На сегодняшний день в мире используются различные виды технологии для маркировки и идентификации товаров и грузов, как в таможенных, так и в логистических целях.
В подразделениях таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России давно задумывались о целесообразности введения маркировки товаров в Российской Федерации. Специалисты уверены, что введение маркировки товаров будет способствовать повышению результативности таможенного контроля при обороте товаров, ввезенных на территорию Таможенного союза, и в целом сокращению объемов нелегального импорта. Об этом рассказывает первый заместитель начальника Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Галина ЛЕОНТЬЕВА.
- Галина Анатольевна, расскажите, что известно о практике маркировки товаров контрольными знаками в других странах?
Г. А. Леонтьева: В Республике Беларусь маркировка товаров контрольными (идентификационными) знаками товаров введена с марта 2005 года. В перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными знаками, включены пиво, моторные масла, растительное масло, икра осетровых, консервы рыбные, соки, питьевые воды, газированные и слабоалкогольные напитки, кофе, чай, обувь, мобильные телефоны, принтеры, вычислительные машины, мониторы, телевизоры, часы и многие другие товары. Маркировке подлежат как импортируемые, так и отечественные товары. Маркировка товаров осуществляется производителем или импортером самостоятельно или у производителя до ввоза товара на территорию страны.
В Республике Армения с 2004 года подлежат обязательной маркировке отдельные наименования товаров, которые предназначены для реализации в розничной торговле на территории этой страны, если они произведены в Армении либо ввезены на ее территорию для выпуска в свободное обращение. В перечень подлежащих обязательной маркировке товаров включены минеральные воды, пиво, фруктовые и овощные соки, алкогольсодержащие напитки с содержанием спирта до девяти процентов, молочные продукты, чай, кофе, масло, мясная и рыбная продукция, консервированные овощи, фрукты, грибы и орехи, уксус, косметическая продукция, мыло, витамины и лекарственные препараты.
Участники внешнеэкономической деятельности, ввозящие на территорию Армении товары, подлежащие обязательной маркировке, приобретают марки у таможенных органов по месту их регистрации до момента реализации указанных товаров, и могут производить маркировку товаров как до, так и после ввоза этих товаров в Армению в выбранном импортером месте, но не позднее, чем до отчуждения этих товаров. Указанные марки изготавливаются двух видов: для маркировки отечественной продукции и для маркировки импортируемых товаров. По имеющейся информации, введение такой обязательной маркировки позволило вывести из "теневого" оборота в общей сложности около 15 процентов отечественных и импортируемых в Армению товаров, включенных в перечень подлежащих обязательной маркировки.
- А как ситуация с перечнем товаров, подлежащих маркировке выглядит в Российской Федерации?
Г. А. Леонтьева: Такая работа ведется с начала 2014 года. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 28 апреля 2014 года № 28 "О подходах по формированию и применению на единой таможенной территории системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности" было признано целесообразным создание системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности для контроля оборота товаров и обеспечения легальности импорта и производства товаров на территориях государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Изначально предполагалось введение маркировки для отдельных видов продукции легкой промышленности. Но в ходе работы по созданию системы маркировки было решено начать этот процесс с маркировки наиболее дорогостоящей и налогоемкой продукции легкой промышленности, а именно – изделий из меха.
- Насколько известно, сейчас прорабатывается вопрос о введении в Российской Федерации маркирования и для других товаров?
Г. А. Леонтьева: Да, мы полагаем, что в дальнейшем перечень товаров, подлежащих маркировке, будет расширяться. И не только в Российской Федерации, но и в целом в Евразийском экономическом союзе.
Сейчас рассматривается вопрос о целесообразности введения маркировки товаров иных категорий, согласно Решению Высшего Евразийского экономического совета от 16.10.2015 года № 22 "О некоторых вопросах, связанных с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации". Правительствам государств – членов Евразийского экономического союза совместно с Евразийской экономической комиссией поручено, с учетом Решения Высшего Евразийского экономического совета от 10 октября 2014 года № 88 "О разработке системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности на территориях государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства", подготовить в IV квартале 2016 года предложения по введению механизмов маркировки в отношении отдельных товаров легкой промышленности и бытовой техники. Это касается указанных товаров, в отношении которых Республикой Казахстан, в соответствии с условиями присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин - более низкие, в сравнении со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.
В расширении системы маркировки товаров, для ее применения не только в отношении изделий из меха, но и других товаров, с целью повышения эффективности противодействия незаконному импорту и обороту промышленной продукции на российском рынке, по всей цепочке от импортера (либо производителя) до ее конечного потребителя, заинтересованы конкретные ассоциации производителей и импортеров. В их числе Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), Ассоциация компаний интернет-торговли, Некоммерческое партнерство "Содружество производителей фирменных торговых марок" ("РусБренд"), Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности "Союзлегпром".
Эти представители российских деловых кругов еще в июне 2014 года обратились с письмом к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой повысить эффективность противодействия незаконному импорту и обороту промышленной продукции на российском рынке. И в августе 2014 года наше Управление при участии ГУОТОиТК и УРиОК провело в ФТС России совещание с представителями этих организаций. На этом совещании обсуждались перспективы маркировки отдельных видов товаров в Российской Федерации.
- Как организационно решаются вопросы создания системы маркировки?
Г. А. Леонтьева: При Евразийской экономической комиссии была создана рабочая группа по координации создания и функционирования системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности, а также подгруппы по разработке проекта международного Соглашения о введении маркировки и проектов нормативно-правовых документов и подгруппы по координации технологических вопросов создания и функционирования системы маркировки.
Решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне Глав государств от 10 октября 2014 года № 88 "О разработке системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности на территориях государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства" правительствам государств - членов Евразийского экономического союза поручено обеспечить реализацию пилотного проекта. Предусмотрено введение маркировки продукции по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" (код ТН ВЭД ЕАЭС 4303).
В качестве органа исполнительной власти, осуществляющего координацию деятельности по формированию в государствах – членах Таможенного союза и Единого экономического пространства системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности, в Российской Федерации определена ФНС России.
Было установлено, что создаваемая система маркировки товаров будет базироваться на технологии маркировки контрольными идентификационными знаками с радиочастотными метками (RFID-метки, от английского Radio Frequency IDentification - радиочастотная идентификация). По созданию системы маркировки товаров была проведена огромная работа, которая сейчас близится к завершению.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 апреля 2015 года № 19 был утвержден план-график реализации пилотного проекта по введению маркировки продукции по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" на 2015 – 2016 годы. Также государствам – членам Евразийского экономического союза рекомендовано использовать техническое задание на создание информационной системы маркировки товаров при разработке национальных компонентов информационной системы маркировки товаров.
Восьмого сентября 2015 года было подписано Соглашение о реализации в 2015 – 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха". Это Соглашение будет являться правовой основой применения системы маркировки товаров указанной категории на территории всего Евразийского экономического союза.
Соглашение предусматривает, что Совет Евразийской экономической комиссии утверждает перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными знаками. Маркироваться контрольными знаками должны будут товары, включенные в указанный перечень, ввозимые (ввезенные) на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) произведенные на территориях государств – членов Евразийского экономического союза за исключением случаев, определенных Соглашением.
Соглашением установлено, что товары можно будет маркировать за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза (до ввоза товаров). Кроме того, законодательством государств – членов Евразийского экономического союза может быть предусмотрена возможность маркировки контрольными знаками после выпуска товаров в специализированных складских помещениях. В настоящее время завершается подготовка необходимой нормативной базы.
Решениями Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2015 года № 70 и от 02 декабря 2015 года № 86 "Об утверждении отдельных документов, предусмотренных Соглашением о реализации в 2015 - 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" от восьмого сентября 2015 года" утверждены документы, являющиеся ключевыми для формирования технического облика создаваемой информационной системы и определения основных параметров межведомственного информационного взаимодействия. Сформирован перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, установлены характеристики контрольного (идентификационного) знака, определен порядок его нанесения и требования к структуре и формату информации, содержащейся на контрольных знаках. Кроме того, установлены требования к структуре и формату информации, передаваемой организациями, осуществляющими изготовление и реализацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям государств-членов контрольных (идентификационных) знаков, в компетентные органы своих государств - членов, а также сроки ее передачи.
Также определенны требования к структуре и формату информации, передаваемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оборот товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, в компетентные (уполномоченные) органы своих государств-членов, а также сроки передачи такой информации, требования к информационной системе маркировки товаров, порядок взаимодействия компетентных (уполномоченных) органов государств - членов и Евразийской экономической комиссии, и и требования к структуре и формату информации, передаваемой между компетентными (уполномоченными) органами государств-членов и Евразийской экономической комиссией.
На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии 19 января 2016 года были приняты следующие решения Коллегии. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 января 2016 года №3 "О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Обеспечение обмена сведениями о товарах, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, произведенных или ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в том числе при трансграничном обороте таких товаров на территории Евразийского экономического союза", а также Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 января 2016 года № 4 "О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Формирование, ведение и использование общего реестра эмитентов контрольных (идентификационных) знаков".
Необходимые нормативные правовые акты РФ готовятся Минфином России и ФНС России совместно с другими государственными органами.
- Что изменится в связи с этими новведениями для участника внешнеэкономической деятельности?
Г. А. Леонтьева: В соответствии с Соглашением с даты вступления в силу решения об утверждении Перечня товаров, подлежащих маркировке контрольными знаками (с первого апреля 2016 года, но не ранее даты вступления в силу Соглашения) помещение товаров (изделия из меха) под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и реимпорта в Российской Федерации будет возможно только при наличии на них контрольных идентификационных знаков.
При ввозе в Российскую Федерацию с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку, либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена (импортер), должно будет обеспечить маркировку товаров до их ввоза в Российскую Федерацию или на таможенном складе до помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта. При этом в декларации на товары указываются идентификационные номера контрольных (идентификационных) знаков, которыми маркированы товары.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 января 2016 года № 8 "О внесении изменений в пункт 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары" предусмотрено указание в графе 31 декларации на товары для товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, помещаемых под таможенные процедуры реимпорта или выпуска для внутреннего потребления, идентификационных номеров (идентификаторов) контрольных (идентификационных) знаков.
Контроль при декларировании и выпуске товаров основывается на принципах выборочности. Таможенный инспектор при контроле по-прежнему руководствуется системой управления рисками при выборе форм таможенного контроля и объема таможенного контроля. Марка для таможни – это дополнительный инструмент идентификации легального импорта. И в ходе таможенного контроля после выпуска товаров, благодаря этому важному нововведению, проверяемому будет намного легче доказать законность ввоза реализуемой продукции, а значит и таможенный контроль маркированных идентифицируемых товаров будет для владельца товара менее обременительным.