Стенограмма выступления Егора Смитиенко на конференции Ассоциации европейского бизнеса, 9 февраля 2012 г., Москва.
В мировой торговле существуют две группы правил определения страны происхождения товаров.
Первая группа – это непреференциальные правила определения страны происхождения. Они связаны с неприменением мер преференциальной торговой политики. То есть они применяются, когда речь идет о мерах нетарифного регулирования и специальных защитных и антидемпинговых мер. Дифференциальные правила установлены соглашением Таможенного союза о единых правилах определения страны происхождения. Оно применяется по отношению к товарам, происходящих из стран, которые не образуют с Россией зону свободной торговли, а также страны, которые не являются странами-бенефициарами (то есть странами-получателями тарифной преференции).
Вторая группа – преференциальные правила. Они имеют более актуальное значение, так как применяются для предоставления преференциального тарифного режима. Здесь есть три основных правила. Во-первых, это правила, которые устанавливают определение страны происхождения товара из развивающихся и менее развитых стран. Эти правила установлены соглашением 2008 года тоже в рамках между государствами-членами Таможенного союза. Во-вторых, правила, которые применяются в отношении товаров, происходящих из стран, входящих в Содружество Независимых Государств. Это новое соглашение, которое пришло взамен правилу 2000 года. Ну и, в-третьих, Сербия, которая является страной, образующей вместе с Россией зону свободной торговли. Это совсем недавний протокол, который был подписан в прошлом году. Он устанавливает тарифные изъятия и правила определения страны происхождения.
Несколько слов о единой системе тарифной преференции. Правовая основа устанавливается Комиссией Таможенного союза и включает в себя перечень стран-бенефициаров как развивающихся, так и менее развитых стран. Включение стран-бенефициаров в этот перечень регулируется протоколом единой системы тарифной преференции 2008 года. Решением Комиссии Таможенного союза №130 от 27.11.2009 установлены конкретные страны и перечень преференциальных товаров. Единая система тарифной преференции пришла на смену общей системы преференции. Она предоставляется в одностороннем порядке, без принципов взаимности. Мы не требуем предоставления аналогичных тарифных преференций в отношении товаров, экспортируемых из РФ в эти же страны, то есть в страны-бенефициары.
Более актуальный вопрос – это вопрос документального подтверждения. Кодекс Таможенного союза (глава №7) устанавливает два вида документов, которые используются для подтверждения страны происхождения товаров. Первый документ – это декларация происхождения товаров. Что касается СНГ, то правила не устанавливают случаи, когда предоставляется декларация происхождения товаров. Она относит это на национальное законодательство страны ввоза. Мы сделали попытку установить такие случаи нормативным документом (не приказом ФТС, а актом правительства), внесли в правительство соответствующее постановление, но правительство отказалось его принимать по причине того, что в законе о таможенном регулировании правительство не наделено такими полномочиями на определение случаев декларации происхождения товаров. Поэтому, воспользовавшись случаем внесения поправок в Таможенный кодекс ТС, мы предложили нашим коллегам по Таможенному союзу (Белоруссии и Казахстану) установить такие случаи решением органа Таможенного союза Единого экономического пространства. Это вопрос уже не РФ, а трех государств, здесь должен быть единый подход. Хотелось бы верить, что в целях облегчения мы установим такие случаи. Предполагается, что речь должна идти о поставках из СНГ, которые не являются значимыми с точки зрения стоимости. То есть здесь нет смысла получать сертификат установленной формы и предоставлять его в таможенные органы. Достаточно использовать в качестве декларации происхождения товара коммерческие и товаросопроводительные документы, но при условии, что они позволяют идентифицировать товар и его страну происхождения.
Что касается развивающихся и менее развитых стран, Сербии и Черногории (Черногория также является страной, образующей с РФ зону свободной торговли), то эти случаи определены. То есть, если стоимость товарной партии не превышает определенной стоимости, то не требуется предоставления сертификата установленной формы, а достаточно предоставить коммерческий документ, где будет видно страну происхождения.
Что касается третьих стран, то соглашением о единых правилах определения страны происхождения не регулируется вопросы документального подтверждения. То есть в таких случаях достаточно использовать декларацию происхождения товаров.
Что касается сертификатов происхождения товаров. СНГ и Грузия. Для подтверждения страны происхождения товаров используется сертификат происхождения товаров формы СТ-1. Для тех государств, которые подписали соглашение 2009 года – это 13-графный бланк сертификата; для Грузии – 12-графный бланк сертификата (там нет графы о критерии происхождения товара). Что касается развивающихся и менее развитых стран, Черногории. Мы используем для цели подтверждения страны происхождения сертификат о происхождении формы А, который предоставляет развивающимся и менее развитым странам такую преференцию.
Ноу-хау – это Сербия и сертификат о происхождении товара формы СТ-2. Мы специально пошли по пути того, что у нас в дальнейшем будут появляться новые зоны свободной торговли. СТ-1 мы используем для стран, которые входят с Содружество Независимых Государств. Для стран, которые не входят в СНГ, но образуют с РФ зону свободной торговли, мы используем СТ-2. Когда мы писали протокол, то установили временный переходный период, так как сербы предоставляли сертификат формы А.
Как быть с документальным подтверждением страны происхождения товара в рамках электронного декларирования? Требование по предоставлению оригинала сертификата (формы А или СТ-2, СТ-1) для целей предоставления тарифной преференции - необходимо предоставления оригинала сертификата. Полностью поддерживая инициативу электронной торговли, мы предложили построить электронную систему сертификации с теми странами, с которыми мы имеем зону свободной торговли и со странами-бенефициарами. Суть системы заключается в том, что мы будем отказываться от предоставления оригинала сертификата при условии, что российские таможенные органы будут иметь доступ к электронной системе, по которой можно будет идентифицировать этот сертификат (номер будет указан в декларации на товары), определить выполнение критерия, идентифицировать товар, и если эта преференция заявляется до выпуска, то принимать решение о предоставлении тарифной преференции. Мы создаем для этого рабочую подгруппу и надеемся, что выйдем на конечный результат и построим такую систему.
Несколько слов об условиях предоставления тарифной преференции. Во-первых, это соответствие товара установленным критериям. В отношении СНГ у нас действуют несколько критериев: смена кода, перечень. Если товар попадает в перечень, то мы руководствуемся перечнем производственно-технологических операций, при выполнении которых товар будет считаться происходящим из СНГ. Если товар не попадает в перечень, то мы руководствуемся основным правилом – это смена кода на уровне первых четырех знаков. Что касается Сербии, то здесь действует критерий адвалорной доли, то есть стоимость материалов иностранного происхождения не должна превышать 50% стоимости конечной продукции. Третьи страны. Здесь едиными правилами заложен основной критерий – смена кода на уровне первых четырех знаков. Но этими же правилами допускается в отношении определенной номенклатуры товаров и стран устанавливать решениями Комиссии Таможенного союза отдельные правила (правило адвалорной доли или перечень) Эксперты трех стран собрались и решили, что необходимости установления таких критериев нет, поэтому пока мы руководствуемся сменой кода на уровне первых четырех знаков. Что касается правила закупки и прямой поставки, то это правило установлено как правилами СНГ, так и правилами развивающихся и менее развитых стран. Не может быть такого, что заключается контракт между двумя резидентами, но право собственности переходит третьему лицу, которое не является резидентом. Что касается прямой поставки, то если мы говорим о развивающихся и менее развитых странах, то поставка должна идти непосредственно от страны-бенефициара. Причем в настоящих правилах не говорится о том, что страна-бенефициар является страной происхождения товара. Что касается СНГ, то товар также должен идти из государства-члена СНГ на территорию РФ, не покидая территорию СНГ за исключением ряда условий (например, экономических).
Сертификат должен быть хорошо оформлен. Если сертификат оформлен с нарушением, то в соответствии с пунктом 4 статьи 61 Таможенного Кодекса Таможенного Союза таможенный орган имеет полное право отказать в предоставлении тарифной преференции. Также, если есть сомнения в том, что выполняются критерии или не выполняются, выдавался ли сертификат или нет, то в таком случае у нас есть механизм дальнейшей дополнительной проверки. Он заключается в том, что мы готовим международный запрос в уполномоченный орган, обращаемся за разъяснением, просим подтвердить выдавался ли сертификат или нет. Странам-бенефициарам дан срок в 6 месяцев. Если в этот срок уполномоченный орган, который выдавал сертификат не ответил нам, то мы имеем полное право преференцию не давать до получения ответа от уполномоченного органа. Тоже самое и со странами СНГ.
Также должны быть соблюдены требования к административному сотрудничеству. Это значит, что страна, претендующая на получение преференциального режима должна набрать страну, которая дает этот преференциальный режим, информацию об уполномоченных органах, их адресах и печати, чтобы иметь возможность проверить факт выдачи подлинности этого сертификата. Если нет такой информации, то преференциальный режим не может быть предоставлен.
Несколько слов о перспективах. На подходе у нас также принято решение о том, что мы будем строить зону свободной торговли с Вьетнамом. Пока не знаем, на каких условиях. Но нас все больше затягивает на переход системы к самостоятельной сертификации. Суть этой системы заключается в том, что мы отказываемся от документального подтверждения страны происхождения путем предоставления сертификатов, а переходим на заявительный порядок сведений о стране происхождения уполномоченными экспортерами без их удостоверения, но при условии, что эти уполномоченные экспортеры прошли аккредитацию в стране происхождения . Я думаю, что это перспектива и за этим будущее.