- В июле исполнился год с момента, когда о товарах, ввозимых на территорию Таможенного союза автомобильным транспортом, стало необходимо предварительно информировать таможенные органы. Что дало введение новой технологии государству и бизнесу?
- Руслан Давыдов, заместитель руководителя ФТС России: С введением обязательного предварительного информирования время, необходимое для проведения таможенными органами государственного контроля в пункте пропуска, в среднем сократилось на 30 минут. Оно составляет сейчас 53 минуты и включает в себя время на осуществление иных видов государственного контроля, которые также возложены на таможенные органы. Я говорю о санитарно-карантинном, карантинном фитосанитарном, ветеринарном и транспортном контроле.
Использование предварительного информирования повышает эффективность таможенного контроля. Пусть это прозвучит несколько парадоксально, но при сокращении времени таможенного оформления качество контроля повышается. При предварительном информировании сведения мы получаем заблаговременно, у нас есть время их проанализировать, просчитать риски. Когда груз фактически приходит на пункт пропуска, время оформления сокращается, а форма контроля выбирается более точно.
Еще один момент, который следует подчеркнуть. Предварительная информация позволяет более качественно принимать решения как при совершении таможенных операций непосредственно, так и впоследствии, при дальнейшем контроле.
Одно из его главных преимуществ для бизнеса - сокращение времени нахождения товаров и транспортных средств в пункте пропуска. Меньшее время нахождения в пункте пропуска снижает общие затраты на проведение торговых операций. Быстрее проходит груз - увеличивается грузооборот. Кроме того, бизнес все вопросы в пункте пропуска решает при помощи одного человека - водителя, что также влияет на снижение общих затрат. Снижение издержек также способствует ускорению товарооборота. Предварительная информация представляется не менее чем за 2 часа до прибытия товаров и транспортных средств в пункт пропуска. Сейчас более 98% предварительной информации представляется до прибытия транспортного средства в пункт пропуска.
В целом участники ВЭД позитивно встретили и оценивают предварительное информирование. Большинство из них отмечают облегчение прохождения границы, сокращение на 15-20% общего времени нахождения транспортных средств в пункте пропуска, сокращение расходов на логистику.
Однако есть те, кто считает, что время для них не сократилось. Давайте посмотрим, для кого оно не сократилось. Для тех, кто не подает предварительную информацию заранее. Это те самые один-два процента. Этим водителям приходится ждать, пока мы проведем оформление тех транспортных средств, на которые информация поступила своевременно.
- Обязательное предварительное информирование действует сейчас только для автомобильного транспорта. А на железнодорожном транспорте будет ли введен такой порядок?
- Поскольку введение обязательного предварительного информирования на автомобильном транспорте показало положительные результаты, то логично распространить этот опыт на иные виды транспорта. Мы проводим анализ применения предварительного информирования на автомобильных перевозках, чтобы адаптировать его для других видов транспорта, где есть своя специфика. Сейчас мы ведем активную работу по введению обязательного предварительного информирования на железнодорожном транспорте. Эта работа ведется совместно с Евразийской экономической комиссией, минтрансом и ОАО "РЖД", а также с нашими коллегами из таможенных служб Беларуси и Казахстана.
В результате подготовлен проект Решения ЕЭК "О введении обязательного предварительного информирования о товарах и транспортных средствах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза". Планируется, что это решение вступит в силу 1 октября 2014 года. С этого дня условием ввоза товаров железнодорожным транспортом на единую таможенную территорию ТС станет наличие в отношении них обязательной предварительной информации. Однако уже сейчас заинтересованные участники ВЭД и предприятия железнодорожного транспорта активно представляют предварительную информацию. Это позволяет ускорить пересечение железнодорожными грузами таможенной границы Таможенного союза, что опять-таки влечет за собой увеличение грузооборота и будет способствовать привлекательности железнодорожного транзита через территорию Таможенного союза.
Только в 2012 году в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов РФ добровольно было подано более 43 тысяч сообщений с предварительной информацией о товарах, ввозимых по железной дороге. За 5 месяцев 2013 года таких сообщений получено уже более 25 тысяч. Это говорит о высокой заинтересованности бизнеса во внедрении новых информационных технологий при организации транспортных процессов.
- В морском порту Восточный сейчас проводят эксперимент по добровольному предоставлению предварительной информации. Станет ли это обязательным?
- Введение обязательного предварительного информирования на морском транспорте планируется осуществить в 2014 - 2015 годах. Но уже в мае 2011 года на Дальнем Востоке мы начали эксперимент по подготовке к этому.
Благодаря предварительной информации таможенный орган еще до прибытия судна в порт осуществляет множество операций. По данным за первый квартал этого года, среднее время совершения операций непосредственно на борту судна составляет 96 минут, а при документальном контроле, без выхода на борт, - 35 минут.
- Что вы можете сказать о внедрении электронного оформления международных авиационных перевозок E-Freight?
- Работа по внедрению безбумажных технологий в отношении воздушных судов и перемещаемых ими товаров проводится ФТС России с 2009 года. Мы разработали положения, которые направлены на совершенствование и ускорение таможенного оформления воздушных судов. В частности, они предусматривают представление документов и сведений в электронной форме, в том числе до фактического прибытия воздушных судов.
Сроки введения обязательного предварительного информирования на воздушном транспорте будут определены по результатам научно-исследовательских работ по стандарту E-freight. Этот проект представляет собой совместную программу для авиакомпаний, грузовых агентств, предприятий наземного обслуживания и таможенных органов, направленную на устранение бумажного документооборота.
ФТС России активно участвует в реализации этого проекта. Совместно с Минтрансом России действует межведомственная рабочая группа. Мы издали временный порядок совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении воздушных судов при представлении документов и сведений в электронной форме. Были определены воздушные пункты пропуска, участвующие в эксперименте: Шереметьево, Домодедово, Толмачево, Красноярск.
На регулярной основе успешно проводятся тестовые транзитные рейсы с использованием электронных документов. С июня 2012 года совершено 89 тестовых рейсов. Сейчас мы готовимся к следующему этапу проекта, предполагающему включение новых воздушных пунктов пропуска и авиакомпаний.
"Российская Бизнес-газета" №902 (24)