Чего стремятся избежать специалисты, выполняющие анализ товарных рынков?
Двух вещей:
- отсутствия свежих данных;
- отсутствия полных данных.
В случае анализа внешней торговли свежие данные могут добавляться ежегодно, ежеквартально и ежемесячно. Кому как требуется.
А вот в каком случае данные получаются неполными?
Об этом поговорим подробнее, и для подробного разговора есть веская причина. Судите сами, если для анализа мы возьмем не полные данные, то результат в итоге будет неточным. Раз так, то и выводы рискуют быть ошибочными, и планы - неверными.
Так почему же данные могут оказаться не полными? Ведь многим известно о существовании единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (классификатора ТН ВЭД ТС), в которой каждому товару определен свой код, а каждой группе товаров – своя группа кодов. Вроде бы всего-то и надо, что найти соответствующий товару код, а затем изучить данные таможенной статистики, относящиеся к этому коду. Сегодня такой анализ можно провести самостоятельно.
Однако в последнее время все чаще торговые операции по одному общепринятому коду вдруг обнаруживаются совсем «по другому адресу» (получают другую кодировку). И причина здесь не обязательно в стремлении уйти от повышенной ставки таможенной пошлины. Такие случаи в нашей статье мы рассматривать не будем. Причин здесь и других предостаточно. Остановимся на них подробнее.
Причина первая – «У нас так принято»
На необъятных просторах России в различных таможнях и таможенных постах, у декларантов и брокеров сформировалась своя наработанная практика в подборе кодов ТН ВЭД для описания торговой операции по тому или иному товару. Изучает, к примеру, аналитик, импорт тканей из полиэстера и при этом особо интересуется тканями с напечатанным рисунком шириной 220 см и плотностью более 65 г/кв. м. Хочет оценить емкость внешнеторгового рынка, уровень концентрации участников и прочие показатели. Для отбора данных он останавливается на позиции 5512 классификатора, которая имеет название «Ткани из синтетических волокон, содержащие 85 мас. % или более этих волокон». Останавливается и не сомневается, так как его компания сама эти ткани импортирует, и использует позицию 5512 для декларирования своих грузов. Теперь аналитику остается только заняться арифметикой и оценить объем поставок. Для этого он приобретает статистику за очередной квартал и видит, что всего в страну ввозят подобных тканей на сумму немногим более полумиллиона тысяч долларов. Докладывает специалист свой результат боссу, а тот говорит: «Что-то ты не то сделал или неверные данные тебе продали! Основной наш конкурент ввозит в страну этих тканей в разы больше твоей цифры!»
Упустим здесь, как и с чьей помощью все случилось, но в результате аналитик предоставил шефу реальный объем импорта, который отличался от первоначальной цифры в 7 раз!
По какому же адресу обнаружились остальные торговые операции?
По адресу товарной позиции 5407. Ее название - «Ткани из синтетических комплексных нитей». Одно слово – «у нас так принято». Так сказали бы специалисты, оформлявшие груз другим участникам ВЭД на другой таможне. Справедливости ради отметим, что действительно тут непросто разобраться, какая позиция больше подходит. Да и у таможенных органов серьезных возражений нет, ведь ставка таможенной пошлины по обеим позициям единая. А вот для анализа рынка имеем налицо «неслабое» отличие второго варианта расчетов от первого – на целых 87% (!).
Причина вторая – необъяснимая
Перейдем к примерам. Для кошек и собак корм ввозится по товарной группе 230910, ведь название ее звучит - «корм для кошек и собак». Делаем «замер» месячного объема торговли и получаем 16, 5 млн.$.
Попробуем теперь расширить горизонт поиска и заглянуть в соседние группы. Обнаруживаем, что по соседству в группе 230990 скрывается объем товарных операций еще на три миллиона долларов. Согласитесь, что такое открытие серьезно меняет расклад долей рынка и среди потребителей, и среди производителей, и среди поставщиков. А как мы уже говорили, от неточных цифр недалеко до неверных решений.
Возможно, что для вас не будет откровением тот факт, что с подобными примерами мы встречаемся каждый день. К ним относится отбор статистики и для анализа рынка и автобусов, и прецизионных труб, и фронтальных погрузчиков, и еще немалого количества товаров.
Логичен вывод, чтодля уверенности в получении полной картины рынка требуется иная технология поиска данных, отличающаяся от «тупогоотбора» данных по подходящему коду. Такая, которая предполагает изучение информации в более широких объемах и по более сложным правилам.
Причина третья - «инновационная»
Имеет место, когда технический прогресс опережает процесс нормативно-творческий.
Слышали ли вы когда-нибудь о таком товаре, как тепловизор? Классификатор ТН ВЭД о нем ничего не знает и ни в какой своей части не упоминает. А раз так, то для изучения торговли этими самыми тепловизорами не обойтись без тотального поиска данных по статистике, относящейся к самым различным разделам ТН ВЭД. При таком подходе торговля точно обнаружится, а анализ будет выполнен неповерхностно. Единственно, что в этом случае надо решить – какими силами его проводить и какие сроки на это отвести.
Однако статью свою хочу завершить не темой ошибок, а описанием возможностей, которые возникают при использовании «сквозной» технологии поиска статистических данных, не привязанной к одному коду или группе кодов ТН ВЭД.
Бизнес, как и жизнь, развивается не по учебнику, и даже не по классификатору. Его Величество СПРОС – вот кто командует и определяет пути его развития. И если потребители, например, требуют гидродеталей, то производитель начинает их производить, и далеко не в первую очередь озадачивается удобством формирования поискового запроса на таможенную статистику. Ассортимент производимых деталей может включать, например, и гидромоторы, и гидродвигатели, и гидронасосы. Взглянув вклассификатор ТН ВЭД, можно обнаружить, что все эти детали «веером» разбросаны по разным его разделам. Но для получения заветного расклада долей рынка товара аналитику придется все данные выявить, все цифры сложить и рейтинги выстроить. Уже хорошо, если специалист поймет размах задачи и скажет руководителю: «У нас особый случай. Мы не вписываемся в структуру классификатора ТН ВЭД. Но выход есть. Надо просто расширить поиск». А еще ему придется сказать следующее: «Я тут прикинул, что для подготовки отчета в обозримые сроки мне не обойтись без мощных компьютеров, дисковых массивов под базу данных и системы управления ею. Также нужна лицензия и помощник, который сможет вести администрирование. И если мы будем мониторить рынок ежемесячно, то еще придется «вычищать» обновления от случайных повторов данных. Гарантирую, тогда мой анализ будет точным. Для начала бюджет на технику составит порядка десяти тысяч долларов».
Ответ руководителя прогнозировать не будем. Но подтвердим, что решение аналитик предложил правильное. Задачу решить можно, но здесь действительно требуется непростая «сквозная» технология поиска.
Перейдем к выводам и предложениям:
Технологии поиска статистики экспорта и импорта бывают разные. Все чаще требуется «сквозной» подход к формированию выборки.
Если вы системно занимаетесь изучением внешнеторгового рынка, то есть смысл периодически проверять ваш способ отбора статистических данных, чтобы не упустить из виду ничего и никого. Особенно в период экономических неожиданностей.