Сегодня тема Всемирной торговой организации и вступления в нее России крайне актуальна и вызывает в российском обществе множество вопросов, в том числе и связанных с защитой и охраной интеллектуальной собственности.
В настоящее время система таможенного правового регулирования защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в Российской Федерации претерпела существенные изменения, в результате чего стала максимально приближенной к международно-правовым нормам, действующим в странах ВТО. Однако этого недостаточно. На наш взгляд, мало продекларировать в законодательстве основные принципы, необходимо проработать и запустить доступные механизмы их реализации, создать единую правоприменительную практику. Возьмем, к примеру, процедуру ex officio (в переводе с латыни - "по обязанности"). Российским таможенным органам предоставлено право принимать меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности без заявления правообладателя (процедура ex officio). Данная норма была введена в целях приведения законодательства в соответствие с международными стандартами, а именно положениями Соглашения TRIPS. Таможенные органы теперь наделены правом (в случае обнаружения признаков нарушения прав интеллектуальной собственности, если на территории России имеется информация о правообладателе этих товаров или его представителе) приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в специальные таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности.
Применение указанных правовых норм широко практикуется таможенными администрациями США, Японии и государств Евросоюза и позволяет существенно увеличить эффективность защиты прав правообладателей при перемещении через таможенную границу контрафактной продукции. Однако, для повышения эффективности использования этой процедуры, на наш взгляд, необходимо наладить более тесное содействие между таможенными органами и правообладателями. И здесь существенную помощь могут оказать новые информационные технологии предварительное и электронное декларирование, ожидаемое введение обязательного для автомобильных перевозчиков предварительного информирования таможенных органов о ввозимых товарах. Фактически речь идет о создании единой информационной базы, позволяющей правообладателю еще до пересечения контрафактными товарами границы Российской Федерации, уведомлять таможенные органы о возможном нарушении своих прав.
Стоит также отметить и другое. Вступление России в ВТО обострило уже имеющиеся проблемы в сфере интеллектуальной собственности, связанные с обеспечением национальной экономической безопасности и с необходимостью резкого повышения конкурентоспособности российской продукции на международном рынке. Все чаще российские правообладатели, в том числе и сама Российская Федерация, сталкиваются за рубежом с нарушением своих исключительных прав. Это касается как патентов и промышленных образцов, так и товарных знаков. У всех на слуху скандальные истории брендов «Чатка», «Столичная», «Московский», «Тархун», «Колокольчик».
В оборонных отраслях промышленности, из-за отсутствия в советский период контроля над выполнением лицензионных соглашений в области производства необеспеченных необходимой правовой защитой вооружений, по оценкам Роспатента Россия ежегодно теряет до 6 млрд. долл. Причины этого, на наш взгляд, кроются в отсутствии механизмов реализации прав государства на технологии, которые еще в советское время были переданы по лицензионным соглашениям иностранным государствам, в основном членам СЭВ, а теперь бесконтрольно воспроизводятся и распространяются, в том числе и в третьи страны; недостаточности охраны результатов интеллектуальной деятельности при экспонировании; отсутствия у большинства правообладателей необходимого опыта и достаточных финансовых ресурсов, позволяющих эффективно защищать свои права на внешних рынках.
Однако ситуация не безнадежна. Использование уже наработанного опыта передовых стран ВТО позволит нам успешно решать эти задачи. Как показывает мировая практика, есть эффективные механизмы и средства защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности. Стоит заметить, что эти технологии будут успешны только при комплексном и системном использовании. Что практически невозможно, если одним из приоритетов политики Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности не станет государственная поддержка российских правообладателей за рубежом. Это и поддержка экспорта конкурентоспособной инновационной продукции с защищенными правами на результаты интеллектуальной деятельности, и разработка продуманной стратегии патентования создаваемых объектов интеллектуальной собственности на основе действующих международных соглашений по охране промышленной собственности и с учетом национального и зарубежного законодательства, и оказание юридической, консультационной и финансовой помощи правообладателям, заинтересованным в выходе на зарубежные рынки. Только тогда мы сможем говорить об успешной интеграции России в международную систему экономических взаимоотношений.