Самым важным событием 2012 года, которое, несомненно, будет являться основным движущим фактором в развитии внешнеторгового регулирования в 2013 году, является вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Внешнеторговое законодательство России с начала 2000-х годов сформировано на основе принципов и правил ВТО. Законодательство Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества также в основном соответствует правилам ВТО. Правовые последствия членства России в ВТО для Таможенного союза и Белоруссии с Казахстаном определены Договором о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 года. Соответственно, членство России не будет препятствовать дальнейшим интеграционным процессам с партнерами по Таможенному союзу.
Таким образом, кардинально законодательство не будет меняться. Вместе c тем, Протокол о вступлении России в ВТО и являющийся его составной частью Доклад Рабочей группы по присоединению России к ВТО содержат большое количество обязательств Российской Федерации, которые требуют определенной «настройки» законодательства. Правительством РФ утвержден план мер по адаптации экономики России к условиям ВТО, составленный на основе предложений отраслевых союзов и ассоциаций, межфракционной Рабочей группы по законодательному обеспечению присоединения России к ВТО Государственной Думы, федеральных органов исполнительной власти, включающий также изменения в законодательные и подзаконные акты. В первую очередь это обязательства России перед членами ВТО по снижению уровня ставок ввозных таможенных пошлин. К окончанию переходного периода, который составляет от 3 до 7 лет, средневзвешенная ставка импортного таможенного тарифа уменьшится почти на 40% (озвучиваются следующие цифры: по товарам сельскохозяйственной группы ставка уменьшится до 16%, а по промышленным товарам – до 6-7%). Следующие изменения в Единый Таможенный тариф Таможенного союза в связи с обязательствами России перед ВТО должны быть внесены и вступить в силу 23 августа 2013 года. В соответствии с принципом транспарентности ВТО Решение Евразийской экономической комиссии, которым будут утверждены такие изменения, должно быть официально опубликовано за месяц до указанной даты. При этом проект такого решения должен быть опубликован для общественного доступа за 3 месяца до его утверждения, т.е. в апреле 2013 года.
Прогнозируется, что в условиях членства в ВТО будут востребованы такие меры по защите внутреннего рынка, как специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, помогающие адаптироваться производителям в новых условиях и противодействующие недобросовестной конкуренции в случаях субсидирования или демпинга. Процедура установления таких мер достаточно сложная, требующая углубленного экономического анализа, определенных юридических знаний правил ВТО в этой сфере. В настоящее время подготовлены поправки в законодательство Таможенного союза с целью ускорения введения защитных мер.
Еще одной проблемой, связанной с вступлением в ВТО, российские компании считают правила применения промышленных субсидий и меры по государственной поддержке сельского хозяйства. Необходимо отметить, что, во-первых, следование строгим правилам не означает отказа государства от поддержки отраслей, нуждающихся в этом, а, во-вторых, что вне зависимости от членства в ВТО в Едином экономическом пространстве в рамках ЕврАзЭС Россия уже приняла на себя обязательства следовать правилам оказания государственной поддержки, основанным на нормах ВТО. И этим же правилам обязались следовать наши партнеры по Таможенному союзу – Белоруссия и Казахстан.
В связи с членством в ВТО Россия будет ограничена применять некоторые инструменты, стимулирующие организацию новых производств. В частности, правилами ВТО не допускается установление льгот под обязательства локализации производства. Такие инструменты сейчас в России применяются в Особой экономической зоне в Калининградской области, а также для автопроизводителей (т.н. режим «промышленной сборки»). Тем не менее, предусмотрено, что для резидентов в Калининградской области существующий режим сохранится до 2016 года, а для автопроизводителей – до 2018 года. Отметим, что в России и Таможенном союзе не в полной мере задействованы не противоречащие ВТО меры стимулирования организации производств, в том числе экспортноориентированных и высокотехнологичных. Например, не реализованы таможенные процедуры переработки, в Едином таможенном тарифе Таможенного союза есть множество примеров нарушения эскалации, когда ставки ввозных таможенных пошлин на готовые изделия значительно ниже, чем на материалы и комплектующие, из которых они изготавливаются. Есть и другие незадействованные или задействованные не в полной мере инструменты, стимулирующие организацию производств в России, совместимые с обязательствами перед членами ВТО.
Многих практикующих юристов интересует вопрос о том, являются ли те обязательства, принятые Россией перед ВТО и отраженные в параграфе 1450 Доклада Рабочей группы, которые отсутствуют или устанавливают иные правила чем, содержащиеся в действующем законодательстве России и Таможенного союза, нормами прямого действия в силу части 4 статьи 15 Конституции России. По мнению, М.Ю. Медведкова, Директора Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России, Доклад рабочей группы не устанавливает права и обязанности хозяйствующих субъектов, он устанавливает права и обязанности государств; поэтому для хозяйствующих субъектов обязательства России, отраженные в Докладе, не имеют прямого действия. Вместе с тем, в параграфе 151 Доклада рабочей группы указано, что «с даты ратификации Российской Федерацией Протокола о присоединении, включающего Соглашение ВТО и другие обязательства, принятые Российской Федерацией как часть условий присоединения к ВТО, он становится неотъемлемой частью правовой системы Российской Федерации. Органы судебной власти Российской Федерации будут толковать и применять его положения».
По нашему мнению, следовать одному из приведенных выше подходов было бы неправильно, и решать данный вопрос следует применительно к каждой конкретной норме Соглашений ВТО и обязательств России перед ВТО в зависимости от их содержания.
Так, с нашей точки зрения, положения статьи VII ГАТТ и Соглашение ВТО о применении статьи VII ГАТТ, посвященные таможенной оценке или определению таможенной стоимости товаров, должны иметь прямое действие и приоритет над национальным законодательством, и в спорах с таможенными органами декларант может ссылаться на них напрямую.
Вместе с тем, статьей 18 указанного Соглашения учреждены два комитета: Комитет ВТО по таможенной оценке, который собирается один раз в год, и Технический комитет по таможенной оценке под эгидой Всемирной таможенной организации. И тот, и другой комитеты принимают решения, консультативные заключения, информацию и рекомендации по любым вопросам, касающимся оценки импортируемых товаров для таможенных целей, по запросам членов ВТО или Комитета по таможенной оценке, в форме консультативных заключений, комментариев или пояснительных примечаний. Так, Комитетом ВТО по таможенной оценке принято Решение 4.1, согласно которому при ввозе носителей информации их таможенная стоимость должна определяться только исходя из стоимости носителей, без учета стоимости записанных на них информации или инструкций, используемых в оборудовании для обработки данных (т.е. программного обеспечения).
В параграфе 527 Доклада рабочей группы представитель Российской Федерации «подтвердил, что при определении стоимости ввозимых товаров Российская Федерация будет применять положения пункта 2 Решения 4.1 Комитета ВТО по оценки таможенной стоимости носителей информации, содержащих программное обеспечение для устройств по обработке данных». Параграф 527 указан в параграфе 1450 Доклада Рабочей группы и, соответственно, является неотъемлемой частью Соглашения ВТО, к которому Россия присоединилась с 23.08.2012. Таким образом, приведенное выше содержание параграфа 527 является обязательством России перед членами ВТО.
Вместе с тем, из содержания самого Решения следует, что для его применения соответствующая норма должна быть внесена в национальное законодательство. Следовательно, обязательство, приведенное в параграфе 527 Доклада, не имеет прямого действия: для его применения должно быть принято соответствующее решение Евразийской экономической комиссии. В настоящее время Евразийской экономической комиссией приняты Рекомендация и три Решения по вопросам определения таможенной стоимости. В планах Комиссии издать в ближайшем будущем еще нескольких решений по этой теме. Мы надеемся, что одно из них будет посвящено вопросам включения лицензионных платежей за объекты интеллектуальной собственности в таможенную стоимость ввозимых товаров, в том числе носителей информации.
1. Мероприятия «дорожной карты» по совершенствованию таможенного регулирования
Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования», который является одним из основных документов, позволяющих прогнозировать изменения в процедурах таможенного оформления, контроля, уплаты таможенных платежей и других правоотношениях в сфере таможенного дела на период до 2018 года. Данный план содержит конкретный перечень мероприятий, направленных на усовершенствование таможенных операций и таможенных процедур, их упрощение и ускорение. В каждом из пунктов плана содержится указание на результаты, которые должны быть достигнуты, сроки их внедрения и ответственных за это министерств и ведомств.
В 2013 году запланирован ряд мероприятий, связанных с сокращением сроков прохождения процедур, связанных с ввозом товаров и транспортных средств в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации. Мероприятия данного раздела связаны как с сокращением перечня представляемых таможенному органу сведений (что ускоряет подготовку документов), так и с оптимизаций осуществления таможенными органами контрольных функций.
В качестве первого шага по уменьшению объема декларируемых сведений планируется сокращение количества сведений в транзитной декларации до 15 (или менее) для перевозок по книжкам МДП.
Должен быть реализован первый этап сокращения сроков совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу РФ. Так, для товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному контролю и санитарно-карантинному контролю, при условии предоставления всех необходимых документов срок контрольных операций не должен превышать 70 минут.
В различных (по видам транспорта) пунктах пропуска намечено проведение следующих пилотных проектов, направленных на сокращение сроков таможенных операций и выпуска товара:
- по сокращению сроков совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля в железнодорожных пунктах пропуска. Планируется добиться прохождения железнодорожными составами пилотных пунктов пропуска не более чем за 2 часа.
- по сокращению сроков таможенного контроля при выпуске товаров, перевозимых воздушным, автомобильным железнодорожным видами транспорта. Планируется добиться, чтобы срок выпуска товаров не превышал 2-х часов с момента представления таможенному органу необходимых документов или предъявления товаров/транспортных средств (в зависимости от того, какое событие наступит позднее).
- по сокращению сроков совершения таможенных операций в морских (речных) пунктах пропуска. Планируется, что в пунктах пропуска, определенных для данного пилотного проекта, срок прохождения таможенного контроля будет сокращен до времени, необходимого для разгрузки морского (речного) судна (перевалки грузов на другой вид транспорта). Достичь этого планируется за счет использования предварительной информации, передаваемой в электронном виде.
По результатам реализации пилотных проектов в следующие годы данные упрощения будут внедряться в практику работы всех таможенных органов.
В части мероприятий, связанных с валютным контролем, планируется отмена требования по представлению участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные банки бумажных копий деклараций на товары в качестве подтверждающих документов, связанных с проведением валютных операций.
Для оптимизации процедур, связанных с подтверждением соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу и их декларировании, планируется подготовить предложения, разработать и утвердить административный регламент по выдаче единого разрешительного документа, подтверждающего соблюдение ограничений, установленных в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации.
Планируется совершенствование процедуры уплаты таможенных платежей посредством развития механизмов удаленной уплаты. Автоматизация процесса уплаты вне зависимости от того, в какой таможенный орган подана таможенная декларация, будет достигаться через развитие института генеральных финансовых гарантий. Кроме того, планируется сократить срок доведения до таможенных органов информации о поступлении денежных средств до 3-х часов.
Планируется подготовить предложения по внедрению ускоренного порядка рассмотрения в судах таможенных споров самой распространенной категории – по таможенной стоимости. Планируется внести определенные изменения в статус таможенных представителей (изменение критериев по исключению из Реестра, в т.ч. в связи с фактами привлечения к административной ответственности) и уполномоченных экономических операторов (возможность выпуска товаров до подачи декларации на товары без расчета сумм обеспечения по конкретной товарной партии). Кроме того, начался процесс инвентаризации составов административных правонарушений, предусмотренных главой 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и установленных санкций для исключения неоднозначности описания диспозиций правонарушений и уточнения санкций исходя из принципов их соразмерности и адекватности совершенным правонарушениям и их последствиям, в том числе с учетом обязательств России в связи с присоединением к Всемирной торговой организации и к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Результатом данной работы станет законопроект, вносящий изменения в главу 16 КоАП РФ.
2. Проект изменений в Таможенный кодекс Таможенного союза
В настоящее время ведется работа по подготовке изменений в Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС). Из многочисленных предложений, разработанных объединениями предпринимателей, общественными организациями, министерствами и ведомствами сформирован «первый пакет поправок», доработку которого в России осуществляет Минэкономразвития России при участии ФТС России и других заинтересованных ведомств.
Исходя из того текста, который доступен для ознакомления, можно сделать вывод, что данные изменения не носят революционный характер. Многие из них направлены на упорядочение нормативной базы и упрощение ее использования. Так, предлагается перенести в ТК ТС текст нескольких соглашений, которые регулируют таможенные вопросы, однако существуют до настоящего времени в виде отдельных документов:
Об освобождении от применения таможенными органами государств - членов Таможенного союза определенных форм таможенного контроля от 18 июня 2010 года;
- Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21 мая 2010 года;
- О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18 июня 2010 года.
В ТК ТС планируется также перенести ряд положений, содержащихся в российском Федеральном законе «О таможенном регулировании» (в частности, касающиеся форм декларирования, а также полномочий таможенных органов по проведению проверок после выпуска товара), т.е. они не будут новыми для России, но распространятся на Белоруссию и Казахстан.
Положения Кодекса, касающиеся порядка исчисления, уплаты и принудительного взыскания таможенных пошлин, будут дополнены соответствующими нормами о специальных, антидемпинговых, защитных пошлинах.
Предполагается уточнение отдельных положений статуса таможенных представителей, владельцев СВХ и ТС, таможенных перевозчиков и владельцев магазинов беспошлинной торговли.
Проект предусматривает дополнение некоторых норм классификации товаров, а также касающихся документов о стране происхождения товара. Так, в части классификации, уточняется (п. 3 ст. 53 ТК ТС), что в случае выявления неверной классификации таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию как до, так и после выпуска товаров. Кроме того, будет введена норма о том, что таможенные органы, определяемые законодательством государств-членов Таможенного союза, принимают решения по классификации товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в порядке, определенном законодательством государств – членов Таможенного союза. В случаях, установленных ТК ТС, решения по классификации товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, могут быть признаны и таможенными органами иного государства – члена Таможенного союза.
В ТК ТС планируется закрепить сложившуюся в России практику корректировки таможенной декларации после выпуска в качестве условия для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов.
Предлагается уточнить ряд норм, касающихся выпуска товара и некоторых таможенных процедур, в частности, таможенного транзита и переработки.
Кроме того, в Протоколе о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 г. планируется решить актуальную для многих компаний проблему, связанную с различными трактовками даты начала отсчета 5-летнего срока, по истечении которого прекращается обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, в отношении условно выпущенных товаров (Данный срок установлен подп. 2 п. 2 ст. 211 ТК ТС).
Относительно сроков принятия изменений в ТК ТС следует учитывать, что данный документ перед подписанием его президентами России, Белоруссии и Казахстана должен быть полностью согласован уполномоченными органами всех трех стран, образующих Таможенный союз. Данная работа ведется на уровне Евразийской экономической комиссии. Предполагается, что изменения в ТК ТС будут приняты и вступят в силу в 2013 году.
3. Документы Евразийской экономической комиссии, вступающие в силу в 2013 года
Комиссией Таможенного союза и ее правопреемницей Евразийской экономической комиссией утвержден ряд технических регламентов, которые вступят в силу 1 июля 2013 г.:
- ТР ТС 015/2011. Технический регламент «О безопасности зерна» (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 874);
- ТР ТС 027/2012. Технический регламент «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» (утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 № 34);
- ТР ТС 029/2012. Технический регламент «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 № 58).
С 1 января 2013 года прекращается возможность производства и выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза упаковки, не подлежавшей до дня вступления в силу Технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 769, обязательной оценке (подтверждению) соответствия согласно законодательству государств - членов Таможенного союза или нормативным правовым актам Таможенного союза, без документов об обязательной оценке (подтверждении) соответствия и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке). Соответственно, с 1 января 2013 года при ввозе такой упаковки на территорию России должны соблюдаться требования по безопасности, декларированию соответствия и маркировке, установленные указанным Техническим регламентом. Напомним, что согласно пункту 6 Технического регламента его действие не распространяется на упаковку для медицинских приборов, лекарственных средств, фармацевтической продукции, табачных изделий и опасных грузов.
План разработки технических регламентов Таможенного союза на IV квартал 2012 года и 2013 год утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 103.
4. Правовые акты Российской Федерации, вступающие в силу в 2013 г.
Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2012 года № 1286 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 863» в 2013 году будут снижены на 25% ставки таможенных сборов при подаче декларации на товары в электронной форме. Данное Постановление вступает в силу 18 января 2013 года и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 21 августа 2012 года.
Снижение ставок таможенных сборов за таможенные операции является результатом вступления России во Всемирную торговую организацию. По правилам ВТО сумма таможенного сбора, подлежащего уплате, не может превышать примерную стоимость затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор. Несмотря на то, что подобный принцип содержался в таможенном законодательстве Таможенного союза и до вступления России в ВТО, Российская Федерация дополнительно взяла на себя обязательство по установлению «более низких фиксированных ставок сборов за таможенное оформление товаров с использованием электронных деклараций или иных упрощенных способов их подачи с тем, чтобы обеспечить соответствие положениям Марракешского соглашения «Об учреждении ВТО» (Параграф 382 Доклада Рабочей группы о присоединении Российской Федерации к Соглашению ВТО, указанный в документе WT/ACC/RUS/70 от 17 ноября 2011 г.).
В этой связи пункт 1 вышеуказанного Постановления Правительства вводит новое правило о том, что при подаче деклараций на товары в электронной форме применяются ставки таможенных сборов за таможенные операции в размере 75 процентов от установленных ставок таможенных сборов. Таким образом, при подаче декларации в электронной форме, базовые ставки таможенных сборов, установленные Постановлением Правительства от 28 декабря 2004 года № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции», должны уменьшаться на четверть. Важно отметить, что исходя из правил электронного декларирования (Решение Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 г. № 494 «Об инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа»), для уменьшения ставки таможенного сбора достаточно, чтобы только декларация на товары была подана в электронной форме, при этом все иные документы, необходимые для таможенного декларирования, могут быть поданы в таможенный орган на бумажном носителе.
Новое правило об исчислении таможенных сборов позволяет уменьшить будущие расходы по уплате таможенных сборов при использовании процедуры электронного декларирования. Кроме того, компании получают возможность возвратить из бюджета уже уплаченные суммы таможенных сборов либо зачесть их в счет будущих платежей, поскольку в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства, правило о снижении ставок таможенных сборов действует с обратной силой и распространяется на правоотношения, возникшие с 21 августа 2012 года.
С 1 января 2013 года вступают в силу статьи 189, 190 и части 2-10 статьи 191 Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Указанные статьи предоставляют таможенным органам полномочия по задержанию при проведении таможенного контроля товаров, не являющихся предметами административных правонарушений или преступлений. Задержанию будут подлежать в первую очередь товары, сроки временного хранения которых истекли, а также целый ряд товаров, подпадающих под основания, установленные статьей 145 ТК ТС.
В случае невостребованности задержанных товаров в пределах срока их хранения они подлежат реализации либо, в отдельных случаях, уничтожению или иному использованию.
С 1 января 2013 года также вступает в силу ч. 6.1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которой таможенные органы не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) товаров, передают в электронном виде информацию о зарегистрированных декларациях на товары Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам. Данные положения закона корреспондируются с приведенным выше пунктом плана мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования», предусматривающим исключение требований о представлении резидентом в уполномоченный банк таможенной декларации в качестве подтверждающего документа. Однако для того, чтобы это требование было отменено, должны быть также внесены изменения в Инструкцию Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».
31 марта 2013 г. вступает в силу п. 1 приказа ФТС России от 24.09.2012 № 1907 «О распределении полномочий по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза между Федеральной таможенной службой и определяемыми ею таможенными органами». Именно этим пунктом установлено распределение указанной компетенции (по группам ТН ВЭД ТС) между Управлением товарной номенклатуры ФТС России и региональными таможенными управлениями.
5. Ожидаемые ведомственные нормативные акты
Кроме вышеперечисленных российских правовых актов, которые уже приняты и вступают в силу в 2013 г., нам известно еще о нескольких ведомственных документах ФТС России, которые подготовлены, но еще не утверждены.
Административный регламент ФТС России по предоставлению государственной услуги по ведению Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) должен заменить аналогичный документ, принятый в 2009 году, т.е. до вступления в силу ТК ТС и Федерального закона «О таможенном регулировании», которые определяют в настоящее время полномочия таможенных органов по защите объектов интеллектуальной собственности. Административный регламент устанавливает сроки и последовательность действий ФТС России, порядок взаимодействия между таможенной службой, правообладателем, государственными органами и организациями при включении товарных знаков в ТРОИС и ведении данного реестра.
ФТС России, кроме того, разработан проект Административного регламента по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров через таможенную границу. Указанный регламент не устанавливает новых правил валютного контроля. Документ регламентирует порядок проведения таможенными органами проверок соблюдения валютного законодательства, права и обязанности таможенных органов и проверяемых лиц при осуществлении функций валютного контроля и направлен на изменение негативной для таможенных органов судебной практики, которая стала складываться после принятия постановления Президиума ВАС России от 07.06.2011 № 901/11. Напомним, что в названном постановлении суд указал, что если импортер не зарегистрирован в регионе деятельности таможенного органа, возбудившего дело об административном правонарушении, то такой таможенный орган был не вправе самостоятельно возбуждать дело. Кроме того, компетенция таможенных органов по проведению валютного контроля ограничена выявлением признаков нарушений резидентами валютного законодательства в отношении только тех валютных операций, которые в соответствии с условиями контрактов должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации. Следовательно, таможня не вправе возбуждать дела об АП в отношении валютных операций, осуществленных после этой даты.
Кроме того, в прессе сообщается (газета ВЕДОМОСТИ, № 225 за 2012 г.), что ФТС России намерена провести в мае – августе 2013 г. эксперимент и разделить импортеров в зависимости от степени риска совершения ими нарушений. Соответственно, по категориям предлагается дифференцировать и меры контроля. Представляется, что данный эксперимент будет являться развитием приказов ФТС России от 26.09.2011 № 1945 и 1948, от 17.10.2011 № 2125 и от 07.09.2012 № 1809, имеющих ограниченные сроки действия и предусматривающих ранжирование участников ВЭД по степени их добросовестности и законопослушности в целях дифференцирования мер таможенного контроля.