С 1 января 2014 года в России импортируемые и экспортируемые товары декларируются только в электронной форме. Но к электронной декларации прилагается немало сопроводительных документов.
Представляемые при таможенном декларировании документы разнятся при импорте и экспорте. Их количество зависит от целей перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза (ТС) и целей их дальнейшего использования на этой территории и за ее пределами, заявляемой таможенной процедуры и особенностей перемещения товаров.
Если говорить про обеспечение запретов и ограничений в сфере внешней торговли, то сейчас 16 федеральных органов исполнительной власти уполномочены на выдачу 40 различных документов. Необходимость представления разрешительных документов установлена правовыми актами таможенного законодательства ТС и национального законодательства РФ.
При декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС в счет исполнения внешнеторговых договоров, представляются документы, подтверждающие безопасность ввозимых товаров - сертификат соответствия либо декларация о соответствии. Таких документов представляется около 1,5 млн единиц ежегодно. Их выдают органы по сертификации продукции, аккредитованные Росаккредитацией. Такие документы подтверждают, что ввозимые товары соответствуют требованиям тех, которые в настоящее время утверждаются Евразийской экономической комиссией (ЕЭК).
Лицензий Минпромторга России при декларировании товаров представляется свыше 90 тыс. Около 100 тыс. таможенных деклараций за год сопровождается представлением других разрешительных документов. Это 3-5% всего декларационного объема. Есть и разрешительные документы, которые выдаются компетентными органами зарубежных стран, и они тоже нужны при контроле импорта по международным обязательствам.
- Тяжело все же приходится представителям бизнеса. Они вынуждены много бегать, писать и получать эти разрешительные бумаги.
- Это не прихоть. Это - установленная законом обязанность для всех лиц, осуществляющих перемещение товаров. Нормы установлены соответствующими решениями на уровне ЕЭКи. Они универсальны и применяются во всех странах ТС. Таможенные органы лишь контролируют наличие таких документов, обеспечивая соблюдение запретов и ограничений.
- Как складывается ситуация с таможенным декларированием в электронной форме?
- Существующие в настоящее время информационные системы таможенных органов РФ обеспечивают автоматизацию всех бизнес-процессов, реализуемых таможенными органами в рамках своих функций. ФТС России проведен комплекс технических, технологических и организационных мероприятий, который обеспечил введение с 1 января 2014 года обязательного таможенного декларирования в электронной форме. То есть участник ВЭД теперь будет общаться с таможенными органами исключительно в электронной форме. Исключение составят случаи, определенные правительством РФ и связанные с особенностями отдельных товаров и процедур, тогда декларирование товаров по желанию участника ВЭД может осуществляться в письменной форме.
Однако не все федеральные органы исполнительной власти готовы сегодня перейти на качественно новый уровень информатизации. Таможенные органы в информационном и технологическом плане находятся немного впереди других ведомств. Объяснение здесь простое: таможенные технологии всегда развивались с учетом общемировых тенденций и мировой практики, ведь таможня работает на стыке отечественного рынка и мирового.
Процессы информатизации в последние время не для всех ведомств проходили одинаково. В связи с этим были разработаны "дорожные карты" "Совершенствование таможенного администрирования", предусматривающие как обязательное таможенное декларирование в электронной форме, так и обязательное межведомственное электронное взаимодействие.
Готовность ФТС России к электронному межведомственному обмену - сто процентов. Есть еще ряд наших коллег, с которыми мы уже работаем в электронном виде в режиме тестирования. Это, например, Росаккредитация, Минпромторг России, ФСБ России, Росрыболовство и Росприроднадзор. Сегодня получение информации от этих ведомств занимает не более двух минут. Но, к сожалению, есть ведомства, которые, по разным причинам, не успевают взаимодействовать с нами в таком темпе. У этих ведомств существует свой график работы по "дорожной карте".
- Какие это ведомства и в чем проблемы?
- За исключением государственных органов, о которых я уже сказал, - все остальные участники процесса пока не вышли с нами на уровень практического взаимодействия, поэтому не могу с абсолютной точностью сказать о мере их готовности. Есть группа госорганов с высокой готовностью. Например, это - минздрав, минфин и другие. Есть и такие ведомства, которые в свое время не приступили к информатизации и созданию баз данных разрешительных документов, поэтому им приходится догонять коллег по нескольким направлениями одновременно. Кроме того, нужно учитывать фактор финансирования. Насколько мне известно, соответствующие программы финансирования на следующий год не у всех ведомств запланированы.
- Бумажные документы будут постепенно сходить со цены и уступать место своим электронным копиям?
- Да. Мы их будем получать не от декларанта в виде приложения к декларации, а из электронной базы данных других федеральных органов. Ведется работа по сокращению перечня документов, которые участники внешнеэкономической деятельности представляют таможенным органам.
Для этого ФТС России разработала и внедрила автоматизированную систему формирования, ведения и использования базы данных разрешительных документов. Система уже есть, но есть сложности с наполнением баз данных, потому что наполняем не мы. Для создания полного и достоверного информационного ресурса по выданным разрешительным документам необходимо определенное время, верификация информации.
- Вы почувствовали уже преимущества электронного взаимодействия?
- Переход федеральных органов исполнительной власти на систему межведомственного электронного взаимодействия упрощает и ускоряет выполнение ими функций в сфере контроля перемещения товаров и транспортных средств. Кроме этого, предусматривается быстрый обмен информацией о выданных лицензиях и иных разрешительных документах при совершении таможенных операций в электронной форме.
- А как эти преимущества почувствовал бизнес?
Баклаков: Уже одно то, что в таможенный орган не нужно привозить декларацию на бумаге "с подписью и печатью", а можно ее прислать по электронной почте, - это позволяет бизнесу работать в более комфортном ритме.
Приведу пример: в сентябре 2012 года вступил в силу приказ ФТС России N 1470 "О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров". В соответствии с этим приказом не требуется представление паспорта сделки (ПС) при подаче декларации на товары в электронной форме.
Аналогичный порядок установлен и в отношении таможенных деклараций на товары, которые ранее представлялись в банки. С осени прошлого года Банк России отказался от необходимости это делать. По отзывам участников внешней торговли, это упростило и ускорило бюрократические процедуры.
- Как часто выявляются поддельные документы?
- Ежемесячно выявляется до 500 поддельных документов, в основном - сертификатов соответствия. Таможня нередко выявляет перемещение запрещенных товаров или товаров без соответствующих разрешительных документов: антиквариат, оружие, редкие животные, сильнодействующие вещества, наркотики. В прошлом году были задержаны озоноразрушающие вещества. Ряд фреонов разрешен для ввоза при наличии соответствующей лицензии минпромторга, в том числе для использования в холодильной технике, а ряд фреонов запрещен к обороту во всем мире. Кстати, ФТС России в 2012 году была награждена золотой медалью ЮНЕСКО за вклад в сохранение озонового слоя. Этой награды мы были удостоены за ряд случаев выявления попыток ввоза неразрешенных озоноразрушающих веществ.
Недобросовестные участники внешней торговли используют различные схемы ухода от контроля. Например, поддельные декларации, которые якобы подтверждают факт внешнеэкономической сделки. В прошлом году ФТС России начала представлять в Банк России информацию об оформленных декларациях. С одной стороны, для добросовестных участников внешней торговли это упростило жизнь, а с другой стороны - помогло искоренить одну из схем незаконного оттока капитала из России.
"Российская Бизнес-газета" №930 (1)