Стенограмма выступления Павла Александровича Трухина на конференции «Таможня и ВЭД. Деятельность в рамках Единого экономического пространства — первые итоги». Москва, 28 марта 2012
Вступление России в ВТО, формирование ЕЭП потребовали от таможни пересмотра своих принципов деятельности. 2009, 2010 и 2011 года ознаменовались не только коренным изменением таможенного законодательства РФ, но и изменения таможенного законодательства стран-участниц Таможенного союза. Сейчас возникает много вопросов по времени осуществления таможенных операций. Дальнейшее развитие этого направления не возможно без применения новых информационных таможенных технологий. За последние годы таможня значительно продвинулась в разработке и широком внедрении новых информационных таможенных технологий с целью ускорения и упрощения порядка осуществления таможенных процедур.
Преследуя комплексный подход по всем направлениям деятельности, особое внимание ФТС уделяет внедрению и совершенствованию таможенных операций, которые основаны на организации взаимодействия с участниками ВЭД на открытом интерфейсе взаимодействия с использованием ассоциаций сетей Интернет (то есть электронное декларирование, электронное представление сведений).
Развитие системы электронного декларирования с использованием международной ассоциации сетей Интернет в таможенных органах РФ является одним из главный направлений совершенствования порядка осуществления таможенных процедур. При этом внедрение электронного декларирования потребовало от таможенной службы проведения комплекса технических и технологических мероприятий. В настоящее время все таможенные органы РФ готовы к применению электронной формы декларирования товаров с использованием сетей Интернет. То есть 100% таможенных постов, которые осуществляют приём деклараций, могут принимать их в электронном виде. На сегодняшний день в России в среднем около 90% всех таможенных деклараций подаётся в электронной форме с использованием сетей Интернет. Более 80% участников ВЭД отдали предпочтение электронной форме декларирования. Применение ЭД в региональном разрезе составляет около 90%. Это неплохие показатели. Тем не менее, необходимо констатировать, что таможенной службе РФ предстоит проделать достаточно большой путь. Сейчас мы видим планомерную работу по совершенствованию технологий электронного декларирования товаров.
Наиболее значимыми проектами по оптимизации ЭД необходимо назвать работу по сокращению представляемых при декларировании товаров документов, выработке подходов к автоматизированному принятию решений о выпуске товаров при электронном декларировании, а также расширение и оптимизация практики применения удалённого выпуска товаров. Для решения этих задач ФТС предпринимает следующие шаги. В настоящее время налаживается взаимодействие с органами федеральной исполнительной власти в области представления разрешительных документов, которые в силу законодательства необходимы к представлению в процессе декларирования товаров. Эта работа ведётся в рамках реализации федерального закона № 210 «Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг». Для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и их взаимодействия при оказании государственных услуг, в России создана единая система межведомственного электронного взаимодействия (система СМЭВ). Эта система позволяет исключить необходимость представления в таможенные органы при таможенном декларировании документов, представляемых иными федеральными органами исполнительной власти и находящихся в их информационных ресурсах; проводить автоматическую сверку сведений, заявленных в электронной декларации, со сведениями, содержащимися в базе данных соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Реализация указанных положений избавит участников ВЭД от лишних бумаг.
Отказ от запроса документа на бумажном носителе делает актуальным проверку электронной декларации путём автоматизированного (а порой и автоматического) сопоставления содержащихся в декларации сведений с массивами информации о товарах и внешнеторговой сделки, содержащимися в информационных ресурсах иных федеральных органах исполнительной власти, а также в информационных ресурсах, которые создаёт таможенная служба РФ на основе обмена информации, в том числе с таможенными службами иностранных государств (в том числе и предварительное информирование). Результаты поиска информации о конкретной товарной партии в указанных информационных массивах, её сопоставление и анализ на основе механизмов системы управления рисками позволяет чётко определить круг вопросов, требующих дополнительной проверки в процессе проверки декларации, а также применения различных форм таможенного контроля (в том числе запрос необходимых документов и сведений, проведение физического таможенного контроля). Решение этих проблем позволяет перейти к решению задач по организации автоматического выпуска товаров. Таким образом представление отдельных документов декларантом на товары становится востребованным только в рамках подтверждения тех сведений, которые заявлены в декларации, которые противоречат имеющимся у ФТС информационным массивам (на основе систем управления рисками). Все эти положения в настоящее время проходят законодательное закрепление. Так, в рамках работы по законодательной инициативе (в рамках Таможенного союза) уже подготовлено более 500 поправок в Таможенный кодекс, решений Комиссий Таможенного союза, которые предусматривают снижение административных барьеров при осуществлении декларирования товаров.
Развитие электронного декларирования стало основой для внедрения технологий удалённого выпуска (УВ) товаров. Основой технологий удалённого выпуска товаров является принцип разделения таможенных процедур на документальный и физический таможенный контроль товаров, который осуществляется в различных таможенных органах на территории РФ. Применение технологий УВ товаров базируется на распределении людских ресурсов, а также на основе анализа и нагрузки на таможенные терминалы, которые в настоящее время начинают концентрироваться вдоль границы РФ. Применение технологий удалённого выпуска товаров также позволяет выработать действенные подходы по сокращению потока большегрузного транспорта, следующего под таможенным контролем по дорогам РФ, а также в крупные города. Применение технологий УВ позволяет сократить документооборот при таможенном контроле. Кроме того, указанная технология позволяет существенно перераспределить и оптимизировать нагрузку на таможенные органы, в зависимости от их специализации. Так же технология удалённого выпуска позволяет уменьшить общее время совершения таможенных операций в отношении перемещаемых товаров. Сейчас технология функционирует в штатном режиме, постепенно расширяется круг применяющих её таможенных органов и участников ВЭД.
Вместе с тем совершенствуется и нормативная база применения технологии удалённого выпуска товаров. С технической точки зрения, УВ реализуется с использованием тех же программных средств, которые применяются при электронном декларировании товаров. С целью развития технологии удалённого выпуска, а также оптимизации места размещения таможенных органов в РФ создано 13 специализированных таможенных постов – центров электронного декларирования. Они используют в своей деятельности преимущества технологии удалённого выпуска товаров. Компетенция данных таможенных постов ограничена осуществлением таможенных операций исключительно в электронном виде. При этом 13 специализированных таможенных постов расположены во всех региональных таможенных управлениях РФ.
Для оптимизации совершения порядка осуществления таможенных процедур хочу озвучить основные задачи, которые должна решить таможенная служба в ближайшие сроки. Среди этих задач необходимо акцентировать внимание на следующее.
Совершенствование структуры таможенных органов, а также методов их управления (с целью обеспечения концентрации товаров в местах, максимально приближенных к государственной границе; на крупных логистических терминалах; сокращение времени, необходимого для совершения таможенных операций; перенос основной тяжести по декларированию товаров в таможенные посты, которые создаются в местах максимальной концентрации людских ресурсов).
Развитие пунктов пропуска через таможенную границу Таможенного союза, и совершенствование механизмов таможенного администрирования операций, осуществляемых в пунктах пропуска. Здесь ведется работа по созданию межведомственного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, администрирующих контрольные функции, в том числе на основе систем межведомственного электронного взаимодействия.
Распространение системы предварительного информирования (ПИ) таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, в том числе при их перевозке автомобильным, железнодорожным, воздушным и морским транспортом.
Совершенствование и оптимизация процедур таможенного контроля, которые осуществляются в пунктах пропуска, в том числе в рамках организации технологии одного окна.
Совершенствование и администрирование таможенных операций является важной задачей, которую решает ФТС РФ. В рамках этой задачи реализуется новая модель организации таможенного декларирования с применением автоматического таможенного контроля на основе информационных таможенных технологий с использованием предварительной информации и распределение таможенного контроля на этапе декларирования товаров, а также перенос части таможенного контроля на этап после выпуска товаров. Далее – это сокращение конкретизации перечня документов, предоставляемых при декларировании товаров, в том числе в электронном виде.
Формирование единого сквозного информационного массива сведений о товарной партии, начиная с её прибытия на таможенную территорию и заканчивая осуществлением таможенного контроля после выпуска в отношении этих товаров. Следующая задача – это создание и внедрение перспективных информационных таможенных технологий. С этой целью внедряются и обеспечиваются технические и технологические условия для проверки заявляемых в декларации сведений о товарах на основе автоматического их сопоставления с массивом информации о товарах, о внешней торговой сделке, массивах информации, имеющихся в распоряжении иных федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, внедряются безбумажные информационные технологии взаимодействия с участниками ВЭД, перевозчиками товаров, таможенными службами на всех этапах совершения таможенных операций.
Создание перспективных интегрированных технологий совершения таможенных операций, которые базируются на основе открытого интерфейса с использованием сетей Интернет для всех операций таможенного оформления и таможенного контроля. Это операции в пункте пропуска, операции по доставке товаров, операции по осуществлению декларирования товаров и постконтроля.
Следующая задача – это развитие международного информационного взаимодействия с таможенными службами иностранных государств. Это организация обмена информации о декларируемых товарах с таможенными службами стран-контрагентов. Ещё одна задача – это совершенствование таможенного, гражданского, налогового, административного, уголовного и иного законодательства, которое затрагивает вопросы осуществление таможенных операций по таможенному контролю, в том числе по таможенному контролю после выпуска товаров.
Реализация всех этих задач способствует развитию электронного декларирования. Но вместе с тем присутствует ряд факторов объективного характера, которые не самым лучшим способом влияют на развитие электронного декларирования. Во-первых, это обязательность оформления и представления отдельных документов на бумажных носителях, в силу законодательных, правовых, международных норм. К таким документам относят сертификаты происхождения товаров, применение транспортного законодательства, конвенции МДП и т.д. Во-вторых, это правовые нормы российского законодательства, которые базируются на принципах бумажного документооборота. Например, это организация взаимодействия по представлению информации в части применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров. В-третьих, это недостаточное адаптированность информационных систем федеральных органов исполнительной власти. В-четвёртых, это невозможность использования субъектами хозяйствования единой электронной подписи во взаимодействии со всеми федеральными органами исполнительной власти. Этот вопрос технический и сейчас решается. Комплексное решение таких задач станет залогом успешного распространения технологий электронного декларирования и оптимизации осуществления таможенных процедур таможенного контроля товаров, которые перемещаются участниками ВЭД через таможенную границу Таможенного союза.
Вопрос №1: По закону «О таможенном регулировании в РФ» с 2014 года должно быть полностью внедрено электронное декларирование. Но в Таможенном кодексе Таможенного союза написано, что декларация может быть подана в электронном виде. То есть, судя по всему, она может и не подаваться в электронном виде? Как будут взаимодействовать эти два документа после 1 января 2014 года?
Трухин П.А.: В пункте 4 статьи 322 закона «О таможенном регулировании в РФ» есть норма, которая предусматривает, что до 1 января 2014 года декларация в таможенные органы подаётся в письменном виде или в электронной форме. Дата определена. Таможенное законодательство РФ в соответствии с законом «О таможенном регулировании» состоит из Таможенного кодекса, федерального закона, решений комиссий Таможенного союза, постановлений правительства и т.д. Поэтому в данном случае закон конкретизирует порядок применения правовых норм на территории РФ. В рамках реализации статьи 322 действительно предусмотрен переход на электронное декларирование в РФ с 2014 года. В таможенных службах других государств-членов Таможенного союза переход будет осуществляться в соответствии с их национальным законодательством по мере готовности. В настоящее время ведётся работа по разработке проекта постановления правительства РФ, которое будет регламентировать случаи, когда декларирование товаров будет осуществляться в электронном виде, а также случаи, когда будет допускаться применение бумажного декларирования.
Вопрос № 2: Технология электронного документооборота с перевозчиком. Есть ли нормативный срок внедрения этой системы?
Трухин П.А.: Технология электронного взаимодействия с авиационными перевозчиками с использованием единого информационного ресурса всех авиационных перевозчиков, осуществляющих международные перевозки (технология e-freight) прорабатывается в настоящее время ФТС. В частности, активно ведётся работа с компанией «Аэрофлот» на базе Шереметьевской таможни по изменению нормативных и законодательных актов в части возможности организации полностью электронного документооборота. Внедрение этой технологии сейчас происходит поэтапно.