12 ноября 2014 г. вступил в силу приказ ФТС России от 17 сентября 2013 г. № 1761 «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля». Вместе с тем утратит силу приказ ГТК России от 30 марта 2004 г. № 395 «Об утверждении инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме», действовавший почти 10 лет до этого.
Приказ № 1761 значительно шире регламентирует деятельность таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. Если Приказ № 395 касался только порядка совершения таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме, то Приказ № 1761 затрагивает также операции, совершаемые после выпуска товаров. Кроме того, в новом Приказе более подробно прописана последовательность действий при использовании различных особенностей декларирования.
Приказ ссылается на
спецификацию интерфейса взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами участников внешнеэкономической деятельности, разработанную в соответствии с порядком, утвержденным
приказом ФТС России от 24 января 2008 г. № 52. Следует отметить, что далеко не все нововведения, обозначенные в Приказе № 1761, нашли отражение в спецификации, которая вступила в силу с 30 октября 2014 года.
П. 3 Приказа № 1761 определяет способы представления электронных деклараций таможенным органам. Помимо уже существующих способов – с использованием аттестованных программных средств и Портала электронного декларирования ФТС России – появляется возможность подавать электронные декларации посредством Федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Документы и сведения предоставляются в виде формализованных документов. Закреплена практика предоставления скан-копий для тех документов, которые затруднительно перевести в текстовый вид (технологические схемы, чертежи, диаграммы, графики, изображения (фотографии, рисунки) товаров). При этом в п. 5 Приказа № 1761 подчеркнуто требование о соответствии сведений в бумажных и электронных документах.
Разрешается предоставлять документы в виде скан-копий в том случае, если программное средство декларанта не позволяет сформировать его на языке оригинала кириллицей или латиницей (например, китайский, японский, арабский языки). Это актуально, например, для экспортных деклараций. Но стоит подчеркнуть, что при необходимости таможенные органы вправе запросить у участника ВЭД перевод данных, указанных в таких документах.
Одним из основных отличий Приказа № 1761 является необходимость предварительно размещать документы, необходимые для таможенного контроля, в электронном архиве декларанта до подачи самой электронной декларации. До этого электронная декларация подавалась одновременно с описью без требования об обязательной привязке документов. Документы предоставлялись уже в процессе проверки исключительно по запросу таможенного инспектора.
В настоящее время каждому документу, помещенному в электронный архив, автоматически присваивается индивидуальный номер, который сообщается декларанту. В дальнейшем декларант представляет в таможенный орган сведения о размещенных в электронном архиве документах с указанием их реквизитов (номер, дата) в виде перечня. При этом сведения об индивидуальном номере документа указываются в описи в графе «Примечание». В остальном процедура регистрации декларации на товары и отказа в регистрации соответствует существующей практике.
Отдельно стоит выделить п. 13 Приказа № 1761. Если отдельные электронные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче электронной декларации на товары (ЭДТ), декларант направляет в адрес таможенного органа мотивированное обращение о разрешении представить такие документы после подачи ЭДТ. Видимо, в последующих спецификациях будет предусмотрена отдельная форма документа для такого обращения. Решение таможенного органа по такому сообщению доводится до декларанта в течение двух часов рабочего времени. Остальные временные рамки в разделе отсутствуют.
IV-й раздел Приказа № 1761 посвящен Использованию информационной системы таможенных органов при принятии решения о выпуске (отказе в выпуске) товаров. Стоит выделить п. 16, который регламентирует запрос документов у декларанта только в случае отсутствия сведений у таможенных органов или расхождения сведений, предоставленных декларантом со сведениями, находящимися в ЕАИС. В ответ на Запрос декларант должен предоставить запрашиваемые документы или сообщение, содержащее информацию о представленных на бумажных носителях документах.
Пункт 19 Приказа №1761 регламентирует внесение изменений или дополнений в декларацию на товары ДО выпуска товаров. При этом необходимо направить в таможенный орган следующие документы:
а) обращение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения;
б) ЭДТ, заполненную с учетом скорректированных и (или) дополненных сведений, и корректировку декларации на товары;
в) документы и (или) сведения, обосновывающие необходимость внесения изменений и (или) дополнений;
г) перечень прилагаемых документов.
Решение таможенного органа доводится до декларанта в течение двух часов рабочего времени после получения такого обращения от декларанта. Временных рамок на ответы таможни в этом разделе не установлено, за исключением решения о принятии изменений до выпуска и решения об отзыве ДТ (2 часа с момента обращения в обоих случаях).
V раздел посвящен использованию ЕАИС таможенных органов при декларировании товаров с использованием предварительной ЭДТ. В течение часа после прибытия транспортного средства во внешний таможенный орган и предоставления транспортных документов, направляется уведомление декларанту о прибытии ТС. Здесь не совсем понятно, почему упоминается именно внешний, то есть приграничный таможенный орган. Возможно, опечатка. В настоящее время уведомление о прибытии предоставляется после прибытия в таможенный орган назначения. В остальном закрепляется существующая практика. После получения сообщения о прибытии декларант формирует и направляет в адрес таможенного органа декларацию на товары, содержащую дополненные и исправленные сведения.
Раздел «VI. Использование ЕАИС таможенных органов при декларировании товаров с использованием временной ЭДТ» вводит довольно много нового для декларанта. По сути это новая спецификация, которая на сегодняшний день пока не разработана. Поэтому на данный момент временная ДТ отправляется по обычной процедуре ЭД.
Приказ № 1761 регламентирует электронное взаимодействие таможенных органов и декларантов товаров при выпуске товаров до подачи декларации в соответствии с ч. 1 ст. 197 Таможенного кодекса Таможенного союза. В этом случае декларант в электронной форме направляет в адрес таможенного органа декларирования следующие документы:
а) коммерческие или иные документы, содержащие сведения об отправителе и получателе товаров, стране отправления и назначения товаров, наименование, описание, классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых четырех знаков, количество, вес брутто и стоимость товаров;
б) обязательство о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары;
в) документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены на дату подачи таможенной декларации.
Обязательство и сопутствующие документы заверяются электронной подписью декларанта. При поступлении обязательства о подаче ЭДТ в таможенный орган автоматически фиксируются дата и время его подачи, а также присваивается регистрационный номер.
В настоящее время эта процедура до конца не отработана, существуют определенные проблемы. Обязательство все так же подается в бумажном виде, а декларация – в электронном.
В VIII-ом разделе Приказа № 1761 регламентировано электронное взаимодействие таможенных органов и декларантов при необходимости корректировки сведений, заявленных в электронной декларации, после выпуска ДТ. При этом инициатива по внесению изменений может исходить как от таможенного органа, так и от декларанта.
При корректировке ДТ по своей инициативе декларант в электронной форме направляет:
а) обращение о внесении изменений/ дополнений сведений, заявленных в ЭДТ, после выпуска товаров с обоснованием необходимости таких изменений и (или) дополнений, указанием регистрационного номера ЭДТ;
б) ЭДТ, заполненную с учетом скорректированных и (или) дополненных сведений, и корректировку декларации на товары;
в) документы и (или) сведения, обосновывающие необходимость внесения изменений и (или) дополнений;
г) перечень прилагаемых документов.
О принятом решении по обращению декларант информируется посредством авторизованного сообщения.
Пункт 41 Приказа № 1761 устанавливает особенности декларирования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусматривающих их вывоз с таможенной территории Таможенного союза.
Декларант обеспечивает наличие сведений о номере ЭДТ и сведений о товарной партии в пакете документов, представляемых перевозчиком в пункте пропуска на таможенной границе Таможенного союза. До этого необходимо было предоставлять бумажную копию декларации на товары с соответствующими отметками таможенного органа и декларанта.
В соответствии с данными
информации ФТС России от 30 июня 2014 г. Приказом № 1761 предусмотрено использование сведений из документов, выданных иными федеральными органами исполнительной власти с использованием системы межведомственного взаимодействия.
Приказ № 1761 не предусматривает перевод на бумажный носитель в процессе таможенного декларирования, в отличие от предыдущего Приказа № 395.
В заключение отметим, что Приказ № 1761 принципиально не меняет работу декларанта. Исключение – требование обязательной предварительной отправки документов в Архив. В остальном Приказ № 1761 лишь приводит в соответствие сложившуюся практику электронного декларирования с текущей нормативной базой.
Получается при отгрузке каждой партии товара ( имею в виду экспорт) надо подавать отдельную ЭВДТ ?
И естественно закрывать процедуру с каждой отдельной ПДТ на каждую ЭВДТ ?
Этот пункт как раз касается временных деклараций.
С февраля, вероятно, будет передаваться информация по каждой вывозимой партии товара.
Одну временную декларацию может закрывать несколько полных. Это зависит от периода поставки. Например, в том случае, если поставки осуществляются в течение полугода, временная декларация будет одна, а полных - шесть (по каждому месяцу)
В соответствии с п. 41, достаточно только СВЕДЕНИЙ о номере ЭДТ. Никаких требований о заверяющих штампах, печатях и прочем в Приказе № 1761 нет.
Если работаете с экспортом, также обратите внимание на нововведения, установленные Приказом ФТС России от 28.10.2014 N 2092. В соответствии с этим Приказом при экспорте товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, не предоставляются транспортные документы. Приказ вступил в силу с 28 декабря 2014 года.
Только на т/п Беларусь, я отправляю в основном через Каменный Лог и Козловичи, выставляют требование о предоставлении выпущенной ДТ (можно и без печати таможни). Говорят они не подчиняются данному приказу ФТС России, так как он не распостраняется на всех участников Таможенного союза. Сомневаюсь, что они пропустят груз без отметок таможни. Вопрос: как с этим бороться?
На самом деле, новый Порядок утвержден Приказом ФТС, а значит, и распространяет свое действие только на территорию Российской Федерации. Решениями Коллегии ЕЭК, а также Белорусским или Казахским законодательствами не отменено требование о предоставлении бумажных документов (экспортной декларации).
То есть, В Каменном Логе и на Козловичах требуют документы на вполне законных основаниях.
Если у вас просят ДТ без печатей, то тут большой проблемы не вижу - вы можете сами распечатать ДТ из программы.
А вот если печати просят - то тут уже никуда не денешься - необходимо заверять у таможни после выпуска.
Если таможня отказывается печатать, то в опись прикладывайте письмо с просьбой печати после выпуска.
Та же ситуация, кстати, может возникнуть и с транспортными документами. Так как в российском законодательстве уже предусмотрено, что при беспошлинном экспорте мы имеем права не предоставлять в таможню транспортные документы. А в законодательстве Таможенного союза пока про это ничего не обозначено.
Вам потребуется ДТ с оригинальными отметками таможни в обязательном порядке, если у вас груз выпущен "условно" и если с с момента выпуска ДТ прошло менее 2-х суток. В случае "условного выпуска" инспектора видят в базе "не выпущенную" ДТ и не могут дать разрешение на вывоз (статус груза не тот) и спасает только штамп выпуск разрешен на ДТ, а во втором случае ДТ просто не успевает упасть в базу (иногда до 2-х суток ждем) и опять так спасает только штамп выпуск разрешен. Раньше можно было еще отметками на транспортных документах прикрыться, а теперь после 2092 уже нет.
Порядок совершения таможенных операций и Инструкции о действиях должностных лиц утверждены совсем другими приказами, и вот в них никто изменеий не вносил. Пока существуют противоречия, можно (если такая необходимость есть) требовать с таможенных органов проставление необходимых отметок на перевозочных документах и в распечатанных копиях ДТ.
Так при использовании "удаленки" в соответствие с приказом ФТС РФ от 22.04.2011г № 845 (п.27 утвержденной им Инстркуции) должностным лицом ТО проставляются в установленном порядке на транспортных, коммерческих документах и на копиях ЭДТ отметки, свидетельствующие о выпуске товаров, которые заверяются подписью и ЛНП (это если вкратце).
Приказ № 2092 устанавливает, что таможенные органы не должны требовать при ЭД транспорные (перевозочные) документы. Но приказ не запрещает участнику ВЭД предоставить после выпуска товара документы для проставления в них соответствующих отметок.
Решение Коллегии ЕЭК от 27.01.2015 № 5 касается вопросов информационного взаимодействия между национальными сегментами государств - членов Евразийского экономического союза, а также между национальными сегментами государств-членов и интеграционным сегментом Евразийской экономической комиссии.
Приказ ФТС № 1761 от 17.09.2013 регламентирует порядок совершения таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме, а также операции, совершаемые после выпуска товаров.
Данные нормативные акты регулируют абсолютно разные аспекты и уровни информационного взаимодействия
чаще всего налоговые просят предоставить декларацию на товары с отметкой о вывозе (но не все, некоторые принимают и без отметки. Тут нужно уточнять индивидуально). Если обращаться к положениям законодательства, то пункт статьи с требованием предоставления документов с отметкой о вывозе не отменен и не скорректирован.
Поэтому, в том случае, если ваша налоговая все-таки просит предоставить декларацию с отметкой о вывозе, то нужно будет обратиться на таможенный пост (можно и на тот, где выпускали декларацию) с просьбой предоставить ДТ с отметкой о вывозе или проштамповать ДТ, которую вы распечатали самостоятельно