Стенограмма выступления Руслана Валентиновича Давыдова на конференции «Таможня и ВЭД. Деятельность в рамках Единого экономического пространства — первые итоги». Москва, 28 марта 2012
Тема сегодняшнего доклада — первые итоги деятельности в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП). Мы знаем, что с 1 января 2012 года начался новый этап экономической интеграции на пространстве ЕвраАзЭС. Заработало Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Это исторический проект, который является важнейшим элементом развития не только для этих трех государств, но и для всей ситуации на постсоветском пространстве.
Целью формирования Единого экономического пространства является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения. Сегодня общий рынок Единого экономического пространства насчитывает более 170 миллионов человек, а ВВП стран-участниц, рассчитанный по паритету покупательной способности, превышает 3 трлн долларов США. По этому показателю ЕЭП потеснило Германию и уступает лишь США, Индии, Китаю и Японии. Для нас очевидно, что объединенная экономика получит существенный импульс для роста за счет свободного движения товаров.
Принцип свободного движения товаров предусматривает:
- снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов; устранение изъятий из режима свободной торговли;
- формирование общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики;
- унификацию мер нетарифного регулирования;
- применение инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами с учетом норм и правил ВТО.
Основой для формирования ЕЭП стало создание Таможенного союза. Очевидно, что курс на экономическую интеграцию себя оправдал. Исходя из статистики внешней и взаимной торговли, предоставленной таможенной службой, видно, что 2011 год по сравнению с 2010 годом принес значительный рост объемов взаимной торговли РФ с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. Пока существенных изменений в товарной структуре этой торговли не наблюдается, хотя есть определенные тенденции. Мы их внимательно отслеживаем. Эти тенденции только намечаются и пока не достигли такого состояния, когда о них надо говорить, рассматривать и принимать какие-либо меры. Стоимостной объем российского экспорта в 2011 году превысил 40 млрд долларов США и увеличился по сравнению с 2010 годом на 33%. Примерно на 25% вырос российский экспорт в Казахстан, а в Республику Беларусь — на 40%. Из Казахстана импорт вырос на 60%, а из Белоруссии — на 40%. Сальдо торгового баланса осталось положительным, оно увеличилось с 14 до 17 млрд долларов США (в 2011 г. по сравнению с 2010 г.).
Цели, которые мы ставим себе при интеграции стран, входящих в ЕЭП, обеспечиваются, в том числе, постоянным совершенствованием и унификацией таможенных процедур и правил. В настоящее время создана Международная рабочая группа по внесению изменений в Таможенный кодекс Таможенного союза. По результатам этой работы в Таможенный кодекс будут внесены изменения, направленные на устранение коллизий правовых норм, упрощение таможенных процедур для участников ВЭД, дальнейшую унификацию таможенных законодательств наших государств.
Какие возможности для бизнеса сейчас открываются? Уже сейчас они существуют. В пределах ЕЭП не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом осуществляется мероприятие по распространению защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на все Единое экономическое пространство. В рамках Таможенного союза вот уже 2 года применяется единый таможенный тариф. Классификация товаров по кодам и единицам измерения приводится в соответствии с ТНВЭД ТС. Применяются единые правила определения страны происхождения товаров. Также продолжается реализация мероприятий по приведению национальных законодательств в соответствие с договорно-правовой базой Таможенного союза.
В рамках создания нормативной базы не могло не быть шероховатостей и огрехов. Эта работа достаточно кропотливая и въедливая, она ведется в постоянном режиме. Также унифицирован (пока не полностью) порядок таможенного администрирования, включая единые правила декларирования товаров, уплаты таможенных платежей, единые таможенные процедуры. Согласованы принципы взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг.
На данном этапе характерной особенностью развития таможенного дела в наших странах является необходимость баланса между последовательным повышением единообразия администрирования на всей территории Таможенного союза и обеспечением точного и своевременного исполнения задач, которые ставят национальные правительства. Опыт Европейского союза, на который мы ориентируемся, показывает, что полного единообразия, абсолютной унификации в приоритетах деятельности таможенных служб достичь сложно. Все равно будут всегда оставаться определенные национальные особенности.
В данной ситуации одни из приоритетов таможенной службы РФ, о которых хотелось бы сказать, — это модернизация таможенного администрирования; создание системных механизмов, позволяющих облегчить осуществление международной торговли; формирование благоприятного инвестиционного климата в РФ. В рамках национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в РФ создана рабочая группа по совершенствованию таможенного администрирования. Эта группа возглавляется представителями бизнеса. Одна из задач — улучшение инвестиционного климата, а также создание благоприятных условий для российского бизнеса, то есть повышение конкурентоспособности бизнес-среды, таможенной среды для представителей бизнеса. В условиях Таможенного союза возникает конкуренция между таможенными службами трех стран в плане привлечения бизнеса условиями для работы на той или иной территории.
Мы считаем себя в России одним из передовых ведомств в плане внедрения перспективных технологий. Темпы нашей работы по обеспечению технической готовности таможенных органов к внедрению интернет-декларирования отражают способность уполномоченных таможенных органов принимать таможенные декларации на товары в электронном виде через Интернет. В конце 2009 года эта готовность измерялась долями процента. Когда эта задача была системно поставлена, был принят план подготовки, то есть, проведена аттестация таможенных органов, темпы готовности сразу возросли. Все сотрудники таможенных органов, которые имеют право выпуска и приема деклараций на товары, имеют электронные подписи (ЭП). ЭП выдаются представителям бизнеса. Таким образом, электронное декларирование осуществляется в юридически значимом формате. Бизнес советует нам принимать более активные меры для создания более комфортных условий для электронного декларирования, которые заключаются в том, чтобы предпринимателям не приходилось сопровождать подачу и выпуск деклараций на товары в электронном виде через Интернет представлением документов на бумаге в таможенные органы. Мы с этим согласны, видим эту проблему и на данном этапе ставим себе задачу повышения качества электронного декларирования, то есть создания условий для непредставления документов на бумажном носителе в таможенные органы.
Одно из таких направлений, которое может дать позитивный эффект, — создание системы межведомственного электронного взаимодействия. Эта задача решается на уровне правительства. Задачу решает Минкомсвязи, то есть создается интеграционный сегмент, который позволит всем ведомствам на основании технологических карт межведомственного взаимодействия обмениваться информацией о лицензиях и других разрешительных документах в электронном виде и обеспечивать онлайн-обмен между ведомствами. Эта работа затрагивает не только таможенную службу. Все то, что говорится об электронных государственных услугах, основывается на развитии системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Это один из элементов, который позволит сократить представление бумаг при электронном декларировании. Снижаются сроки выпуска товаров. Как положительный момент хотелось бы отметить, что соблюдается срок выпуска при экспорте товаров, не облагаемых ввозными пошлинами, который определен по закону в 4 часа. У нас средний срок в 2011 году составил 3, 2 часа.
Мы планируем расширять взаимодействие с бизнесом. Будем создавать условия для бизнеса, принимать участие не только в обсуждении уже имеющихся результатов работы ФТС, но и в обсуждении возможности предложить технологии на различных направлениях нашей деятельности, которые позволили бы внедрять электронное взаимодействие, упрощать и ускорять процедуры. Нашим управлением по связям с общественностью были проведены социологические опросы, они показали, что от 40 до 30% представителей бизнеса не удовлетворены нашей работой. Нам нужно максимально сократить этот процент.
В целях реализации статьи 53 Федерального закона № 311 «О таможенном регулировании в РФ» ФТС был разработан порядок проведения консультаций при разработке проектов нормативных правовых актов с общероссийскими некоммерческими организациями, определенными правительством РФ. Сторонами — участниками ЕЭП решаются технологические аспекты взаимодействия контролирующих органов при осуществлении пропуска лиц, грузов, товаров, транспортных средств, животных, в том числе по принципу одного окна с применением современных информационных технологий. Эта работа рассчитана на сокращение времени пребывания в пункте пропуска, способствует упрощению, ускорению и унификации процедур.
Есть проблемы в этой работе. Например, когда работа только начиналась несколько лет назад, то планировалась передача нам функций и полномочий вместе со штатной численностью от соответствующих ведомств. Но эта административная работа закончилась тем, что функции нам передали, а штатную численность не передали. Поэтому нам приходится изыскивать собственные резервы, что на фоне 20-процентного сокращения численности сотрудников таможенных органов совсем не просто.
Еще одна проблема, которую мы решаем, заключается в унификации программных средств. Работа идет тяжело, нужны ресурсы и средства. Но мы планируем к концу этого года в основном перевести эту работу в формат работы сотрудников таможенных органов с одним программным средством или, хотя бы, получение данных из баз иных ведомств в наши программные средства с тем, чтобы существенно сократить время на прохождение пункта пропуска. РСПП проводил свои статистические исследования в данном направлении. Результаты показали, что 50% бизнесменов считают, что прохождение пункта пропуска ускорилось, и 50% считают, что ничего не изменилось. Так что в дальнейшем при оценке нашей работы все, что больше 50% — это позитив. Надо понимать причины неудовлетворенности, сопоставлять это с теми проблемными вопросами, которые видим мы, и решать их с учетом пожеланий бизнеса.
Что мы видим в рамках взаимодействия трех таможенных служб? С 2011 года заработала Объединенная коллегия Таможенного союза. Этот орган формально не вписан в административную структуру ЕЭП, но, тем не менее, он оказывает нам существенную поддержку в работе по унификации и координации наших действий по четырем основным направлениям. Первое направление — дальнейшая унификация таможенных законодательств. Это важнейший элемент нашей работы. Темпы создания Таможенного союза и ЕЭП так превышают темпы традиционные, которые исторически мы можем наблюдать в Евросоюзе, что без технических ошибок эта работа обойтись не может.
Второе направление — это вопросы унификации национальных систем управления рисками. У нас при Объединенной коллегии создана рабочая группа по данному направлению. Речь идет не только о том, чтобы унифицировать действующие индикаторы и профили риска, но и также о том, чтобы унифицировать работу по модернизации системы управления рисками. Вместе с бизнес-сообществом мы пришли к выводу, что действующая система управления рисками требует модернизации, унификации и дальнейшей автоматизации. Система управления рисками должна быть по максимуму автоматизирована. Одна из задач — исключение человеческого фактора; вторая задача — возможность перехода на автоматический выпуск товаров, когда товар не подпадает под запреты и ограничения, когда по нему не сработали риски, когда соблюдены условия выпуска. В этом случае декларация должна выпускаться за минуты без участия сотрудников таможенных органов. Мы планируем в следующем году сформировать план внедрения технологии автоматического выпуска. Задача такова, чтобы системное администрирование было сближено по максимуму на три государства (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация).
Что касается системы транзита, то она на данный момент отработана, но все же информационное взаимодействие наших служб должно быть гораздо шире, конкретнее, детальнее. Необходимые договоренности достигнуты, и мы находимся сейчас на этапе технической реализации договоренностей в рамках информационного взаимодействия. Мы должны взаимно видеть и иметь возможность проверить какие-то элементы, если возникают сомнения на этапе анализа информации. Мы имеем возможность присутствия наблюдателей на границах друг друга в пунктах пропуска. Пока эта возможность только на бумаге, но мы ее будем реализовать. На выходе соответствующее соглашение по обеспечению контроля за перемещением энергоносителей. Это одна из важнейших тем взаимодействия. Там тоже предусмотрено, что во взаимных проверках смогут участвовать представители центральных таможенных органов государств Таможенного союза и ЕЭП.
Еще одно направление — это дальнейшее развитие механизмов единого администрирования общих таможенных процессов. Полной унификации и единообразия достичь не удастся, но максимальное сближение правил, практик администрирования должно происходить.
Хотелось бы подчеркнуть, что те процессы, которые заняли в Евросоюзе около 40 лет (от Европейского объединения угля и стали до полноценного ЕС), у нас идут гораздо быстрее. Достигнутые результаты и статистика взаимной и внешней торговли говорят о том, что мы на правильном пути.
Вопрос № 1: Как вы относитесь к принципу резидентства? Предполагается ли, что этот принцип будет в скором времени отменен?
Давыдов Р.В.: В перспективе от принципа резидентства нужно уходить. Но любой вопрос должен быть подготовлен, чтобы не сломать существующий баланс в любой сфере. Поэтому те проблемы, которые мы видим в сфере унификации законодательства, системы управления рисками, правоприменительной практики — это те условия, которые позволили бы перейти к тому, чтобы декларация могла подаваться на любом участке ЕЭП.
Вопрос № 2: Когда можно ожидать нормального запроса статистических данных с тем, чтобы была возможность планировать бизнес?
Давыдов Р.В.: Управление таможенной статистики и анализа ежеквартально публикует открытые сборники. Но бизнесу нужна эта информация в определенном разрезе. Наверное, при нашей нынешней численности мы не готовы выполнять такие запросы. Идет большой объем запросов и от ведомств, и от торговых представительств. Для исполнения этих запросов на сегодняшний день не хватает человеческого ресурса.