Выключить анимацию
Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Электронные подписи сотрудников организаций не применяются с 01.09.2024. Закажите ЭП физического лица и получите МЧД
Альта-Софт
Мнение эксперта

Частный спор по общему делу

Игорь Петров, юридическая компания «КАСТО»
г.

Есть в Санкт-Петербурге одна организация, которая в течение 1997 – 2003 годов завезла в Россию оборудование для увеличения уставного капитала и, соответственно, оформила его под условный выпуск в соответствии с пп.1 п.1 ст.151 ТК РФ и с применением льгот, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 23 июля 1996 г. N 883 "О льготах по уплате таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями". 

Наверное, как и в других подобных организациях, находилось бы это оборудование в уставном фонде вечно, пока не износилось в труху, но таможенное законодательство наступившего Таможенного союза принесло долгожданную норму - обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами по истечении пяти лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, если не установлен иной срок действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами, при условии, что в этот период не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (пп.2 п.2 ст.211 ТК ТС).

Справедливо посчитав, что пятилетний срок со дня выпуска оборудования прошел, организация обратилась в Санкт-Петербургскую таможню с просьбой снять с контроля данное оборудование. И получила отказ. Поскольку пп.2 п.2 ст.211 ТК ТС не распространяется на товары, выпущенные условно до вступления в силу ТК ТС. Нужно подождать до июля 2015 года.
Но организация не захотела ждать, и пошла в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской Области, который решением от 10 июня 2011 года по делу №А56-14344/2011 удовлетворил заявленные требования и обязал таможню снять с контроля оборудование. Суд посчитал, что пятилетний срок прошел; что согласно ст.370 ТК ТС товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза и помещенные до вступления в силу Кодекса под таможенный режим «выпуск для внутреннего потребления», со дня вступления в силу Кодекса считаются помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Таким образом, констатировал суд, положения ТК ТС учитывают отношения, регулируемые таможенным законодательством, возникшие до вступления в силу данного Кодекса, в частности – помещение товаров под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, и не пресекают срок нахождения товаров под данным режимом датой вступления в силу ТК ТС.
Однако радость декларанта была недолгой. Решением от 3 октября 2011 года, Тринадцатый Арбитражный Апелляционный суд отменил решение первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказал. Апелляционный суд посчитал, что положения по возникновению и прекращению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, установленные статьей 211 ТК ТС, не были ранее регламентированы ТК РФ. Между тем, из п.2 ст.366 ТК ТС следует, что по отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза, возникшим до вступления в силу Кодекса, Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367-372 Кодекса. Согласно п.1 ст.370 ТК ТС товар со дня вступления в силу Кодекса считается помещенным под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении товара применяются положения Кодекса. Таким образом, делает вывод Апелляционный суд, пятилетний срок осуществления таможенного контроля применительно к товарам, выпущенным условно до вступления в силу ТК ТС, должен исчисляться, начиная с 1 июля 2010 года, а не с даты условного выпуска. Поскольку ранее возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, установленные статьей 211 ТК ТС, не были регламентированы ТК РФ. Следовательно, таможня обоснованно отказала в снятии с контроля товаров.
На решение Апелляционной инстанции подана кассационная жалоба, которая будет рассмотрена 19 января 2012 года.

Учитывая, что вопрос затрагивает огромное количество организаций с иностранными инвестициями, позволю себе высказать ряд соображений по сути спора.
Мне не понятна логика Апелляционной инстанции.
В качестве общего правила (п.2 ст.366) ТК ТС установил, что по отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного Союза, возникшим до вступления в силу Кодекса, Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, но с учетом положений, предусмотренных статьями 367-372 Кодекса. То есть, к тем правам и обязанностям, которые возникли до, не применяется, за рядом исключений (ст.ст.367-372).
 
Отношения между декларантом и таможенным органом по поводу оборудования, внесенного в уставный фонд, и выпущенного до вступления в силу ТК ТС, безусловно, существуют, и регулируются уже новым законодательством Таможенного союза.    
Согласно положениям п.1 ст.370 ТК ТС (Переходные положения о статусе товаров и таможенных процедурах) товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза и помещенные до вступления в силу Кодекса под таможенные режимы выпуск для внутреннего потребления в Российской Федерации, со дня вступления в силу  Кодекса считаются помещенными под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления; в отношении этих товаров применяются положения Кодекса и (или) иных актов таможенного законодательства Таможенного союза.

Если в отношении этих товаров применяются положения ТК ТС, то что же, эти положения применяются не в полном объеме? Какая-то часть применяется, а какая-то нет? Где это написано? Почему обязанности декларанта (например, не распоряжаться условно выпущенными товарами без разрешения таможни), возникшие до вступления в силу ТК ТС, должны продолжаться, а права (в данном случае, право распорядиться товаром, т.к. прошло пять лет со дня выпуска), возникшие после и в связи с вступлением в силу ТК ТС, не могут быть реализованы? В соответствии с п.4 ст.200 ТК ТС товары считаются условно выпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов. А затем приобретают статус товаров Таможенного союза (пп.1 п.5 ст.200 ТК ТС). Уж если следовать такой логике, то в соответствии с общей нормой (п.2 ст.366 ТК ТС), к старым обязанностям новый Кодекс применяться не должен! Но для этого – и исключения, в частности, норма п.1 ст.370 ТК ТС (применяется к товарам!).

Далее. А почему надо ждать до 2015 года? Почему отсчет от июля 2010 года? Единственное объяснение – Апелляционная инстанция полагает, что оборудование считается выпущенным в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами (пп.2 п.2 ст.211 ТК ТС) со дня вступления в силу ТК ТС. Но почему? Разве в момент вступления в силу нового Кодекса происходил выпуск товаров? Согласно пп.5 п.1 ст.4 ТК ТС выпуск товаров – это действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары. Так же было и в ТК РФ. Выпуски того оборудования произошли еще в 1997 – 2003 годах, а вот в июле 2010 года это оборудование, в полном соответствии с положениями п.1 ст.370 ТК ТС, стало считаться помещенным под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления. При этом - «со дня вступления в силу Кодекса считаются помещенными», а не «считаются помещенными со дня вступления в силу Кодекса». В соответствии с нормой пп.2 п.2 ст.211 ТК ТС обязанность прекращается по истечении пяти лет со дня выпуска товаров. Никакого выпуска в июле 2010 года не было.

Я прекрасно понимаю руководство Санкт-Петербургской таможни. Я понимаю и руководство ФТС России, которое по ряду частных обращений уже успело высказать мнение, что надо бы всем подождать до 2015 года. Поскольку очень много такого завезено оборудования в уставные фонды и, если бы его выпустить еще раз под пошлину, получилась бы приличная сумма для бюджета. Но надо понять и то, что никто (или почти никто) не станет платить эти пошлины. Так и будет висеть это оборудование мертвым грузом там, где могли бы его продать и заменить новым. А у нас ведь вроде опять кризис на носу? Вот сообщают, что ФТС России план по сбору таможенных платежей выполнила на 100, 3 %. Думаю, можно и производству теперь помочь. Кодекс позволяет.


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 3700
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha