Стенограмма выступления Шавшиной Вильгельмины Прановны на конференции «Новое в таможенном законодательстве: теория и практика», организованной Ассоциацией европейского бизнеса. Москва, 1 марта 2013.
Я бы хотела рассказать, что нового мы можем почерпнуть из присоединения России к ВТО, какие там существуют механизмы защиты прав бизнеса. Во-первых, я хотела остановиться на базовых аспектах, то есть какие ограничения и перспективы мы получили, каковы механизмы защиты внутреннего рынка, а также какие правила и требования Россия обязалась соблюдать. Вопросами ценообразования предусмотрен определенный переходный период для организации железнодорожных тарифов и соответствующих тарифов, которые тем или иным способом могут дискриминировать ситуацию в отношении импортных товаров. По техническому регулированию тоже надо понимать, что мы присоединились с определенным изъятием, у нас остается возможность сохранения в силе действующих регламентов. Мы обязаны что-то менять только в том случае, если это будет оспариваться другими членами ВТО. В рамках соглашения по торговле услугами согласовано изъятие ограничения по присутствию иностранных предприятий на рынке услуг; определенное изъятие в рамках сделок с землей; ограничения по доступам к субсидиям.
Теперь перейду непосредственно к существу заявленной темы. Во-первых, это использование мер по защите внутреннего рынка, называемых еще антидемпинговыми. Субсидии, тарифные квоты. Также есть возможность совершенствования системы тарифных преференций. Есть возможность администрировать и регулировать импорт/экспорт дефицита на внутреннем рынке или нарушения платежного баланса. Если говорить о механизме субсидий в рамках ВТО, то есть запрещенные субсидии. Есть субсидии, которые имеют право на существование до тех пор, пока не вызывают тех или иных неблагоприятных последствий. Также есть субсидии, которые с 2000 года утратили силу.
Несколько слов по механизму защитных мер, которые могут быть применимы для защиты внутреннего рынка. Во-первых, это компенсационные меры. Цель – компенсация ущерба или угрозы в причинении ущерба отечественным производителям, который вызван применением тех или иных специфических субсидий в иных странах-членах ВТО. Существует определенная процедура принятия компенсационных мер. Это обязательно проведение расследования, консультации с заинтересованными членами ВТО и публичное уведомление. Для введения этой компенсационной меры существует классическая схема доказывания факта причинения ущерба, когда мы должны установить факт наличия субсидии в стране-члене ВТО, тот ущерб, который причиняется или может быть причинен национальному производителю, а также причинно-следственная связь, демонстрирующую, что в силу именно этой субсидии возникает ущерб. При этом сам размер субсидии должен быть не менее 1% стоимости товара. Срок действия мер не превышает 5 лет. Эти меры могут быть пересмотрены, а на период расследования могут вводиться временные компенсационные меры.
Антидемпинговые меры. Цель – вернуть неоправданно заниженную цену к тому естественному значению, которое существует, если не было бы соответствующего демпинга со стороны того или иного государства-экспортера. Здесь надо доказать наличие демпинговой маржи, то есть разницы между нормальной стоимостью товара и той ценой, по которой экспортер продает товар на иностранный рынок. Также необходимо доказать, что факт демпингового импорта причиняет вред отечественному производителю. Также необходимо провести антидемпинговое расследование. При этом демпинговая маржа должна быть не меньше 2% от цены продукта, либо объем импорта подобного демпингового товара с одной стороны не меньше 3% от общего объема импорта данного товара. Срок применения мер не более 5 лет, а также могут быть введены временные обеспечительные меры.
Специальные защитные меры. Это те меры, которые применяются в отношении возросшего импорта определенного товара тогда, когда ущерб или причиняется, или потенциально существует угроза причинения такого ущерба отечественному производству. Цель введения этих мер в ВТО – устранение «серых» зон в торговой практике на основе двухсторонних переговоров о добровольных ограничениях. Примечательны эти меры тем, что они не требуют доказывания взаимосвязи фактов этого возросшего импорта и нанесения ущерба. Но надо понимать, что сторона, которая применит такие меры, может получить соответствующие претензии в том случае, если возникнут потери у иных членов ВТО, и эти меры повлияют на их торговлю. Тогда страна, которая применяла эти меры, должна будет компенсировать потери иных стран-членов ВТО.
Механизм применения защитных мер. Этими вопросами заведует Департамент защиты внутреннего рынка. На уровне этого департамента проводится расследование, осуществляется уведомление заинтересованных лиц, а также разрабатываются проекты решений. Если смотреть по текущей практике, то наши отечественные производители, зная об этих механизмах, обращаются с соответствующими инициативами. Но не всегда эти инициативы подкрепляются соответствующей информацией и той базой, которая будет однозначно свидетельствовать о признаках, в силу которых Евразийская комиссия сможет начать расследование.
Я говорила о возможности изменения ставки ввозной таможенной пошлины. Существуют 2 варианта. Есть возможность инициировать в интересах отечественного производителя тех или иных готовых изделий повышение уровня ставки. Также можно претендовать на увеличение ставки даже за пределы, установленные для РФ. Эта процедура сложнее, так как, помимо выработки решения на уровне стран Таможенного союза, этот вопрос обязан быть вынесен на обсуждение на уровне стран-членов ВТО.
Система разрешения споров, как на национальном, так и на наднациональном уровне. Никто не отменял возможность обращаться в арбитражный суд. Второй механизм – это обращение в суд ЕврАзЭС. В контексте взаимодействия двух судебных систем, высший орган судебной власти государства–члена Таможенного союза имеет право обращаться в суд ЕврАзЭС с запросом о вынесении заключения по тем или иным вопросам, которые регламентируются международными договорами Таможенного союза.
Очень коротко по защите экспорта. Какие могут быть случаи ограничения интересов российского экспортера? Это прямая и фактическая дискриминация, введение определенных количественных ограничений, необоснованное введение антидемпинговых и специальных защитных мер, применение субсидий или введение необоснованных нетарифных барьеров. То есть это все, что нам прекрасно известно, когда РФ может за счет использования тех или иных механизмов технического регулирования, тех или иных санитарных и фитосанитарных требований, по большому счету не меняя ничего законодательно, создавать непреодолимые барьеры для импорта. Здесь мы будем пользоваться соответствующим механизмом разрешения споров, как он урегулирован на уровне ВТО. Отмечу, что стороной по регулированию такого рода является не хозяйствующий субъект. Задача хозяйствующего субъекта – вынести свою проблему на национальный уровень в уполномоченные национальные органы. Дальше национальные органы, проведя соответствующее расследование, будут возбуждать соответствующие процедуры.
Инструментарий достаточно широкий. В первую очередь для экспортеров мы получили очень хороший механизм защиты своих прав и интересов.