Проблема привлечения к административной ответственности за нарушения таможенных правил – одна из наиболее актуальных и острых проблем при взаимодействии с таможенными органами. Ответственность за указанные правонарушения установлена главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП России). Наиболее распространенными составами административных правонарушений, за которые таможенные органы привлекают к административной ответственности, на протяжении длительного времени остаются недекларирование (часть 1 статьи 16.2 КоАП России) и недостоверное декларирование товаров, в результате которого возникла неуплата таможенных платежей или занижение их размера (часть 2 статьи 16.2 КоАП России).
Субъектом ответственности по указанной статье может быть не только декларант, но и таможенный представитель, в случае если таможенная декларация была подана им на основании договора об оказании услуг по таможенному декларированию товаров. Такой подход таможенных органов по привлечению таможенных представителей к административной ответственности за указанные правонарушения в целом поддержан судебными органами. Вместе с тем, необходимо анализировать каждую ситуацию отдельно, с учетом конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении.
На практике нередко встречаются ситуации, когда декларант после выпуска товаров самостоятельно обнаруживает излишки товаров, которые не были заявлены в декларации на товары, пересортицу товаров, либо выявляет факты заявления недостоверных сведений о товарах, например, сведений об их таможенной стоимости. Причины ошибок при таможенном декларировании, возникающих в результате человеческого фактора либо технического сбоя, могут быть разные. Вместе с тем, независимо от неумышленного характера этих ошибок и причин, послуживших их возникновению, обнаружение таможенными органами этих фактов в большинстве случаев имеет для компаний негативные последствия.
В таких ситуациях для легального нахождения товаров в обороте добросовестные участники внешнеэкономической деятельности готовы внести изменения в таможенные декларации и уплатить недостающие суммы таможенных платежей. Однако проблемой для них, а также таможенных представителей, является угроза применения жестких санкций в случае обращения в таможенный орган с целью корректировки сведений в декларации на товары. На практике таможенные органы при таких обстоятельствах привлекают данных лиц к административной ответственности по частям 1 и 2 статьи 16.2 КоАП РФ. Санкция предусматривает наказание юридических лиц в виде административного штрафа в размере:
- от 100% до 200% стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией либо без таковой (часть 1),
- от 50% до 200% суммы подлежащих уплате таможенных платежей, с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой (часть 2).
В результате таких действий таможенных органов импортеры, в целях исключения рисков привлечения к административной ответственности, скрывают установленные ими факты недекларирования либо недостоверного декларирования товаров, а государственный бюджет лишается денежных средств, которые могут быть уплачены в качестве таможенных платежей за указанные товары.
В рамках проводимой в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации работой по реализации плана мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования» бизнесом в 2012 году были подготовлены и направлены в Федеральную таможенную службу предложения по инвентаризации составов административных правонарушений за нарушения таможенных правил, предусмотренных главой 16 КоАП России. Ожидаемым результатом этих предложений было обеспечение соразмерности и адекватности наказания за совершенные правонарушения в зависимости от степени общественной опасности, экономического ущерба и последствий. Также были предложены изменения в статью 16.2 КоАП России, касающиеся освобождения от административной ответственности в случае самостоятельного выявления нарушений, допущенных при таможенном декларировании товаров. При этом такие изменения касались как части 1, так и части 2 статьи 16.2 КоАП России.
В ноябре 2013 года Федеральной таможенной службой подготовлен законопроект, которым предлагается дополнить примечание к статье 16.2 КоАП России относительно освобождения от административной ответственности при указанных выше обстоятельствах. Однако этот законопроект предусматривает освобождение декларанта либо таможенного представителя от административной ответственности только по части 2 статьи 16.2 КоАП России, диспозиция которой не охватывает факты выявленных излишков и пересортицы товаров. Кроме того, включенные в него условия освобождения от административной ответственности вызывают сомнения в обоснованности требований по их соблюдению.
В настоящее время после длительного обсуждения подготовленный ФТС России проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 16.2 и 29.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» внесен в Госдуму Правительством Российской Федерации.
Указанным законопроектом предлагается освободить лицо от административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП России при соблюдении в совокупности следующих условий:
- «таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом по которому являются товары, указанные в обращении;
- таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведения без уведомления, когда такого уведомления не требуется;
- у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пени, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей».
Исходя из первого условия, оно однозначно связано именно с теми товарами, в отношении которых совершено административное правонарушение. В связи с этим, его наличие понятно и применимо, поскольку обосновывается обеспечением добросовестности декларанта и таможенного представителя, гарантией того, что их обращение о внесении изменений в таможенную декларацию не направлено на избежание от привлечения к административной ответственности в связи с имеющимися нарушениями таможенного законодательства в отношении конкретных товаров.
Относительно второго условия - вероятно, исполнитель законопроекта предполагал, что проведение таможенного контроля после выпуска товаров также должно быть связано с этими товарами. Однако в законопроекте это не указано.
Практика показывает, что отсутствие таких сведений в предлагаемой редакции законопроекта в случае его принятия может толковаться таможенными органами не в пользу декларантов и таможенных представителей, обратившихся добровольно с целью корректировки декларации на товары. Поэтому в целях предупреждения разного толкования законодательства таможенными органами и компаниями, заинтересованными в добровольном устранении нарушений, допущенных при таможенном декларировании товаров, представляется необходимым внести уточнение во второе условие, соблюдение которого позволит не привлекать лиц к административной ответственности. В этом случае требование к соблюдению этого условия также может быть обоснованным.
Наличие последнего условия однозначно указывает на то, что оно не имеет отношение к товарам, рассматриваемым в качестве предмета правонарушения. Третье условие направлено на то, чтобы обязать лиц уплатить таможенные платежи в отношении других товаров, несмотря на то, что компания может быть не согласна с действиями таможни по выставлению такого требования и вправе обжаловать его в установленном законом порядке. При этом суд может приостановить действие требования об уплате таможенных платежей, в связи с чем компания имеет законное право не исполнять указанное требование таможни в установленный в нем срок.
В соответствии с положениями КоАП России предметами административного правонарушения могут быть только товары, в отношении которых совершено данное правонарушение. Исходя из этого, неуплата таможенных платежей в отношении товаров, не являющихся предметом по делу, по которому рассматривается вопрос об освобождении от административной ответственности в связи с самостоятельным выявлением нарушений, допущенных при таможенном декларировании других товаров, не должна рассматриваться в качестве основания наличия либо отсутствия состава правонарушения по этому делу.
При этом нельзя исключать то обстоятельство, что в отношении товаров, по которым выставлено требование об уплате таможенных платежей, могут быть возбуждены другие дела об административных правонарушениях также по части 2 статьи 16.2 КоАП России.
Таким образом, ФТС России, подготовив указанный выше законопроект, с одной стороны, пошла навстречу бизнесу, выполняя поручение Правительства РФ, и предоставила возможность добросовестным компаниям исправить ошибку, допущенную при таможенном декларировании. С другой стороны, создала препятствие для реализации этой возможности.
Целями внесения изменений в статью 16.2. КоАП России являлись легализация ввезенных товаров без применения санкций к компаниям, самостоятельно обратившимся для устранения нарушений, а также дополнительные поступления таможенных платежей в государственный бюджет в связи с указанными действиями компаний. В связи с этим, если законопроект будет принят в том виде, в котором он представлен Правительством РФ в Госдуму, цели, на которые была направлена его разработка, могут не дать ожидаемых результатов.