Ставки пошлин на новые автомобили
С 6 июля 2010 года с введением Таможенного кодекса Таможенного союза образована единая таможенная территория, объединяющая территории России, Беларуси и Казахстана. Полномочия по установлению, изменению или обнулению ставок ввозных таможенных пошлин переданы Комиссии Таможенного союза, функции которой с 1 января 2012 года выполняет Евразийская Экономическая Комиссия (далее - ЕЭК).
Товары, происходящие с территорий государств – членов Таможенного союза, а также иностранные товары, выпущенные для свободного обращения на территории хотя бы одного из государств-членов Таможенного союза, могут перемещаться по единой таможенной территории без совершения таможенных формальностей. Временно существуют только некоторые изъятия и ограничения. В частности Беларусь и Казахстан вступили в Таможенный союз, зафиксировав для себя право сохранить более низкие ставки ввозной таможенной пошлины, чем в России, в частности на легковые автомобили, которые ввозятся физическими лицами. Однако такие товары не могут быть ввезены в Россию без доплаты сумм ввозных таможенных пошлин.
Действующие ставки ввозных таможенных пошлин на новые легковые автомобили являются комбинированными и составляют 30% от таможенной стоимости автомобиля, но не менее 1, 2-2, 8 ЕВРО (в зависимости от объема двигателя) за 1 куб. см. объема двигателя. В соответствии с обязательствами, взятыми Россией перед ВТО, ставки должны быть снижены на момент присоединения до уровня, действовавшего до 2008 года, и затем до 15 % от таможенной стоимости в течение 7 лет с учетом того, что, кроме первоначального снижения, в первые 3 года ставки снижаться не будут (в Таблице № 1 приведены сведения о снижении ставок применительно к товарным позициям). Предполагается детализация классификационных кодов с введением дополнительных позиций в отношении автомобилей ATV (All-Terrain Vehicle) и SUV (Sport Utility Vehicle).
Таблица № 1. Планируемое изменение ставок ввозных таможенных пошлин на новые легковые автомобили
№ | Объем двигателя, куб.см. | Код ТН ВЭД ТС | Действующая ставка | Новый код ТН ВЭД ТС | Объем двигателя, куб.см. | Сниженная ставка на дату присоединения | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Бензиновые двигатели | ||||||||||
1. | x ≤ 1000 | 8703 21 109 0 | 30%, но не мнее 1, 2 евро за куб.см. | 8703 21 109 9 | x ≤ 1000 | 25%, но не менее 1 евро за куб.см. | 23%, но не мнее 0, 67 евро за куб.см. | 20%, но не мнее 0, 33 евро за куб.см. | 17% | 15% |
8703 21 109 1 | x ≤ 1000 A.T.V.* |
25%, но не мнее 1 евро за куб.см. | 0% | 0% | 0% | 0% | ||||
2. | 1000 < x ≤ 1500 | 8703 22 109 9 | 30%, но не менее 1, 45 евро за куб.см. | 8703 22 109 9 | 1000 < x ≤ 1500 | 25%, но не менее 1, 2 евро за куб. см. | 23%, но не мнее 0, 73 евро за куб.см. | 20%, но не мнее 0, 37 евро за куб.см. | 17% | 15% |
3. | 1500 < x ≤ 1800 | 8703 23 191 0 | 30%, но не менее 1, 5 евро за куб.см. | 8703 23 191 0 | 1500 < x ≤ 1800 | 25%, но не менее 1, 25 евро за куб.см. | 23%, но не мнее 0, 83 евро за куб.см. | 20%, но не мнее 0, 42 евро за куб.см. | 17% | 15% |
4. | 1800 < x ≤ 2300 | 8703 23 192 1 | 30%, но не менее 2, 15 евро за куб.см. | 8703 23 192 1 | 1800 < x ≤ 2300 | 25%, но не менее 1, 8 евро за куб.см. | 23%, но не мнее 1, 2 евро за куб.см. | 20%, но не мнее 0, 6 евро за куб.см. | 17% | 15% |
5. | 2300 < x ≤3000 | 8703 23 192 2 | 30%, но не менее 2, 15 евро за куб.см. | 8703 23 192 2 | 2300 < x ≤2800 | 25%, но не менее 1, 8 евро за куб.см. | 23%, но не мнее 1, 2 евро за куб.см. | 20%, но не мнее 0, 6 евро за куб.см. | 17% | 15% |
8703 23 192 3 | 2800 < x ≤3000, кроме SUV | 25%, но не менее 1, 8 евро за куб.см. | 23%, но не мнее 1, 2 евро за куб.см. | 20%, но не мнее 0, 6 евро за куб.см. | 17% | 12, 5% | ||||
8703 23 192 4 | 2800 < x ≤3000 SUV | 25%, но не менее 1, 8 евро за куб.см. | 23%, но не мнее 1, 2 евро за куб.см. | 20%, но не мнее 0, 6 евро за куб.см. | 17% | 15% | ||||
6. | x > 3000 | 8703 24 109 0 | 30%, но не менее 2, 8 евро за куб.см. | 8703 24 109 1 | 3000 < x ≤ 3500 SUV | 25%, но не менее 2, 35 евро за куб.см. | 23%, но не мнее 1, 57 евро за куб.см. | 20%, но не мнее 0, 78 евро за куб.см. | 17% | 15% |
8703 24 109 2 | 3500 < x ≤ 4200 SUV | 25%, но не менее 2, 35 евро за куб.см. | 23%, но не мнее 1, 57 евро за куб.см. | 20%, но не мнее 0, 78 евро за куб.см. | 17% | 12, 5% | ||||
8703 24 109 3 | x > 4200 SUV* | 25%, но не менее 2, 35 евро за куб.см. | 16.4%, но не мнее 1, 54 евро за куб.см. | 14.3%, но не мнее 0, 78 евро за куб.см. | 12.1%, но не более 1, 4 евро за куб.см. | 10% | ||||
8703 24 109 4 | x > 3000, кроме SUV | 25%, но не менее 2, 35 евро за куб.см. | 23%, но не мнее 1, 57 евро за куб.см. | 20%, но не мнее 0, 78 евро за куб.см. | 17% | 12% | ||||
Дизельные двигатели | ||||||||||
7. | x ≤ 1500 | 8703 31 109 0 | 30%, но не менее 1, 45 евро за куб.см. | 8703 31 109 0 | x ≤ 1500 | 25%, но не менее 1, 2 евро за куб.см. | 23%, но не мнее 0, 8 евро за куб.см. | 20%, но не мнее 0, 4 евро за куб.см. | 17% | 15% |
8. | 1500 <x≤ 2500 | 8703 32 199 0 | 30%, но не менее 2, 15 евро за куб.см. | 8703 32 199 0 | 1500 < x ≤ 2500 | 25%, но не менее 1, 8 евро за куб.см. | 23%, но не мнее 1, 2 евро за куб.см. | 20%, но не мнее 0, 6 евро за куб.см. | 17% | 15% |
9. | x > 2500 | 8703 33 199 0 | 30%, но не менее 2, 8 евро за куб.см. | 8703 33 199 0 | x > 2500 | 25%, но не менее 2, 35 евро за куб.см. | 23%, но не мнее 1, 57 евро за куб.см. | 20%, но не мнее 0, 78 евро за куб.см. | 17% | 15% |
С учетом того, что полномочия по изменению ставок переданы ЕЭК, для выполнения обязательств России соответствующее решение должно быть принято ЕЭК, которое, как мы понимаем, вступит в силу одновременно с вступлением в силу федерального закона о ратификации соглашения о присоединении России к ВТО.
«Промышленная сборка»
Законодательство Таможенного союза закрепило инвестиционный режим «промышленной сборки», который ранее уже применялся не только в России, но и в других государствах-членах Таможенного союза (в Беларуси и Казахстане), а также в некоторых странах СНГ (например, в Украине). Согласно приказу от 15.04.2005 № 73/81/58н соглашение о «промышленной сборке», заключенное с Минэкономразвития России, и подтверждение целевого использования, выдаваемое Минпромторгом России, являются основанием для применения в отношении ввозимых компонентов специальных кодов с пониженной ставкой ввозной таможенной пошлины.
Особенности применения указанного режима в связи с формированием Таможенного союза установлены Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года № 18. Им предусмотрено, что требования по локализации производства по-прежнему могут устанавливаться законодательством государства - члена Таможенного союза. Комиссия Таможенного союза вправе лишь устанавливать перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство транспортных средств товарной позиции 8703 ТН ВЭД с применением понятия "промышленная сборка", которые удовлетворяют определенным критериям, что позволяет применять полное освобождение от ввозной таможенной пошлины при ввозе произведенных ими автомобилей на территорию другого государства-члена Таможенного союза. Такой перечень утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 27.01.10 № 169.
Согласно постановлению Правительства РФ от 10.12.2008 № 944, указанные автокомпоненты выпускаются в свободное обращение, т.е. в оборот на территории Российской Федерации, без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством. Соответственно, автомобили, произведенные в России, в том числе в рамках режима «промышленная сборка», могут поставляться в Беларусь и Казахстан не только без уплаты таможенных пошлин, но и без выполнения иных таможенных формальностей в силу создания единой таможенной территории.
Приказом Минэкономразвития России, Минпромторгом России и Минфином России от 24 декабря 2010 года № 678/1289/184н установлены особенности применения режима «промышленной сборки» крупными автопроизводителями. Основной целью издания этого приказа является придание нового импульса развитию автомобильной отрасли России путем создания условий, стимулирующих более высокий уровень локализации производства автомобилей, развитие производств автокомпонентов, развитие российской базы НИОКР, создание новых рабочих мест. При разработке данного приказа был достигнут компромисс между автопроизводителями и государством, согласно которому повышенные требования по созданию производственных мощностей (до 350 тыс. автомобилей в год), по локализации производства (с 30% до 60%) и созданию НИОКР компенсированы упрощением расчета достигнутого уровня локализации и отчетности за счет того, что автопроизводителям предоставлено право самостоятельно определять перечень ввозимых компонентов, уровень их комплектности и завершенности, установлением гибких правил использования узлов и агрегатов, собранных из ввезенных компонентов, на разных заводах, осуществляющих «промышленную сборку» автомобилей, возможности их продажи другим российским компаниям, заключившим соглашения о «промышленной сборке», а также на экспорт. Приказом установлены прозрачные правила учета для определения уровня локализации компонентов, узлов и агрегатов, приобретенных автопроизводителем у российских поставщиков, что направлено на исключение искусственных способов увеличения уровня локализации производства автомобилей. Приказ предусматривает возможность кооперации нескольких российских юридических лиц. Такая кооперация позволит ее участникам осуществлять обмен передовыми технологиями и ноу-хау в области автомобилестроения, включая совместное использование автомобильных платформ, результатов НИОКР. В целях максимальной оптимизации расходов и повышения эффективности производства они могут организовывать производство отдельных моделей, используя производственные мощности друг друга, а также размещать заказы на компоненты у одних и тех же российских производителей-поставщиков, что позволит обеспечить загрузку производственных мощностей последних.
Таким образом, результатом реализации приказа должен стать комплексный социально-экономический эффект, выраженный в увеличении объемов производства автомобилей внутри России, росте размеров привлеченных инвестиций, развитии новых индустрий по производству автокомпонентов (начиная от сырьевых переделов в металлургии и нефтехимии и заканчивая наиболее высокотехнологичными производствами крупных узлов и агрегатов, включая двигатели и коробки передач), увеличении занятости населения и налоговых платежей. Все это в совокупности позволит компенсировать выпадающие доходы бюджета, возникшие от предоставления льготных таможенных пошлин на ввоз импортных комплектующих.
В соответствии с договоренностями России, достигнутыми в рамках присоединения к ВТО, возможность заключения новых соглашений о «промышленной сборке» или продления уже заключенных прекращена. Более того, специальные коды с пониженными ставками таможенной пошлины могут применяться только до 1 июля 2018 года. Учитывая, что некоторые из заключенных соглашений будут еще действовать после указанной даты, Правительством РФ будут приняты меры, соответствующие ВТО, компенсирующие автопроизводителям отмену пониженных ставок.
В качестве альтернативы инвестиционному режиму «промышленная сборка» автопроизводители могут рассматривать следующие меры внешнеторгового регулирования, которые могут влиять на рентабельность производства в России:
- Снижение ставок ввозных таможенных пошлин на компоненты, в отношении которых не установлены коды «для промышленной сборки»;
- Введение защитных мер (например, 16 ноября 2011 года началось антидемпинговое расследование в отношении легких коммерческих автомобилей (код ТН ВЭД ТС 8704 21 310 0 и 8704 21 910 0), происходящих из Германии, Италии, Польши и Турции);
- Господдержка производителей (экспортные субсидии и поддержки, финансирование кредитования);
- Применение таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления;
- Создание производства в Особых экономических зонах, предоставляющих возможность применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны и налоговых льгот.
«Зеленый коридор» для добросовестных импортеров
В мае 2011 года ФТС России отменила приказ ГТК России от 28.06.2004 № 727 "О контроле таможенной стоимости отдельных товаров", которым был установлен специальный порядок контроля таможенной стоимости отдельных видов товаров (далее – Специальный порядок), применявшийся официальными автомобильными дистрибьюторами. Специальный порядок заключался в предварительной проверке ФТС внешнеторговой сделки в целях выявления возможных рисков и выпуске товаров по заявленной декларантом таможенной стоимости с последующим контролем достоверности заявленных сведений. Данный подход позволял таможенным органам перераспределять свои ресурсы на проведение контроля в отношении товаров, ввозимых другими импортерами. В свою очередь предоставление импортеру права применять Специальный порядок предоставляло ему определенные гарантии выпуска товаров таможенными органами без задержек и, соответственно, выполнение своих договорных обязательств. Импортеры, которые использовали данный порядок, высоко оценивают его применение, а его отмена повлекла за собой предъявление таможенными органами формальных требований крупным импортерам автомобилей, которые в результате были признаны незаконными арбитражными судами (см., напр., определение ВАС России от 09.08.2011 № ВАС-10363/11, постановление ФАС СЗО от 13.12.2011 № А56-68408/2010; определение ВАС России от 23.06.2011 № ВАС-7807/11, постановление ФАС МО от 21.11.2011 № А40-144768/10-93-536; постановление ФАС МО от 18.04.2011 № КА-А40/2971-11, ФАС ДО от 16.11.2011 № Ф03-5567/2011; и др.).
Вместе с тем, ФТС постепенно возвращается к дифференциации участников ВЭД в зависимости от их добросовестности в целях повышения эффективности таможенного контроля. ФТС изданы приказы, утверждающие порядок действий должностных лиц таможенных органов при сборе и обработке информации для определения степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении лиц, осуществляющих ввоз отдельных категорий товаров: автокомпонентов и их частей, узлов и агрегатов, используемых при промышленной сборке на территории России моторных транспортных средств, и другой сопутствующей продукции (приказ от 26.09.2011 № 1945), сырья, оборудования и частей, используемых в производственной деятельности (приказ от 26.09.2011 № 1948), товаров, классифицируемых в группе 03, товарных позициях 1604 и 1605 и товарной субпозиции 1603 00 ТН ВЭД ТС (приказ от 17.10.2011 № 2125). Компании, которые соответствуют установленным критериям, могут обратиться в ФТС в целях распространения на них действия соответствующего приказа. Мы надеемся, что ФТС будет расширять перечень таких товаров.
Вместе с тем, представляется нелогичным, что ФТС не применяет аналогичные подходы по управлению рисками к компаниям, получившим статус уполномоченного экономического оператора. Такой статус могут получить как производственные, так и торговые компании, которые не только должны соответствовать практически тем же критериям, что и лица, в отношении которых могут не применяться отдельные меры по минимизации рисков, но и вносят обеспечение уплаты таможенных платежей в размере 1 млн. или 150 тыс. евро в качестве условия получения такого статуса. По нашему мнению, институт уполномоченного экономического оператора является составным элементом системы управления таможенными рисками, что подтверждается международной практикой. Разделение этих понятий является искусственным и вынуждает добросовестные компании проходить одну и ту же процедуру дважды, что вряд ли можно оценить как упрощение таможенного администрирования.
Временный ввоз автомобилей для проведения сертификационных испытаний
Для дистрибьюторов автомобилей, с нашей точки зрения, будет интересным изменения в правилах применения таможенной процедуры временного ввоза. Раньше, применяя указанную процедуру в отношении новых моделей автомобилей, ввозимых для целей их сертификации (получения одобрения типа транспортного средства), у дистрибьютора могли возникнуть риски по привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 16.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП) в случае неполучения им разрешения на передачу временно ввезенного автомобиля органу по сертификации (штраф от 100% до 200% стоимости товаров с их конфискацией или без таковой). Поскольку в этом случае процедура предусматривала принятие на себя органом по сертификации обязательств перед таможенными органами, что не входило в их интересы, то на практике временный ввоз для указанных целей после ряда негативных для декларантов случаев перестал использоваться. В результате импортеры вынуждены были выпускать такие автомобили для свободного обращения и нести дополнительные расходы по уплате таможенных платежей. Теперь в соответствии с пп.2 части 1 статьи 276 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» получать такое разрешение не требуется. Однако необходимо помнить, что в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 279 ТК ТС и частью 3 статьи 276 Федерального закона 311-ФЗ передача временно ввезенных товаров иному лицу без разрешения таможенного органа не освобождает декларанта таможенной процедуры временного ввоза (допуска) от соблюдения требований и условий, установленных главой 37 ТК ТС. Т.е. на протяжении всего времени, в течение которого проводятся сертификационные испытания, декларант будет продолжать нести обязанности по соблюдению условий применения таможенной процедуры временного ввоза в полном объеме.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 276 Федерального закона, при передаче временно ввезенных товаров, стоимость которых превышает 500 000 рублей, во владение и пользование иному лицу декларант обязан письменно уведомить в произвольной форме таможенный орган, в котором производилось помещение этих товаров под таможенную процедуру, указав наименование и адрес лица, которому передаются товары, цели их передачи, а также место нахождения товаров. Следует обратить внимание, что приведенная норма не устанавливает четких сроков выполнения декларантом обязанности по письменному уведомлению таможенного органа. Из ее содержания не следует, что письменное уведомление должно быть направлено декларантом таможенному органу до передачи временно ввезенных товаров и в течение определенного времени после их передачи. При этом Федеральным законом от 06.12.2011 № 409-ФЗ внесены изменения в ч.2 статьи 16.19 КоАП РФ, исключившие ответственность лиц за неуведомление таможенного органа.