Вопросы, связанные с включением лицензионных платежей в таможенную стоимость ввозимых товаров, всегда являлись одними из наиболее сложных и спорных при определении таможенной стоимости товаров. В первую очередь это вызвано неоднозначной судебной практикой, различной трактовкой положений законодательства таможенными органами в отсутствии каких-либо четких разъяснений.
Действительно, в настоящее время вопрос включения лицензионных и иных подобных платежей в таможенную стоимость регулируется только Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (далее – Соглашение). Статья 5 Соглашения определяет дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары. Исходя из пункта 7 статьи 5, при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.
При определении таможенной стоимости ввозимых товаров не должны добавляться к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате:
а) платежи за право воспроизводства (тиражирования) ввозимых товаров на таможенной территории Таможенного союза;
б) платежи за право распределения или перепродажи ввозимых товаров, если такие платежи не являются условием продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза.
Нельзя не согласиться, что приведенная формулировка Соглашения носит весьма общий характер, и при всем многообразии объектов интеллектуальной собственности, а также форм и условий лицензионных договоров, не может являться достаточной для однозначного решения вопроса о включении лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров в той или иной ситуации.
Видимо, учитывая сложности, возникающие как у участников внешнеэкономической деятельности, так и у таможенных органов при решении вопросов включения лицензионных платежей в таможенную стоимость, в Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК) в настоящее время обсуждаются правила включения лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности в таможенную стоимость ввозимых товаров. При этом, как стало известно, в правилах даны не только разъяснения, но и приведены конкретные примеры по возникающим наиболее часто ситуациям. Попробуем проанализировать некоторые из них, чтобы понять основные подходы ЕЭК к данной проблеме.
Итак, в общих чертах ситуация выглядит следующим образом: производитель товаров и покупатель являются дочерними компаниями по отношению к правообладателю товарного знака, размещаемого на товаре. В договоре купли-продажи между продавцом и покупателем не предусмотрено обязательств по уплате лицензионных платежей. При этом покупатель на основании отдельного договора уплачивает лицензионные платежи правообладателю. Казалось бы, с точки зрения Соглашения необходимо проанализировать все имеющиеся договоры, чтобы установить насколько платежи относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам, и являются ли эти платежи условием продажи оцениваемых товаров. Однако разработчиком вопрос решается значительно проще, а именно, поскольку производитель и правообладатель являются взаимосвязанными лицами в значении, установленном в Соглашении, тот факт, что между производителем и покупателем, а также между производителем и правообладателем отсутствуют какие-либо договорные обязательства, не исключает того, что лицензионные платежи являются условием продажи товаров. А далее сделан вывод о том, что лицензионные платежи подлежат добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате. Иными словами, включение или не включение лицензионных платежей в таможенную стоимость ввозимых товаров напрямую зависит от того, являются лица взаимосвязанными или нет.
Полагаю, не имеет смысла цитировать положения Соглашения о том, какие лица относятся к взаимосвязанным лицам, однако напомню, что условия, при которых лица считаются взаимосвязанными, трактуются достаточно широко. В этой связи возникают некоторые опасения, что наличие такого примера в правилах приведет к тому, что на практике взаимосвязь лиц, вне зависимости от их договорных взаимоотношений, будет автоматически трактоваться таможенными органами как условие включения лицензионных или иных платежей в таможенную стоимость товаров. Однако, на мой взгляд, такой подход противоречит положениям Соглашения.
Приведу еще один интересный пример, связанный с уплатой лицензионных платежей в отношении товаров, используемых при производстве лицензируемой продукции на территории Таможенного союза. Российская компания является производителем товаров под товарным знаком, принадлежащим иностранному правообладателю. Производитель выплачивает правообладателю лицензионные платежи в размере 2,5% от объема продаж. При этом один из ингредиентов для производства товаров приобретается у правообладателя. Надо сказать, что в данной ситуации в большинстве случаев таможенные органы настаивали на включении лицензионных платежей в таможенную стоимость ввозимых ингредиентов. Возникал лишь вопрос, каким образом рассчитать такой платеж. В обсуждаемом проекте правил предусмотрено, что в данной ситуации лицензионные платежи не должны включаться в таможенную стоимость ввозимого ингредиента, приобретенного у правообладателя. Однако существует одна небольшая оговорка о том, что такой ингредиент может быть приобретен и у других иностранных поставщиков либо у поставщиков на таможенной территории Таможенного союза. Из обсуждений не совсем ясно, насколько данное условие является существенным при решении вопроса о включении или не включении лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров. Хочется верить, что общий принцип Соглашения о том, что лицензионные платежи включаются в таможенную стоимость лишь в том случае, если относятся к ввозимым товарам, в данном случае будет соблюдаться.
Безусловно, сам факт того, что ЕЭК активно обсуждает и ведет работу по подготовке правил включения лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности в таможенную стоимость ввозимых товаров, является очень показательным с точки зрения желания ЕЭК законодательно урегулировать спорные вопросы. Пока проект находится на стадии разработки и обсуждения, рано говорить о том, насколько он будет адаптирован к действительности и поможет разобраться участникам внешнеэкономической деятельности и таможенным органам в этом сложном вопросе.
С текстом статьи вы можете ознакомиться на нашем сайте по адресу: https://www.alta.ru/codex-2017/R1/GL5/ST40/