирования, периодического декларирования могут позволить сократить и это время. Если брать по сумме все меры по минимизации рисков, то сейчас у нас до 15% доходит применение мер фактического контроля. Из них досмотр где-то 6-8%. То есть 85% товаров выпускаются без срабатывания рисков, без необходимости предоставления документов и применения мер таможенного контроля. Таким образом, это создало ситуацию, когда 14% товаров помещается на СВХ. Остальные 86% выпускаются «с колёс». Поэтому и такое резкое сокращение второй части времени. Третья часть времени – время с момента подачи декларации до момента выпуска. Мы вынуждены показывать это время в часах – 12 часов, но сюда входят и ночные часы и суббота-воскресенье. Мы дорабатываем наше программное обеспечение таким образом, чтобы оно «вычищало» время, когда таможенные органы физически не работают. Думаю, что в следующем году будет более точная статистика.

С января будущего года Комиссия Таможенного союза часть своих полномочий передаст, а с июля прекратит свою работу окончательно. Евразийская экономическая комиссия в полном объёме возьмёт на себя функции КТС, а также у неё будет много дополнительных функций. Можно провести аналогию с союзным министерством, потому что это будет настоящий исполнительный орган. Он будет обладать правами самостоятельного принятия решений, доведения их до органов власти каждого из государств. Эти решения будут обязательными для исполнения исполнительными органами  власти. Кардинально меняется подход к этой работе. Если раньше в КТС вопрос формировался тремя государствами, проводилось предварительное обсуждение, и страны договаривались, готовы ли они внести этот вопрос или нет. Если не готовы, то вопрос не вносился, а если готовы, то вопрос выносился, обсуждался, принимался. Обязательность выполнения этого решения была обеспечена тем, что его осознанно подготовили и с ним заранее согласились правительства трёх государств. Сейчас же ситуация будет абсолютно другая. Коллегия Комиссии Таможенного союза, которая будет состоять из 9 человек, то есть по 3 человека от каждого государства (от России –  Виктор Христенко, Андрей Слепнёв, Татьяна Валовая), обязана быть независимой. Члены комиссии не имеют права запрашивать поручения от делегирующих государств; не имеют права руководствоваться поручениями делегирующих государств. Делегирующим же государствам запрещено давать членам комиссии поручения и установки, о том, как им действовать и какие решения принимать. Это будут надгосударственные чиновники, которые исходя из своего опыта, знаний и пониманий будут принимать решения абсолютно самостоятельно. У них будут еженедельно проходить заседания коллегии, и каждую неделю будут штамповаться какие-то решения, сразу поступающие для исполнения. Пропадает элемент проработки и подготовки решения снизу, то есть оно сразу придёт сверху. Естественно заложен механизм, позволяющий государству оспорить поступившее решение в том случае, если оно ему не нравится. У государства для этого есть 10 дней. Если в этот срок решение не оспорено, то оно вступает в силу и дальше его можно изменить только путём изменения решения, то есть государство должно вносить этот вопрос на обсуждение и так далее. Появляется новая управленческая структура надгосударственных чиновников, которые не привязаны к государствам, направившим их туда. Это основной принципиальный момент.

Второй принципиальный момент – это принятие решений. Если раньше решения принимались на основании долей голосов (у России – 57% голосов, у Белоруссии и Казахстана по 21 % голосов), то есть 2/3 голосов, то сейчас решения должны приниматься только консенсусом. Все 100% голосов, присутствующих на заседании, должны быть отдано этому решению. При этом есть решения, которые принимаются 2/3 голосов, но они больше связаны с организацией работы этой комиссии. Таким образом, отпадает возможность блокирования двух государств. Если какому-то государству важно принять решение, то ему придётся убеждать своих коллег для того, чтобы они за него проголосовали. Неконсенсусных решений нет. Более подробно можно посмотреть в двух документах, принятых президентами 18 ноября. Это сам договор о Евразийской экономической комиссии и регламент её работы. Сейчас готовится ещё один документ, который можно тоже назвать регламентом. Он будет описывать отдельные вопросы по работе этой комиссии. Но уже сейчас можно сказать, что численность этой комиссии будет от 1200 до 1600 человек. Во многих российских федеральных органах исполнительной власти численность меньше. Такое количество людей не будут сидеть без дела. Достаточно скоро мы увидим практику принятия решений самостоятельно и доведения их до исполнения. Безусловно, нужен механизм принятия этих решений, механизм, который определяет место этих решений в юридической конструкции внутри государств. Сразу возникает вопрос соотношения с положениями конституции. Наш конституционный суд уже работает над этим. Но если президенты пошли на это, если к тому есть политическая воля, то с 1 января мы с вами будем жить в новой конфигурации государственного управления, чем-то отдалённо напоминающей Евросоюз.

Спасибо. Готов ответить на вопросы.

Вопрос №1: Вопрос по теме внесения изменения в Таможенный кодекс. Я так понимаю, что эти изменения подразумевают инкорпорацию международных договоров в тело кодекса. В то же время есть общая тенденция кодификации законодательства в целом. Даже объявлялся конкурс КТС с целью найти структуры и научные круги для проведения кодификации. Каким образом связаны рабочая группа по решению №777 и концепция по кодификации через конкурсы? Если Вы знаете чем закончились эти конкурсы, то расскажите, пожалуйста.

Владимир Ивин: Насчёт конкурсов не могу сказать, так как эта работа ведётся не нами. Но что знаю, то расскажу. Непосредственно прямой связи между нашими рабочими группами нет, мы работаем самостоятельно. Но работа по кодификации продолжается. Первоначальные сроки до 01.01.12 соблюсти не удалось. В настоящее время принята декларация о создании Евразийского экономического союза, где обрисован горизонт до 2015. Эта работа по кодификации сейчас озвучивается с горизонтом на 2014 год. От этой работы не отказываются, она будет вестись на тех же озвученных принципах. Планируется сделать некий документ, чем-то похожий на Римский договор, который послужил основой для создания Евросоюза.

Вопрос №2: Вопрос по работе таможенных постов. Как Вы думаете, что нужно сделать, чтобы они работали больше – в 1, 5 или в 2 смены, а , возможно, и круглосуточно. Также хотелось, чтобы таможенные посты работали по субботам? Второй вопрос будет по Торфяновке. Там очень долго приходится ожидать таможенного оформления. Что нужно сделать, чтобы расширить работу в Торфяновке? Мне кажется, что это можно сделать за несколько месяцев. Что нужно сделать, чтобы таможенное оформление проходило за 3-4 часа?

Владимир Ивин: На часть вопросов я уже ответил. Если информация поступает заблаговременно, если у нас есть возможность её предварительно проверить и обсудить какие-то моменты с декларантом, то это кардинально ускорит оформление. И оно будет даже не 3-4 часа, а гораздо меньше. Что касается Торфяновки, то там есть «узкое горло», которое устанавливает определённый регламент поступления машин на этот пункт пропуска. У нас давно был подготовлен проект по расширению Торфяновки, но от нас функции строительства пунктов пропуска были переданы Росгранице. Они заново разрабатывали проект. Без инфраструктурного расширения Торфяновки, интенсивность пропуска не увеличить. То количество грузовых полос, которое там есть, и то регламентное поступление машин не может быть сейчас увеличено. Если смотреть по самому интенсивному графику работы, который применяется в «пиковых» моментах, то можно увидеть, что в минуту происходить взвешивание не более 3-4 машин. Это технологическая работа весов. Умножайте минуты на часы, часы на время работы. Получается, что мы выпускаем примерно 2, 5 тыс. транспортных средств. Всё, это предел. Сейчас вопросами развития инфраструктуры занимается целиком Росграница. Нас к этому вопросу не подпускают.
У нас был эксперимент по увеличению количества рабочих мест в тех помещениях, где их можно создать. Мы каждый угол операционного зала заполнили рабочими местами. В итоге в этом помещение оказывалось в 2 раза больше и наших сотрудников и водителей. Через 1, 5 недели эксперимент пришлось закрыть,


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 5370
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha