Как всем хорошо известно, Северо-Западный федеральный округ имеет уникальное географическое положение и является единственным из федеральных округов Российской Федерации, который непосредственно граничит со странами Европейского Союза, Северной Европы, СНГ, связан посредством региона Балтийского моря с Германией, Швецией, Данией, и через морские пути имеет выход на многие европейские страны. Северо-Запад имеет развитые экономические и культурные связи с зарубежными партнерами. Развитие внешнеэкономических связей должно рассматриваться в качестве одного из основных направлений социально-экономического развития округа.
2012 год стал для таможенных органов во многом определяющим с точки зрения внедрения современных технологий и повышения уровня информатизации основных таможенных операций. Были приняты такие важные документы, как План мероприятий («Дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования», Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года.
Во их исполнение ФТС разработаны отдельные планы мероприятий, предусматривающих в том числе внесение изменений в нормативные правовые акты ФТС России в части минимизации количества проставляемых оттисков личных номерных печатей и штампов, в целях сокращения времени производства таможенного оформления процедуры таможенного транзита.
С 17 июня 2012 года было введено обязательное ПИ по автомобильному транспорту. Вступление в силу с 17.06.2012 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 не оказало значительного влияния на сокращение очередей и времени нахождения транспортных средств в зонах таможенного контроля. Вместе с тем отказ от использования неполной информации, поступающей от Комиссии Европейских Сообществ, расширение состава сведений и повышение качества получаемой предварительной информации от заинтересованных лиц позволили сократить время совершения операций, связанных с формированием транзитных деклараций.
С учетом высокой доли использования предварительной информации по Северо-Западному таможенному управлению до 17.06.2012 (более 92%) обязательное предварительное информирование не оказало негативного влияния на пропускную способность АПП.
В целом с 17.06.2012 в результате комплексной и планомерной работы СЗТУ и таможен региона по введению обязательного предварительного информирования согласно РК ТС в многосторонних автомобильных пунктах пропуска (далее – МАПП), не допущено случаев снижения пропускной способности и, соответственно, роста очередей в пунктах пропуска на сопредельной стороне, а также не отмечено значимых претензий и нареканий на работу должностных лиц МАПП со стороны водителей, представителей перевозчиков, АСМАП, участников ВЭД и других заинтересованных лиц и организаций.
К основным проблемным вопросам и предложениям по использованию предварительной информации следует отнести:
- отсутствие квалификации действий (ответственности) перевозчиков при непредставлении либо представлении некорректной предварительной информации;
- при приеме предварительной информации, поданной через портал ФТС России, имели место факты отсутствия сведений, являющихся обязательными: номера транспортных средств, VIN-номера, номера и даты CMR, страны отправителя и получателя, номера контейнеров;
- нестабильная в отдельных случаях работа информационно-программных средств, используемых в технологии предварительного информирования;
- необходимость организации диспетчеризации въезда, размещения и выезда транспортных средств с территории пунктов пропуска для обеспечения эффективной пропускной способности.
В настоящее время ФТС России проводится заключительный этап комплексного тестирования модернизированной версии АС «ПП» с учетом необходимого в рамках ФЗ № 394 электронного взаимодействия с ведомствами. В целом подтверждена работоспособность данного программного средства, однако существуют определенные проблемы с работой электронных сервисов Ространснадзора и Россельхознадзора (ветеринарный контроль), требующих урегулирования в нормативных актах и технологических картах межведомственного взаимодействия.
С 1 января 2014 года вступает в силу положение об обязательном электронном декларировании в электронной форме. В соответствии с решением коллегии ФТС России, состоявшейся 29.11.2012, начальникам региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненным ФТС России, необходимо принять меры по реализации положений статьи 204 Закона о таможенном регулировании в части перехода с 1 января 2014 года на обязательное декларирование товаров в электронной форме.
В настоящее время доля деклараций на товары, поданных через Интернет, составляет более 98% от общего количества деклараций на товары, а в некоторых таможенных органах – достигает 100%.
В региональных таможенных управлениях созданы специализированные таможенные посты – центры электронного декларирования (далее – ЦЭД), компетенция которых ограничена осуществлением документального контроля в отношении товаров, декларируемых в электронной форме. В настоящее время в СЗТУ функционируют 4 ЦЭД: Новгородский таможенный пост (центр электронного декларирования) Санкт-Петербургской таможни, Санкт-Петербургский таможенный пост (центр электронного декларирования) Санкт-Петербургской таможни, Череповецкий таможенный пост (центр электронного декларирования) Санкт-Петербургской таможни, Калининградский таможенный пост (центр электронного декларирования) Калининградской областной таможни.
Всего с 01.01.2013 по 21.03.2013 таможенными органами СЗТУ выпущено 231397 ДТ. Доля ДТ, поданных по технологии ЭД-2 (с использованием международной ассоциации сетей «Интернет»), по которым принято решение о выпуске составила 97, 98 %.
С применением технологии удаленного выпуска в регионе деятельности СЗТУ за период с 01.01.2013 по 21.03.2013 оформлено 11540 ДТ, что составило 4, 99 % от общего количества выпущенных деклараций на товары.
Ведется активная работа, направленная на организацию электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти
(далее – ФОИВ), осуществляющими в части своей компетенции государственный контроль в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. Подготовлена 31 технологическая карта межведомственного взаимодействия (далее – ТКМВ). Указанные карты предусматривают получение из 25 ФОИВ сведений, необходимых для осуществления таможенного контроля.
Развитие электронного декларирования вызывает необходимость модернизации таможенного контроля, в частности, выработки новых технологических решений проверки сведений о товарах при их таможенном декларировании, а также автоматизации взаимодействия с участниками ВЭД.
Использование указанных технологий позволит оптимизировать процессы таможенного контроля при осуществлении таможенных операций, сократить его время, а также снизить издержки бизнеса. При этом необходимо обеспечить безотказное функционирование Единой автоматизированной информационной системы (далее – ЕАИС) таможенных органов и связанных с ней информационных систем.
Планом мероприятий («Дорожная карта») по совершенствованию таможенного администрирования предусмотрено проведение мероприятий по сокращению сроков совершения таможенных операций при декларировании и выпуске товаров, а также по совершенствованию форм и методов таможенного контроля.
В соответствии со Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года основными задачами стратегического направления развития таможенной службы Российской Федерации в части совершенствования таможенного регулирования являются также переход в 2014 году на электронную форму декларирования, автоматизация процессов таможенного контроля, связанных с принятием решения о выпуске товаров в автоматическом режиме, ускорение таможенных операций при таможенном декларировании товаров в электронном виде, развитие субъектно-ориентированного подхода в рамках системы управления рисками путем категорирования участников ВЭД в целях реализации принципа выборочности при проведении таможенного контроля, обеспечение межведомственного электронного взаимодействия при выполнении функций в сфере контроля перемещения товаров и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации. Одним из целевых индикаторов указанного направления развития таможенной службы Российской Федерации является доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов и сведений на бумажных носителях, в общем количестве оформленных деклараций на товары при условии, что товары не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях (с 40 % в 2012 году до 100 % к 2014 году).
В настоящее время реализована возможность использования технологии электронного обмена документами и сведениями между таможенными органами и владельцами складов временного хранения в соответствии с приказом ФТС России от 06.04.2011 № 715 «Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах».
С учетом необходимости повышения доли деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов и сведений на бумажных носителях, в общем количестве оформленных деклараций на товары при условии, что товары не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях (с 40 % в 2012 году до 100 % к 2014 году) СЗТУ проведен анализ деятельности таможенных органов региона по данному индикатору. В настоящее время таможенными органами региона и СЗТУ проводится работа по изучению проблемных вопросов, связанных с представлением документов на бумажных носителях, обобщением информации о видах указанных документах и подготовке предложений по совершенствованию информационного взаимодействия участников ВЭД (декларантов) и таможенных органов при осуществлении таможенных операций по таможенному декларированию.
К другим направлениям деятельности таможенных органов региона, активно развивающимся в последнее время, следует отнести:
- осуществление предварительного информирования о товарах, перемещаемых водными видами транспорта;
- реализация технологии удаленного выпуска по товарам, перемещаемым железнодорожным видом транспорта, товаров, поступающих в адрес организаций-автопроизводителей;
- электронное взаимодействие между таможенными органами и структурными подразделениями ОАО «РЖД» по представлению информации о товарах, перемещаемых железнодорожным транспортом.
Перечислю основные направления работы Таможенного союза на период до 2015 года:
- внедрение принципа первичности электронных документов и сведений в электронном виде;
- сокращение времени обработки ТС в пункте пропуска;
- использование интегрированных ПС, автоматизирующих функции госконтролю в ПП;
- оснащение ПП современными ТС, системами видеонаблюдения с целью сокращения контрольных проверочных операций в ПП;
- внедрение уникального идентификатора участника ВЭД, уникального идентификатора поставки, создающего систему «сквозного» контроля за перемещением товарных партий;
- приоритетная обработка грузов, перевозимых таможенными перевозчиками и УЭО.
На 2013 год согласно решению коллегии ФТС России намечены следующие наиболее важные мероприятия:
- введение с 1 января 2014 года обязательного электронного декларирования;
- утверждение порядка информационного обмена между декларантами (таможенными представителями) и таможенными органами в рамках декларирования товаров в электронной форме;
- подготовка предложений о введении обязательного предварительного информирования в отношении товаров, перемещаемых различными видами транспорта (помимо автомобильного).