5 марта 2012 года «КонсультантПлюс» провел интернет-интервью с начальником Правового управления ФТС России Андреем Борисовичем Струковым. В ходе беседы Андрей Борисович Струков ответил на наиболее интересные из поступивших вопросов, касающихся сферы применения таможенного законодательства, осветил перспективы развития существующей нормативно-правовой базы, подробно рассказал о деятельности ФТС России в рамках функционирования единого таможенного пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
- Таможенному союзу Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации исполнилось два года. Как Вы оцениваете существующую правовую базу, регулирующую таможенные процедуры между союзными государствами и Россией? Необходимо ли её совершенствовать, и какие изменения ждут нас в ближайшее время?
- С июля 2010 г. в государствах-членах Таможенного союза применяется единое таможенное законодательство, состоящее из Таможенного кодекса Таможенного союза, международных соглашений этих государств и решений Комиссии Таможенного союза, обеспечивающих реализацию положений Кодекса.
В ходе практики применения таможенного законодательства таможенными органами выявляются коллизии правовых норм, содержащиеся в Кодексе и иных актах, составляющих нормативную базу Таможенного союза. В целях совершенствования таможенного законодательства таможенные органы Российской Федерации с октября 2010 г. осуществляют ежеквартальный мониторинг практики применения Кодекса и актов таможенного законодательства Таможенного союза, решений Комиссии Таможенного союза, по результатам которого в ФТС России готовятся поправки для изменения и дополнения норм указанных актов.
Сжатые сроки подготовки актов для регулирования Таможенного союза и неунифицированность смежных с таможенным законодательством отраслей законодательства государств - членов Таможенного союза не позволили детально проработать и согласовать ряд принципиальных позиций. Эти акты содержат свыше 900 отсылочных норм к разным уровням законодательства. Реализация отсылочных норм актов сопряжена с необходимостью разработки дополнительных правовых актов.
Подобная структура международных документов приводит к внутренним противоречиям норм и затрудняет их применение со стороны таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. В правовой плоскости становится актуальным проведение работы по кодификации международного законодательства, регулирующего нормативную базу единого экономического пространства. Такая работа включает качественную переработку действующих актов с целью устранения отсылочных норм, противоречий правового характера, восполнения пробелов в правовом регулировании. Такая работа сейчас обеспечивается Комиссией Таможенного союза.
В этой работе принимают участие эксперты таможенных служб государств - членов Таможенного союза. Согласованные поправки вносятся на рассмотрение Комиссии Таможенного союза для подготовки проектов международных актов.
18 ноября 2011 г. подписан главами государств - членов Таможенного союза Договор о создании Евразийской экономической комиссии. Комиссия Таможенного союза упраздняется. ЕЭК будет функционировать как единый постоянно действующий регулирующий орган как Таможенного союза, так и единого экономического пространства.
Деятельность ЕЭК будет затрагивать, в том числе, вопросы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, таможенного администрирования, зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, статистики внешней и взаимной торговли. Решения ЕЭК подлежат применению на территориях государств - членов Таможенного союза. При этом решения Комиссии Таможенного союза, действующие на 1 января 2012 г., сохранят свою юридическую силу. Кроме того, Договором на ЕЭК возложены полномочия по обеспечению реализации международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и единого экономического пространства. В настоящее время договорно-правовую базу Таможенного союза составляют свыше 80 договоров и соглашений.
- Андрей Борисович, расскажите, пожалуйста, поподробнее, какие изменения действующего таможенного законодательства ждут нас в ближайшее время? Затронут ли они сферу применения Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»?
- Сегодня в рамках Таможенного союза ведется работа по дальнейшему совершенствованию законодательной основы Таможенного союза. В этих целях создана международная рабочая группа по подготовке изменений и дополнений в Таможенный кодекс Таможенного союза. Эту группу возглавляет руководитель ФТС России А.Ю. Бельянинов.
Из ближайших целей: включение в Кодекс положений отдельных международных соглашений государств - членов Таможенного союза и решений Комиссии Таможенного союза в области таможенного регулирования, сокращение отсылочных норм в Кодексе.
Доработка положений Кодекса ведется на основе предложений таможенных органов, которые осуществляют мониторинг практики применения норм Кодекса на территориях государств - членов Таможенного союза.
В Российской Федерации такой мониторинг организован таможенной службой, он проводится ежеквартально с октября 2010 г. Таможенные органы представляют в ФТС России предложения для формирования поправок в Кодекс по результатам правоприменительной практики. При проведении мониторинга применяется Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. N 657. По итогам работы в прошедшем году сформировано свыше 400 поправок в Кодекс, предложенных тремя государствами. Секретариатом Комиссии Таможенного союза подготовлено более 80 поправок.
Завершить работу по доработке Кодекса планируется не позднее июня 2012 г. путем оформления протокола к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза с последующей его ратификацией в каждом государстве Таможенного союза.
Одновременно ФТС России проводит мониторинг практики применения Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", обеспечивающего реализацию норм Кодекса на территории Российской Федерации. Такой мониторинг организован во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. N 1471-р, в котором участвуют Минэкономразвития России и ФАС России. По завершении мониторинга предложения по совершенствованию отдельных положений Федерального закона будут направлены во II квартале 2012 г. в Минюст России для подготовки доклада Правительству Российской Федерации.
- Происходят ли какие-то нормативно-правовые изменения в деятельности Федеральной таможенной службы в связи с процедурой присоединения нашей страны к Всемирной торговой организации?
- В связи с отменой таможенного контроля на внутренних границах Российской Федерации с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан со стороны ФТС России осуществляются мероприятия по реорганизации и ликвидации таможенных органов.
Таможенные органы Российской Федерации состоят из ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов. Вопросы по перераспределению функций между различными уровнями таможенных органов в целях оптимизации их работы и повышения эффективности таможенного администрирования в рамках Таможенного союза рассматриваются специально созданной рабочей группой ФТС России.
Реформирование системы таможенных органов связано с совершенствованием функций и правомочий таможенных органов, исключения их дублирования, а также с изменением структуры таможенного органа каждого уровня (включая ФТС России), влекущим сокращение штатной численности таможенных органов в целом.
Необходимо отметить, что при этом работа таможенных органов с учетом вступления Российской Федерации в ВТО будет продолжаться на основе действующей нормативной базы Таможенного союза и измененного законодательства Российской Федерации в области таможенного дела, которые соответствуют основным принципам и стандартам Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.
- Предпринимает ли ФТС России шаги по усилению защиты прав интеллектуальной собственности? Следует ли ожидать в ближайшее время каких-либо принципиальных сдвигов в решении существующих проблем с ввозом контрафактной продукции на территорию Российской Федерации?
- Защита интеллектуальных прав является одной из приоритетных задач таможенных органов в современных условиях. В соответствии с нормами Таможенного кодекса Таможенного союза и Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ФТС России ведет реестр объектов интеллектуальной собственности для предотвращения ввоза на таможенную территорию Таможенного союза контрафактной продукции.
Реестр является составной частью единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности в рамках Таможенного союза, международное соглашение о котором ратифицировано Российской Федерацией в 2011 году. Реестр формируется на основании заявлений правообладателей и сегодня содержит более 2000 объектов, принадлежащих российским и зарубежным компаниям.
Названный Федеральный закон предоставил таможенным органам новые полномочия в сфере регулирования защиты прав интеллектуальной собственности, известные во всем мире как "ex officio" (в переводе с латыни - "по обязанности"). Такие полномочия соответствуют международным обязательствам, связанным, в том числе, со вступлением Российской Федерации в ВТО.
В соответствии с принципом "ex officio", если таможня сама обнаруживает признаки правонарушения (статьи 7.12 "Нарушение авторских и смежных прав", 14.10 "Незаконное использование товарного знака" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и имеет информацию о том, что правообладатель зарегистрирован на территории Российской Федерации, то может приостановить выпуск товаров по собственному усмотрению на срок не более 7 рабочих дней.
За этот период правообладатель должен взять образцы товаров и подтвердить, что ввоз (вывоз) таких товаров осуществляется с нарушением его прав на объект интеллектуальной собственности. Применение принципа "ex officio" допустимо только один раз по конкретному объекту в отношении конкретного правообладателя. Во всех остальных случаях применяется механизм, указанный в главе 46 Таможенного кодекса Таможенного союза, предусматривающий включение правообладателя в реестр.
В перспективе, учитывая актуальность унифицирования гражданского законодательства в рамках Таможенного союза, на едином экономическом пространстве предлагается распространить региональный принцип исчерпания прав на товарный знак. В Гражданском кодексе Российской Федерации (статья 1487) установлен национальный принцип исчерпания такого права. Нарушением не считается, если товар вводится в гражданский оборот на территории Российской Федерации (в том числе посредством его ввоза) самим правообладателем или иным лицом с согласия правообладателя.
В сфере защиты интеллектуальных прав ФТС России сотрудничает с иными федеральными органами исполнительной власти, общественными и международными организациями, таможенными службами иностранных государств, а также с представителями правообладателей. Проводятся заседания совместных рабочих групп с Роспатентом и НП "РусБренд" и другими партнерами. В рамках действующего соглашения между ФТС России и Оргкомитетом "Сочи 2014" планируется проводить мероприятия по авторской защите соответствующей символики.
- С нового года в таможенную практику вводится институт уполномоченных экономических операторов (УЭО). Вступил в силу и приказ ФТС России "Об утверждении типовой формы соглашения, заключаемого между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором". Какие преимущества дает участникам ВЭД статус УЭО? Каким организациям ФТС России рекомендует его получить? Начали ли уже поступать заявления от организаций о включении в реестр уполномоченных экономических операторов?
- Введение института уполномоченного экономического оператора - новация 2012 года. Статус уполномоченного экономического оператора и условия присвоения этого статуса определены статьями 38-39 Таможенного кодекса Таможенного союза и главой 6 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В целях реализации отсылочных норм Федерального закона в рамках компетенции ФТС России изданы в 2011 г. и прошли государственную регистрацию в Минюсте России приказ N 1877, утверждающий Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов, и приказ N 1914, утверждающий типовую форму соглашения, заключаемого между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором.
Эти приказы с января 2012 г. обеспечили возможность начала практической деятельности по включению заинтересованных юридических лиц в реестр уполномоченных экономических операторов. Государственная услуга по включению в реестр уполномоченных экономических операторов бесплатна и доступна всем российским юридическим лицам.
Реестр уполномоченных экономических операторов ведется ФТС России. На сегодняшний день в ФТС России поступило более 50 заявлений о включении в этот реестр.
Статус уполномоченного экономического оператора могут получить юридические лица, отвечающие критериям "добросовестного участника внешнеэкономической деятельности".
Для получения свидетельства и включения в такой реестр требуется соблюдение ряда условий, таких как:
- осуществление внешнеэкономической деятельности не менее одного года со дня обращения организации в ФТС России;
- наличие системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, предоставленные таможенным органам, со сведениями о проведении хозяйственных операций;
- предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, эквивалентного 1 млн. евро;
- отсутствие задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- отсутствие процедуры банкротства в отношении организации;
- среди руководителей и сотрудников организации не должно быть лиц, привлеченных к уголовной ответственности за экономические преступления.
Приобретая статус уполномоченного экономического оператора, российское юридическое лицо сможет применять специальные таможенные упрощения. Такие упрощения включают возможность временного хранения товаров на складах самой организации, выпуска товаров до подачи таможенной декларации, проведения таможенных операций непосредственно на своих складах, а также право использования любых порядков упрощенного декларирования.
- Как Вы в целом оцениваете уровень правовой грамотности граждан и участников ВЭД по соблюдению таможенных правил? Что, на Ваш взгляд, необходимо делать для того, чтобы с одной стороны обеспечить эффективную работу таможенных органов, а с другой - наладить диалог и информационный обмен с организациями и рядовыми гражданами?
- Деятельность таможенных органов сегодня целиком направлена на повышение качества предоставления услуг и сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности.
В целях широкого информирования участников внешнеэкономической деятельности ежедневно на официальном сайте ФТС России (www.customs.ru) появляется самая актуальная информация в сфере таможенного дела, включая нормативную базу. Выпускаются ежемесячные периодические издания ФТС России, содержащие сведения о новых правовых актах и практике работы таможенных органов.
В рамках работы Общественно-консультативного совета по таможенной политике при ФТС России ежегодно проводится большое количество встреч, конференций, семинаров с представителями деловых кругов. При этом рассматриваются проблемные вопросы со стороны бизнес-сообщества и обсуждаются пути их урегулирования, приемлемые для таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
На основании Таможенного кодекса Таможенного союза и Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенными органами предоставляется заинтересованным лицам бесплатная государственная услуга по информированию о действующем таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Такая услуга оказывается в соответствии с Административным регламентом Федеральной таможенной службы, утвержденным приказом ФТС России от 24 мая 2006 г. N 469. Государственную услугу предоставляют уполномоченные должностные лица региональных таможенных управлений и таможен в устной или в письменной форме по желанию лица.
Защита прав и законных интересов государства и участников внешнеэкономической деятельности путем укрепления законности в системе таможенных органов - один из неизменных приоритетов в работе таможенных органов.
В течение 2011 г. таможенные органы были ориентированы на эффективное использование механизмов ведомственного контроля и ведомственного обжалования. Их применение позволяет в досудебном порядке урегулировать спорные ситуации, возникающие при таможенном оформлении товаров и проведении таможенного контроля, в целях восстановления нарушенных прав юридических и физических лиц.
Лица вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц. В 2011 г. таможенными органами рассмотрено по существу более 900 жалоб (заявлений) лиц в порядке, предусмотренном главой 3 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». По результатам рассмотрения свыше 500 (примерно 53%) жалоб было удовлетворено полностью или частично. Отмена решений в области таможенного дела обусловлена в большей степени объективными причинами - изменение таможенного законодательства, отсутствие устойчивой правоприменительной практики этого законодательства в условиях функционирования Таможенного союза, включая судебную практику.
Оценивая состояние судебной практики таможенных органов, необходимо отметить, что в 2011 г. таможенными органами было оформлено более 4 млн. таможенных деклараций, из которых только по импорту - около 3 млн. При проверке деклараций должностными лицами таможенных органов принимаются решения в отношении классификационного кода, таможенной стоимости, страны происхождения товаров, осуществляется проверка соблюдения мер нетарифного регулирования.
Таможенные органы в 2011 г. вели производство по более чем 33 тыс. судебным делам, из которых судами различных инстанций было рассмотрено свыше 20 тыс. дел. В пользу таможенных органов рассмотрено 12 596 дел (54% от общего количества рассмотренных дел).
Основная доля отрицательных для таможенных органов судебных решений вынесена судами при рассмотрении споров, связанных с обжалованием решений, действий (бездействия) в сфере таможенного дела - 84% от общего числа проигранных таможенными органами дел. В сравнении с 2010 г. количество судебных споров с участием таможенных органов уменьшилось на 10%, а количество дел, рассмотренных в пользу таможенных органов, увеличилось на 8%.
При этом именно таможенные органы формируют более 50% доходной части федерального бюджета. Согласно статистике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации из общего числа дел, рассмотренных арбитражными судами первой инстанции в 2011 г., с применением таможенного законодательства были связаны более 11 тыс. дел, с применением налогового законодательства - свыше 90 тыс. дел. Доля таможенных споров в общем количестве рассмотренных арбитражными судами дел, возникших из административных и иных публичных правоотношений, составила 2, 9%, а аналогичный показатель по налоговым спорам составляет 25, 6%.
- Планируется ли увеличение таможенной зоны Таможенного союза? Какие конкретно государства могут войти в ТС? В каком году?
- Таможенный союз из трех государств работает второй год, формирование его шло поэтапно. Создана договорно-правовая база Таможенного союза, единые системы тарифного, нетарифного и таможенного регулирования, обеспечено ведение согласованной политики в области технического регулирования, применения санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Сохранен на внутренних границах только пограничный и миграционный контроль.
Что касается вопроса о расширении Таможенного союза, то надо иметь в виду, что вступление государства в Таможенный союз сопряжено в первую очередь с необходимостью выполнения определенных условий, направленных на приведение национальных таможенных процедур и нормативной базы в соответствие с требованиями актов таможенного законодательства Таможенного союза.
В целях дальнейшей интеграции государств в Таможенный союз таможенная служба России открыта для сотрудничества при осуществлении стандартизации и унификации процессов в таможенном деле.
Источник: пресс-служба ФТС РФ