Сейчас, в связи с введением запретов на значительный перечень товаров, работа по выявлению нарушений в сфере перемещения товаров через границу приобретает особую значимость. Поэтому и надежность функционирования системы управления рисками выдвигается на первый план.
Огромные возможности, которые открываются в процессе совершенствования системы управления рисками, трудно переоценить. Новые подходы, использование незадействованных ранее резервов и мирового опыта вкупе с применением современных технологий дают весомый шанс кардинально повысить эффективность и качество таможенного контроля, добиться впечатляющих результатов. О том, какая работа ведется в этом направлении, и что еще предстоит сделать, рассказывает начальник Управления рисков и оперативного контроля ФТС России Вячеслав Голоскоков.
- Вячеслав Иванович, можно ли сегодня утверждать, что система управления рисками достаточно полно оформилась в реальный механизм контроля?
- В октябре этого года исполнится десять лет с момента проведения коллегии ФТС России, на которой первый раз был комплексно рассмотрен вопрос о создании и широком применении СУР в целях повышения эффективности таможенного контроля. Оценивая сделанное за этот период, нужно прежде всего сказать, что создана методическая основа применения СУР в таможенных органах. Она базируется на стандартах, изложенных в главе 6 Генерального приложения к Киотской конвенции, положениях Таможенного кодекса Таможенного союза и соответствует обязательствам Российской Федерации перед ВТО, которые детализированы в соглашении по упрощению процедур торговли.
На сегодняшний день в таможенных органах РФ реализован полный цикл процесса управления рисками, в ходе которого проводится непрерывный сбор необходимой информации и оценка рисков, разрабатываются профили рисков, осуществляются воздействие на выявленные риски и оценка результативности воздействия, дальнейшая актуализация мер и порядка их применения. При этом большинство технологических операций автоматизировано.
- А что удалось сделать в прошлом году?
- Особенно активно СУР совершенствовалась в последние полтора года. За этот период были переработаны все ведомственные правовые акты, касающиеся реализации системы.
Была разработана базовая инструкция о действиях должностных лиц, актуализированы типовые положения о подразделениях применения СУР, переработаны контрольные и аналитические показатели эффективности деятельности таможенных органов. Кроме того, была сформирована правовая база для реализации отраслевого и автоматического категорирования субъектов ВЭД, утверждено более десяти решений Объединенной коллегии таможенных служб Таможенного союза, направленных на унификацию СУР.
- При выстраивании СУР, конечно же, не обошлось без современных технологий?
- Безусловно. Необходимо отметить качественное изменение уровня информационно-технического обеспечения процесса управления рисками, которое произошло в последнее время. Сейчас используется 13 комплексов программных средств, десятки баз данных и информационных ресурсов, а также отдельная транспортная система для передачи профилей рисков. В прошлом году проведена глубокая модернизация программных средств и разработаны алгоритмы для применения свыше 300 индикаторов риска. Это позволило автоматизировать выявление рисков при всех основных таможенных операциях: предварительного информирования, прибытия/убытия товаров, таможенного транзита и декларирования.
В короткие сроки были внедрены инновационные технологии, позволяющие реализовать категорирование субъектов ВЭД, использование элементов семантического анализа при выявлении рисков, а также обработку ресурсов центральной базы данных по запросам таможенных постов. Сформированы новые информационные ресурсы и комплексы программных средств для их обра¬ботки - это Единая база выявленных рисков и Оперативный мониторинг таможенных операций в составе системы «Малахит». Ну и, наконец, были усовершенствованы технологии разработки и доведения профилей рисков в электронном виде и переработаны структуры и правила ведения баз данных с результатами применения СУР.
- И каковы в итоге результаты по платежам после модернизации СУР?
- Сделано, конечно, немало, однако говорить о том, что результаты СУР полностью обеспечивают достижение целей, которые стоят на сегодняшний день перед таможенным контролем, на мой взгляд, еще преждевременно.
Если посмотреть на результаты СУР в 2013 году по минимизации рисков уклонения от уплаты таможенных платежей, то суммы, довзысканные при контроле таможенной стоимости, классификации товаров, определении страны происхождения, контроле предоставления льгот, составили 16,6 миллиарда рублей. А в первом квартале этого года - 4 250 миллионов (с учетом всех возвратов по судебным решениям и ведомственному контролю). Много это или мало? Сказать сложно - на данный момент мы не располагаем достоверной методикой для определения уровня соблюдения законности при администрировании таможенных платежей.
- Есть ли еще неиспользованные резервы?
- Анализируя отдельные явления и факты на экспертном уровне, мы наблюдаем существенные резервы собираемости таможенных платежей. Полагаю, что концентрация работы всех участников процесса управления рисками на обеспечении полноты собираемости таможенных платежей уже к концу года позволит повысить результативность работы примерно в 1,5 раза.
- Замах серьезный...
- Мы уже существенно активизировали работу по проведению ценовых исследований отдельных групп товаров во взаимодействии с представителями общественных бизнес-объединений. Кроме того, провели мероприятия по актуализации всех общероссийских профилей рисков в целях усиления контроля за товарными партиями высокого уровня риска.
Совместно с Управлением товарной номенклатуры работаем над интеграцией библиотеки классификационных решений в автоматический сервис выявления рисков. Изменили методики оценки и ужесточили кон-трольные показатели по эффективности СУР. Мы наращиваем количество эффективных целевых методик выявления рисков, формируем функциональные требования на разработку системы контроля предоставления тарифных преференций на основе автоматизированного распознавания штампов и печатей уполномоченных органов.
- Но для этого необходимо «перелопатить» огромный объем информации...
- Важнейшее условие улучшения результатов работы по минимизации рисков при контроле и взимании таможенных платежей - применение технологий, позволяющих анализировать большие объемы информации и выделять для воздействия наиболее опасные области риска. Чтобы показать, насколько это важно, приведу пример того, с каким объемом информации обычно сталкиваются аналитики УРиОК.
Самый мощный и информативный ресурс - это база данных электронных копий деклараций на товары. В 2013 году оформлено 4,5 миллиона деклараций на 25 миллионов наименований товаров. База данных, содержащая эти сведения, состоит из 96 взаимосвязанных таблиц, всего более 4000 полей. Используется около 80 различных классификаторов и файлов нормативно-справочной информации. Суммарно все таблицы из центральной базы данных с декларациями только за один год содержат восемь миллиардов записей и занимают почти 1,5 терабайта дискового пространства. А всего в целях СУР используется свыше 30 различных баз данных. Даже дилетанту понятно, что это тот случай, когда количество переходит в качество.
Мы очень хорошо научились накапливать и хранить информацию. Но для того, чтобы получить с этого капитала высокие дивиденды, необходимо выйти на совершенно новый уровень аналитической работы в рамках единого информационного пространства для целей СУР с использованием автоматизированных комплексов аналитических программных средств. Информация и инструменты для ее обработки должны быть в руках специалистов-аналитиков, получивших подготовку по использованию методов интеллектуального анализа данных DataMining, техник бизнес-анализа на платформе Oracle, а также по изучению и широкому применению языка структурированных запросов SQL. Я считаю важнейшей задачей организацию такого обучения и поддержание аналитической работы на самом высоком уровне.
- Как при этом используется правоохранительная составляющая?
- Огромное значение для повышения эффективности СУР в части противодействия недостоверному декларированию имеет полноценная интеграция в процесс управления рисками правоохранительных подразделений. Здесь важно учитывать специфику работы этих подразделений, источники информации, используемые для оценки рисков, необходимость ограничения доступа к профилям рисков и оперативность их доведения до мест совершения таможенных операций.
В кратчайшие сроки нам совместно с Главным управлением по борьбе с контрабандой предстоит разработать новый порядок организации деятельности правоохранительных подразделений по управлению таможенными рисками, который призван обеспечить функционирование защищенного автоматизированного сегмента СУР для правоохранитель-ных подразделений.
- Какие первоочередные шаги по развитию СУР в выявлении нарушений по запретам и ограничениям?
- УРиОК совместно с УТОВЭК серьезную ставку делает на развитие и автоматизацию информационного обмена с некоторыми министерствами и ведомствами, а также на использование в рамках СУР базы данных разрешительных документов и баз данных со сведениями о недействительных сертификатах и лицензиях. Для этого разработаны алгоритмы, определяющие порядок использования этих информационных ресурсов.
- Насколько согласованы СУР и контроль после выпуска товаров?
- Несмотря на то, что контроль после выпуска является чем-то вроде продолжения таможенного контроля до выпуска, он осуществляется с высокой степенью автономии от существующей СУР. Правовые акты ФТС России четко не определяют порядок действий должностных лиц подразделений ТКПВТ при управлении рисками, несмотря на то, что их деятельность направлена на минимизацию тех же рисков, что и до выпуска. В результате такой ограниченной включенности в СУР просматривается определенное дублирование в аналитической работе и недостаточное использование результатов контрольной деятельности с подразделениями ТКПВТ из-за разрыва информационного пространства.
Необходимо организовать более активное участие подразделений ТКПВТ в процессе управления рисками на основе использования Единой базы выявленных рисков для проведения ретроспективного анализа. Нужно также разработать порядок использования результативных профилей рисков для выявления аналогичных рисков в товарных партиях, оформленных ранее. Кроме того, результаты таможенных проверок необходимо широко и активно использовать для разработки профилей рисков до выпуска товаров и минимизации этих рисков на этапе декларирования.
Крайне важно участие ГУТКПВТ в процессе риск-категорирования участ-ников ВЭД. Необходимо построить систему анализа, оценки и мониторинга деятельности участников ВЭД и сформировать критерии, позволяющие оптимально распределить меры по минимизации рисков и объем таможенного контроля до и после выпуска товаров. От этого зависит дальнейшее развитие категорирования субъектов ВЭД, а также применение субъектно-ориентированной модели СУР и перенос акцента таможенного контроля на этап после выпуска.
Высокий уровень взаимодействия и эффективности применения имеющихся ресурсов должен обеспечить единое информационное пространство в рамках СУР. В этих вопросах у нас с Главным управлением таможенного контроля после выпуска товаров есть взаимопонимание.
- Каковы перспективы СУР при таможенном контроле товаров для личного пользования физических лиц?
- При контроле этой категории товаров система управления рисками все десять лет своего существования не развивалась, а, можно сказать, стояла на месте. Технологии не менялись, методы оценки риска практически не использовались, автоматизация полностью отсутствует...
Однако в этом году Управлением рисков и оперативного контроля совместно с ГУОТОиТК сделаны первые реальные шаги по автоматизации выявления рисков для товаров физических лиц, перемещаемых в почтовых отправлениях, а также ввозимых в составе экспресс-грузов.
- Сегодня все чаще говорят о новой концепции СУР. Если аккумулировать новое: что будет главным?
- В настоящее время таможенными органами применяется Концепция системы управления рисками в таможенных органах РФ, утвержденная еще в 2003 году (26 сентября 2003 года) приказом ГТК России № 1069. И она в свое время внесла важный вклад в становление и развитие практики управления рисками в таможенных органах РФ. Но сегодня она уже не в полной мере соответствует реалиям таможенного регулирования.
Мы разработали новую редакцию Концепции управления рисками. Соответствующий проект активно обсуждался со всеми заинтересованными структурными подразделениями ФТС России и РТУ. После внесения необходимых изменений проект Концепции был рассмотрен и одобрен на заседании коллегии ФТС России 29 мая 2014 года в городе Петрозаводске. В новой редакции мы немного доработали некоторые определения, более четко описали цели и задачи СУР, уточнили описание процесса управления рисками, формализовали уже созданный и практически применяемый в ходе управления рисками инструментарий СУР.
Полагаю, что новая редакция будет не только соответствовать реальному состоянию СУР, но и благодаря разделу о направлениях развития СУР и целевым ориентирам реализации Концепции станет основой для дальнейшего совершенствования процесса управления рисками в таможенных органах в целях повышения его эффективности и безусловного достижения целей таможенного контроля.
Беседовал Александр Воронов