На заседании Совета с докладом «О ходе выполнения в первом полугодии 2012 года Плана мероприятий по реализации Концепции развития национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (далее - ИИСВВТ) и создания интеграционного сегмента Комиссии Таможенного союза ИИСВВТ» выступил начальник Главного управления информационных технологий ФТС России А.Е.Шашаев.
А.Е. Шашаев констатировал, что Протоколом заседания Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов местного самоуправления от 18 октября 2011 г. № 21 были одобрены Концепция развития национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (далее – Концепция ИИСВВТ) и План мероприятий по реализации Концепции ИИСВВТ (2011 – 2014 гг.).
Пунктом 3.10 Плана мероприятий по реализации Концепции ИИСВВТ (2011 – 2014 гг.) предусмотрены разработка и согласование технологических карт межведомственного информационного взаимодействия в рамках сегмента Российской Федерации ИИСВВТ. ФТС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (далее – ФОИВ) разработаны и согласованы технологические карты межведомственного взаимодействия (далее – ТКМВ).
ТКМВ представляет собой унифицированный и стандартизированный документ, в котором определены состав, структура и формат передачи документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также сроки технической реализации электронного межведомственного взаимодействия. В качестве технической инфраструктуры используется система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), с помощью которой также обеспечивается юридическая значимость передаваемых сведений.
ТКМВ, разработанные в рамках Плана мероприятий по реализации Концепции ИИСВВТ, направлены на информационное обеспечение при исполнении основных таможенных функций ФТС России (таможенное декларирование, прибытие, убытие). Необходимо отметить, что ФТС России первая из всех ФОИВ переводит в электронный вид не только государственные услуги, но и государственные функции.
Разработанные ТКМВ условно можно разделить на две группы:
- ТКМВ, обеспечивающие межведомственное взаимодействие в рамках переданных ФТС России Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 394-ФЗ полномочий по транспортному, санитарному, фито-санитарному и санитарно-карантинному контролю (далее – ТКМВ по 394-ФЗ);
- ТКМВ, обеспечивающие представление уполномоченными ФОИВ в ФТС России в электронном виде документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля (включая лицензии, сертификаты, разрешения и подтверждения) (далее – ТКМВ по разрешительным документам).
Реализация ТКМВ по разрешительным документам является основой для исполнения:
- абзаца первого подпункта «б» пункта 1 поручений, определенных Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России 24 января 2012 г., утвержденным Президентом Российской Федерации 14 февраля 2012 г. № Пр-356;
- пункта 2 поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. № ВП-П4-1237 (далее – Поручение).
Далее в докладе начальника ГУИТа было сказано о том, что в целях обеспечения исполнения Плана мероприятий по реализации Концепции ИИСВВТ (2011 – 2014 гг.) подготовлен и утвержден распоряжением ФТС России от 3 февраля 2012 г. № 10-р план-график согласования ТКМВ.
В соответствии с указанным планом-графиком в I квартале 2012 г. предусмотрено согласование с 22 ФОИВ упомянутых 24 ТКМВ. В ноябре – декабре 2011 г. были подготовлены и направлены на согласование в соответствующие ФОИВ проекты всех ТКМВ.
ФТС России в январе – марте 2012 года были проведены согласительные совещания по ТКМВ с заинтересованными ФОИВ, по итогам которых в основном были согласованы состав и структура передаваемых данных.
В ходе согласования ТКМВ с Ространснадзором в рамках реализации Федерального закона от 28.12.2010 № 394-ФЗ было выявлено, что сведения по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов в международном сообщении находятся в распоряжении Федерального дорожного агентства. 17 февраля 2012 года проведено межведомственное совещание представителей ФТС России и Росавтодор (ФКУ «Росдорсервис») по информационному взаимодействию по контролю перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов в международном сообщении, в рамках транспортного контроля. На данном совещании были рассмотрены общие подходы к формированию ТКМВ, а также согласованы состав и структура передаваемых данных.
По итогам межведомственных совещаний по согласованию ТКМВ была выявлена необходимость получения сведений от Минобороны России. По итогам анализа получаемых в результате межведомственного взаимодействия данных была выявлена необходимость получения сведений от Россельхознадзора и Роспотребнадзора в рамках осуществления ФТС России функции таможенного контроля (в дополнение к согласованным ранее ТКМВ, разработанных в рамках реализации положений Федерального закона от № 394-ФЗ в целях реализации переданных функций фитосанитарного, ветеринарного и санитарно-карантинного контроля).
В связи с преобразованием и перераспределением функций отдельных федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» была выявлена необходимость получения сведений от Минтруда России (Роструда) и дополнительных сведений от Минкультуры России. Данные ТКМВ были оперативно разработаны ФТС России и направлены на согласование в указанные ФОИВ. Таким образом, в соответствии с планом-графиком согласования ТКМВ и выявленной необходимостью получения сведений от Росавтодора и Минобороны России всего ФТС России разработаны 31 ТКМВ с 25 ФОИВ.
В качестве технической основы при выполнении Поручения рассматриваются СМЭВ, информационно-техническая инфраструктура, созданная в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)» и перевода государственных услуг в электронный вид, а также Автоматизированная система формирования, ведения и использования базы данных разрешительных документов, разработанная ФТС России (АС «БД РД»).
А.Е.Шашаев указал на то, что в настоящее время ФТС России проведена следующая работа:
1) в установленном порядке осуществлено подключение Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов к СМЭВ;
2) организовано проведение опытно-конструкторских работ:
а) в рамках государственного контракта ФТС России от 19 декабря 2011 г. № 161 «Разработка программных средств, автоматизирующих процессы информационного взаимодействия с внешними информационными системами посредством СМЭВ»;
б) в рамках государственного контракта ФТС России от 23 апреля 2012 г. № 58 «Разработка комплекса программных средств представления государственных услуг второй очереди в электронном виде»;
3) организовано проведение работ по комплексной (масштабной) модернизации программного обеспечения ЕАИС таможенных органов.
В ходе данной работы будет решаться задача наполнения АС «БД РД». АС «БД РД» автоматизирует процессы, направленные не только на формирование и ведение базы данных разрешительных документов, но и на ведение статусной модели разрешительных документов, а также учет использования содержащейся в ней информации при осуществлении операций таможенного контроля. Это позволит обеспечить предоставление в ФОИВ результатов исполнения подконтрольных разрешительных документов в части квот. В настоящее время в ФТС России проводится работа по тестированию данной автоматизированной системы на объектах пилотной зоны.
В целях осуществления технической реализации вышеназванных ТКМВ ГУИТ в апреле – мае 2012 г. проведены совещания с заинтересованными ФОИВ для определения технической готовности ФОИВ к представлению в ФТС России в электронном виде документов и сведений, необходимых для проведения отнесенных к компетенции таможенных органов видов контроля.
Завершая свое выступление, А.Е.Шашаев указал на то, что по состоянию на 29 июня 2012 г. согласованы 26 ТКМВ в соответствии с установленным порядком. Из них 24 ТКМВ одобрены на заседаниях подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг при Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Таким образом, общее количество ТКМВ, разработанных в рамках Плана реализации Концепции ИИСВВТ, достигло 31. Это обусловлено происходящими изменениями в административных и функциональных полномочиях ФОИВ. Этот процесс имеет динамический характер, количество ТКМВ, как и количество выдаваемых ФОИВ документов, может меняться.