Сегодня для всех очевидно, что введение обязательного предварительного информирования на всех видах транспорта - процесс неизбежный. Более того, введение обязательного предварительного информирования закреплено в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р, и в Плане мероприятий ("дорожной карты") «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р.
Понимая необходимость данного процесса, в Домодедовской таможне в 2012 году начата работа по подготовке к вводу обязательного предварительного информирования на авиатранспорте.
На локальном уровне цель нашей работы – обеспечить эффективное использование предварительной информации, т.е. ее предоставление должно повысить безопасность поставок, при этом сократив временные затраты на принятие решение в момент прибытия (убытия) воздушного судна. Для ее достижения нами проводится комплекс мероприятий.
Во-первых, адаптация применяемых таможенных информационных систем. Нам необходимо подготовить, в первую очередь, программные средства таможни, чтобы они позволяли существенную рутинную работу выполнять за инспектора таможни. В этих условиях активно ведется обучение должностных лиц работе в новых условиях.
Во-вторых, усовершенствование национальной нормативной базы. Сегодня ряд правовых норм, которые определяют порядок использования предварительной информации, имеют ограничения в части авиатранспорта, поэтому, несмотря на то, что базовые документы были приняты несколько лет назад, на практике эти нормы почти не применялись, то есть перевозчики предварительную информацию не представляли. Этому способствовали следующие причины:
- программное средство, обеспечивающее работу с предварительной информацией на воздушном транспорте, у таможен появилось только в мае 2012 года;
- нормативная база требует выполнения двойной работы: необходимо проверить предварительную информацию до прибытия воздушного судна, а после прибытия – провести сверку сведений, представленных в электронном виде, со сведениями, представленными на бумажном носителе.
И наконец, сегодня мы проводим информирование перевозчиков о преимуществах представления предварительной информации. Благодаря чему удалось вовлечь ключевые авиакомпании в процесс подготовки к введению обязательного предварительного информирования, определить ключевые области использования предварительной для таможни и самих перевозчиков.
В мае 2012 года был реализован программный продукт, который позволяет принимать предварительную информацию, а уже с июня 2012 года ряд авиа перевозчиков начал представлять нам предварительную информацию. Это информация о грузе (вес, наименование товара), о воздушном судне, сведения о пассажирах, то есть та информация, которая имеется у перевозчика и которая представляется многими при совершении полетов в Европу или Америку.
С самого начала перевозчики были негативно настроены по отношению к предварительному информированию, так как кроме дополнительной нагрузки (в виде, например, дополнительных затрат) они ничего не видели. Однако совместно с перевозчиками нам удалось придти к пониманию, что предварительное информирование решает проблемы, которые существенны для перевозчиков, например, неприбытие документов на груз одновременного с грузом, короткое время для физического представления документов в таможенный орган, необходимость принятия оперативных решений для рейсов с промежуточной посадкой.
Осознав все эти преимущества, соотнеся те внутренние настройки программных средств, которые необходимо предпринять, авиакомпании начали активно включаться в работу, которую мы ведем. В результате мы подошли к отработке передачи электронных документов, что позволит отказаться в будущем от дублирования представляемых данных на бумажных носителях.
Однако перевозчики столкнулись с одной проблемой. Попробовав представить предварительную информацию в других таможенных органах, они получили отказ от таможенных органов ее использовать.
Для дальнейшего развития этого направления и перехода к промышленному применению необходима доработка собственных информационных систем перевозчиков, что сопряжено с дополнительными затратами. При этом у перевозчиков были сомнения в том, что результаты такой работы можно будет использовать в рамках всего Таможенного союза, а не только в Домодедовской таможне. И здесь нас поддержала Федеральная таможенная служба, которая организовала пилотный проект в Домодедовской таможне, результаты которого планируется распространять и доводить до других таможенных органов. Более того нашими результатами заинтересовалась Евразийская экономическая Комиссия. Эксперт от Домодедовской таможни включен в работу по подготовке проекта решения ЕЭК о введении обязательного предварительного информирования для прибывающих товаров, перемещаемых воздушным транспортом.
Сейчас пилотный проект находится на стадии приема заявок от участников. Надеемся, что наша работа позволит к дате введения обязательного предварительного информирования подойти в полной готовности как со стороны таможни, так и со стороны перевозчиков.