Стенограмма выступления Елены Васильевны Бандура на круглом столе «Информационные таможенные технологии и актуальные аспекты таможенного оформления товаров». Москва, 14 сентября 2012.
Всемирная торговая организация (ВТО) занимается разработкой правил торговли, которые касаются торговли не только в товарной сфере, но и в сфере услуг. С 23 августа 2012 г. членом ВТО стала Российская Федерация. Переговорный процесс о присоединении РФ к ВТО длился 18 лет.
Что касается других стран – участниц Таможенного союза (ТС), то Казахстан и Беларусь сейчас ведут переговоры по присоединению к ВТО. Наиболее близки перспективы по присоединению к ВТО у Казахстана. Сейчас переговоры находятся в очень интенсивной заключительной фазе. Возможно, что на декабрьской министерской встрече будет принято решение о присоединении Республики Казахстан к ВТО.
Что касается Белоруссии, то процесс присоединения ведется не так активно – на это влияют, в том числе, политические моменты. Но присоединение России к ВТО дало дополнительный толчок к ускорению этих переговоров. Не секрет, что все страны Таможенного союза будут стремиться присоединиться к ВТО на согласованных условиях, особенно по тем вопросам, которые входят в компетенцию ТС. Один из основных вопросов – вопрос корректных уступок, которые касаются зафиксированных ставок таможенных пошлин. Необходимо стремиться к тому, чтобы условия присоединения были едиными. Поэтому страны Таможенного союза согласовали между собой и приняли соответствующее решение, которое касалось присоединения стран – участниц ТС к ВТО.
Коснусь вопроса взаимодействие Таможенного союза с третьими странами в рамках ВТО. 19 мая 2011 г. был подписан Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы. Документ вступил в силу с даты присоединения России к ВТО – с 23 августа 2012 г. Основная задача документа – установить какие нормы превалирую: нормы Таможенного союза над международными обязательствами сторон или наоборот. В Конституции каждой страны Таможенного союза прописано, что международные обязательства превалируют над национальным законодательством. Но здесь на чаше весов стояли нормы двух международных договоров. Ситуация была сложная и неоднозначная – в мире такого еще не случалось. В результате пришли к выводу, что нормы ВТО превалируют над нормами ТС. Согласно договору все обязательства, которая принимает на себя страна, первая присоединившаяся к ВТО, становятся составной нормативной правовой частью Таможенного союза и являются обязательными для исполнения всеми странами ТС. В соответствии с данным договором присоединение сторон к ВТО должно осуществляться на скоординированных условиях.
Вторая цель договора - унифицировать применение торговых режимов. Когда Россия, Беларусь и Казахстан объединились в Таможенный союз, то на тот момент торговые режимы с третьими странами были разными. Необходимо было эти «разности» разделить на три группы. Были подписаны торговые соглашения, определяющие торговые режимы, но условия РНБ у всех трех стран были разные. Были согласованы подходы по унификации торговых режимов. Что касается режима РНБ, то считается, что он будет унифицирован после присоединения всех трех стран к ВТО. Есть еще две группы стран, с которыми у нас своеобразные торговые режимы. Это СНГ и ряд третьих стран, где действует режим свободной торговли. Что касается СНГ, то режим свободной торговли считается унифицированным в рамках нового соглашения о зоне свободной торговли со странами СНГ.
Несколько слов о тарифных обязательствах РФ. В соответствии с обязательствами России на момент официального присоединения к ВТО таможенный тариф должен был быть унифицирован. 23 июля 2012 г. было опубликовано решение Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) № 54 , которое утвердило новую единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТНВЭД ТС) и новый Единый таможенный тариф Таможенного союза (ЕТТ ТС). Новые ставки ЕТТ, которые были приведены в соответствии с обязательствами России, вступили в силу 23 августа 2012 г. Было принято еще одно решение Совета ЕЭК, по которому для Беларуси и Казахстана с определенным переходным периодом сохраняются ставки на некоторые автомобильные транспортные средства. По договору о порядке функционирования Таможенного союза в рамках многосторонней системы существует положение, что в ЕТТ должны быть внесены изменения, связанные с принятием одной из стран Таможенного союза своих обязательств перед ВТО. Но если какая-то из стран ТС не может по каким-либо причинам перейти на эти ставки, то она может сохранить те ставки, которые были в предыдущем тарифе.
Что касается тарифных обязательств, то процедура проведения переговоров такова, что пока не принято решение о завершении переговоров о присоединении страны к ВТО, информация об этих переговорах не передается другим сторонами. Когда Россия вела переговоры, то она не могла поделиться договоренностями с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. К сожалению, Казахстану в переговорах не удалось достичь того уровня защиты как России. В настоящий момент выработан определенный подход по приведению в соответствие обязательств России и Казахстана с учетом товарных потоков, которые попадают под действие тех тарифных уступок с тем, чтобы в целом не нарушать ту систему, которая складывается на нашем рынке по допуску товаров из третьих стран. Процедура непростая, и она может начаться после того, как Казахстан присоединится к ВТО. Тогда начнутся новые переговоры по формированию уступок Казахстана и России. После этого последуют очередные изменения в Единый таможенный тариф.
Несколько слов о связи между выполнением России своих обязательств перед ВТО и ЕЭК. Страны – участницы Таможенного союза передали ЕЭК ряд очень важных функций, которые ранее выполняли национальные органы. Это функции, которые касаются установление ставок ввозных таможенных пошлин, введение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, меры нетарифного регулирования, меры технического регулирования, санитарные и фитосанитарные нормы. Все, что связано с торговлей товарами. Поэтому выполнение обязательств России связано непосредственно с компетенцией ЕЭК. Сейчас прорабатывается процесс взаимодействия между РФ и ЕЭК по порядку того, кто и как будет отвечать по обязательствам России перед ВТО. Первая задача заключается в том, чтобы правовую базу Таможенного союза привести в соответствии с обязательствами РФ. Решением ЕЭК утвержден план по адаптации нормативно-правовой базы ТС в соответствии с обязательствами РФ. Это план постепенно будет выполняться. Есть еще один план, принятый на уровне России – по адаптации экономики РФ к последствиям присоединения страны к ВТО.