Актуальность применения системы управления рисками в морских пунктах пропуска
Мнение эксперта
Актуальность применения системы управления рисками в морских пунктах пропуска
Владимир Юрьевич Коростелев, руководитель рабочей группы по мониторингу МПП Координационного совета при Комитете ГД РФ по транспорту; зам. председателя Общественного совета при Росгранице, Директор проекта Single Window «Группы Морской Экспресс» Московское представительство
г.
25 сентября 2014 г. на базе Российской таможенной академии состоялась Межведомственная научно-практическая конференция «Теория и практика применения риск-ориентированного подхода при выполнении контрольных (надзорных) функций государственных органов». С докладом и презентацией на мероприятии выступил Владимир Юрьевич Коростелев.
Усилия государственных контрольных органов, направленные на развитие и совершенствование систем управления рисками, часто не находят понимания со стороны участников транспортного рынка. Это связано с тем, что количество контролирующих транспортное средство и груз организаций может достигать 6 – 8. При этом каждый проверяющий руководствуется собственными требованиями к количеству и составу проверяемых документов (в соответствии со своими ведомственными инструкциями), собственными профилями рисков и собственными должностными инструкциями.
Но современный международный перевозчик с таким положением дел соглашаться не хочет. Он вместе со своим транспортным средством был в европейских портах и обратил внимание на значительную разницу организации государственного контроля в странах ЕС и РФ.
В соответствии с международными рекомендациями можно применить в пунктах пропуска механизм «единого окна», и тогда сведения, прежде представляемые перевозчиком раздельно в несколько организаций, можно будет передать только в одну из них (в так называемый «уполномоченный орган» или через «единый пропускной канал). Такие механизмы уже много лет работают в Великобритании, Германии, Голландии, Финляндии, Испании и др. странах.
Можно, как это реализовано в порту Роттердам, объединить профили рисков различных контрольных органов в рамках единой системы, объединенной с информацией, поступающей от перевозчиков через механизм «единого окна» PortBase. Тогда решение о необходимости досмотра грузов будет приниматься автоматически в системе центрального таможенного органа еще до прихода судна в порт, контейнеры будут разгружаться немедленно по прибытию судна в порт, а отправлять их на досмотр через ИДК можно будет при вывозе из терминала порта. Можно сократить время таможенного контроля и добиться увеличения поступления таможенных платежей и сборов. Можно оптимизировать контроль таможенных деклараций на основании порога таможенной стоимости и высвободить значительные ресурсы сотрудников таможенных органов, занятых непродуктивной работой. Можно многое сделать на основании применения международных стандартов и рекомендаций ООН и Всемирной таможенной организации. Главное – не забывать, что участники ВЭД и перевозчики играют ключевую роль не только в экономике грузовых перевозок, но также являются основным источником информации о перевозках, транспортных средствах и грузах, без чего не будет работать никакая, даже самая «навороченная» информационная система государственного контрольного органа.