12 ноября 2014 г. вступит в силу приказ ФТС России от 17 сентября 2013 г. № 1761 «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля». Документ заменит приказ ГТК России от 30 марта 2004 г. № 395 «Об утверждении инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме».
Рассмотрим изменения по каждому разделу нового приказа, выделяя наиболее интересные для декларанта моменты.
Раздел «I. Общие положения»
«...определяет последовательность действий по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее – ЕАИС таможенных органов) при представлении таможенным органам, правомочным регистрировать декларации на товары (далее – таможенные органы декларирования), документов и сведений в электронном виде при декларировании товаров (далее – электронное декларирование),...»
«2. Взаимодействие декларантов (таможенных представителей) (далее – декларанты) с таможенными органами при таможенном декларировании и выпуске товаров с учетом Порядка осуществляется посредством электронного способа обмена информацией:»
С точки зрения технологии
электронного декларирования (далее – ЭД) этот раздел закрепляет те положения, которые были приняты ранее:
«...в соответствии со спецификацией интерфейса взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме, разработанной в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФТС России от 24 января 2008 г. № 52...»
Стоит отметить, что в данном разделе прописано требование к электронной подписи при использования в электронном декларировании:
«…с использованием усиленных квалифицированных электронных подписей (далее – ЭП) в порядке, определенном Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036, N 27, ст. 3880; 2012, N 29, ст. 3988; 2013, N 14, ст. 1668, N 27, ст. 3463, ст. 3477)».
Раздел «II. Использование ЕАИС таможенных органов при представлении таможенным органам документов и сведений в электронном виде»
По использованию программных средств для ЭД ничего нового не содержится:
«3. ЭДТ, документы в виде электронных документов, а также сведения из документов, составленных в письменной форме, представленные в виде электронных документов (далее - электронные документы) с использованием программных средств, прошедших испытания в порядке, определенном приказом ФТС России от 24 января 2008 г. № 52, или Портала...»
Закреплена укоренившаяся практика предоставления скан-копий документов для тех документов, которые затруднительно перевести в текстовый вид:
«4. Документы, содержащие графические элементы, которые не могут быть преобразованы в текстовый вид (технологические схемы, чертежи, диаграммы, графики, изображения (фотографии, рисунки) товаров), представляются в виде электронных образов документов, в том числе полученных путем сканирования бумажных носителей (далее – графические документы)».
Особое внимание уделим следующему пункту:
«5. Сведения в электронных документах, сформированных на основании оригиналов на бумажных носителях либо в электронной форме или их копий, заверенных в установленном порядке, должны совпадать со сведениями, содержащимися в таких оригиналах или копиях».
Это связано с тем, что зачастую инспектор ориентируется на графическое представление сведений, переданных декларантом (т.е. отображение в определенной форме данных их XML), а декларанты обязаны ориентироваться на заполнение XML, графическое отображение данных у инспектора (так называемое XSLT преобразование в HTML) может отображать не совсем то, что на самом деле заносилось в этот самый XML документ, или может исказить форму документа, отобразить данные не в том поле и т.д. Особенно это актуально со сменой форматов XML. Кроме того, разработанные формы XML документов не всегда соответствуют реальным документам. Впрочем, эти проблемы возникают и сейчас. И до сих пор этот вопрос так или иначе решается между инспекторами и декларантами (например отправка Универсального документа, если позволяет спецификация, или дополнительная отправка скан-копии документа по запросу Инспектора).
Интересен пункт:
«В случае если специализированное программное средство декларанта не позволяет сформировать документ на языке оригинала документа кириллицей или латиницей (например, китайский, японский, арабский языки), декларант может представить такие документы в виде графических документов в соответствии с пунктом 4 Порядка».
Т.е. закреплено уже существующее сейчас правило предоставление таких документов в виде скан-копий.
Стоит особо отметить следующий пункт:
«7. Электронные документы, необходимые для таможенного контроля, предварительно размещаются декларантом в электронном архиве документов декларанта, находящемся в ЕАИС таможенных органов (далее – ЭАДД), до подачи ЭДТ в таможенный орган декларирования».
Т.е. до подачи декларации на товары (далее – ДТ) все документы, указанные в описи, необходимо отправить в Архив! Конечно, некоторые посты и сейчас требуют работы через Архив, но отсутствие документов в Архиве на сегодняшний день не может служить основанием для отказа в приеме ДТ, а вот с введением в действие приказа это вполне допустимо. Стоит отметить, что на данный момент к работе Архивов в системе ЭД имеется масса претензий, начиная с того, что они не работают, и заканчивая тем, что документы отображаемые из Архива Инспектором могут не показываться или показываться с ошибками и т.д., что особенно становится актуальным после очередной смены XML форматов.
Раздел «III. Использование ЕАИС таможенных органов при приеме, регистрации (отказе в регистрации) ЭДТ» соответствует сегодняшней практике.
Какие либо временные рамки на ответы таможенных органов отсутствуют, кроме формирования решения о разрешении предоставления документов после подачи ДТ в течение 2-х часов (см. пункт 13 данного раздела).
Раздел «IV. Использование ЕАИС таможенных органов при принятии решения о выпуске (отказе в выпуске) товаров»
Интересные моменты:
«16. ... такие документы запрашиваются таможенным органом у декларанта путем направления в его адрес с использованием штатного программного средства соответствующего запроса в виде авторизованного сообщения...
В ответ на Запрос документов декларант направляет в таможенный орган декларирования с использованием специализированного программного средства:
запрашиваемые электронные документы, подписанные ЭП;
авторизованное сообщение, содержащее информацию о представленных на бумажных носителях документах». Аналогичный вопрос и по п.17 раздела IV.
На данный момент в ответ на запрос таможенного органа используется универсальный документ (в котором декларант пишет, что «Обязуюсь предоставить в ТО...» или, что «Документ предоставлен на бумажном носителе» и т.д.), но, возможно, появится специальный документ для таких ответов.
Обратим внимание на следующий пункт:
«19. Если декларант установил необходимость внесения изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ЭДТ, до выпуска товаров... направляет...:
а) обращение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ЭДТ, с указанием регистрационного номера ЭДТ и обоснованием необходимости таких изменений и (или) дополнений;
б) ЭДТ, заполненную с учетом скорректированных и (или) дополненных сведений, и корректировку декларации на товары...
в) документы и (или) сведения, обосновывающие необходимость внесения изменений и (или) дополнений;
г) перечень прилагаемых документов.
Решение таможенного органа по указанному обращению формализуется с использованием штатного программного средства и доводится до декларанта путем направления в его адрес авторизованного сообщения в течение двух часов рабочего времени после получения такого обращения от декларанта».
На данный момент декларант просто вносит изменения в ДТ, Опись, ДТС, КТС (и т.д.) и затем отправляет как измененную ДТ. Надеемся, что все так дальше и останется, и декларанту не придется совершать лишних операций или формировать дополнительные документы. А формирование КДТ на основе изменений в ДТ может брать на себя АРМ Инспектора… Хотя не исключено, что может быть разработана технология передачи КДТ как отдельного документа.
Не совсем понятен пункт:
«3) перечень прилагаемых документов, сформированный в электронной форме. В случае отправки указанных документов и сведений посредством почтовой связи на бумажных носителях декларант с использованием специализированного программного средства направляет в таможенный орган декларирования авторизованное сообщение, содержащее сопроводительное письмо и опись направленных в таможенный орган документов, а также сведения, подтверждающие отправку указанных документов по почте».
На данный момент таких специальных сообщений в системе ЭД-2 не предусмотрено, т.е. в будущем может появится новое сообщение.
Временных рамок на ответы таможни, в этом разделе, также не установлено, как и в разделе III, за исключением решения о принятии изменений до выпуска, которое должно быть сформировано в течение 2-х часов после получения обращения о внесении изменений (см. пункт 19 данного раздела), и решения об отзыве ДТ, которое тоже формируется в течение 2-х часов с момента подачи обращения об отзыве (см. пункт 24 данного раздела).
В разделе «V. Использование ЕАИС таможенных органов при декларировании товаров с использованием предварительной ЭДТ» в п. 27 сказано, что в течение часа после прибытия транспортного средства (ТС) в таможенный орган и предоставления транспортных документов, направляется уведомление декларанту о прибытии ТС, п.28 также как сейчас.
Раздел «VI. Использование ЕАИС таможенных органов при декларировании товаров с использованием временной ЭДТ» вводит довольно много нового для декларанта. По сути это, новая спецификация, которая на сегодняшний день пока не разработана для этого режима. На данный момент временная ДТ отправляется по обычной процедуре ЭД. Ждем изменений в спецификациях и альбомах.
Раздел «VII. Использование ЕАИС таможенных органов при выпуске товаров до подачи ЭДТ» нового по сравнению с существующей спецификацией не вносит (на данный момент технология не используется (по тем или иным причинам).
Раздел «VIII. Использование ЕАИС таможенных органов после выпуска товаров»
Такие же вопросы, как и по разделу IV. На сегодня обращение и КДТ отдельно не передаются, а сразу отправляется измененная ДТ. Не совсем понятно, в течение какого времени можно вносить изменения после выпуска товаров, и хотелось бы отметить, что до сих пор непонятно, как долго должны храниться ЭД документы в системе у декларанта и в системе ЭД таможни.
Раздел «IX. Заключительные положения» соответствует существующей практике.
В заключению отметим, что данный приказ принципиально не меняет работу декларанта (придется привыкать работать через Архивы). Документ лишь приводит в соответствие сложившуюся практику электронного декларирования с текущей нормативной базой. А также закрепляет положение о том, что взаимодействие декларантов и ЕАИС таможенных органов строится «в соответствии со спецификацией интерфейса взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме».