Право воспользоваться льготой после выпуска товаров
Нередко возникают такие ситуации, когда, например, декларанту известно, что таможенный орган не выпустит товар, если льгота по уплате таможенных платежей будет заявлена в таможенной декларации на этапе декларирования. Для того, чтобы избежать задержки выпуска товаров и связанных с этим дополнительных расходов, нередко импортеры предпочитают не заявлять льготу и уплачивать таможенные платежи в полном объеме.
Можно ли воспользоваться льготой по уплате таможенных платежей после выпуска товаров, если она не была заявлена при таможенном декларировании?
Ответ – да, можно. Несмотря на то, что таможенные органы заявляют в судах о том, что льгота не была заявлена при таможенном декларировании, в связи с чем требования о ее предоставлении после выпуска товаров являются незаконными, суды занимают сторону декларантов и поддерживают их позицию о праве на льготу независимо от того, когда она будет заявлена - при таможенном декларировании товаров или после.
Законодательство не связывает право на получение льготы со сведениями, которые указаны в таможенной декларации и не ограничивает реализацию этого права стадией таможенного декларирования. В связи с этим, факт незаявления льгот при осуществлении таможенного декларирования товаров не имеет правового значения, в связи с чем воспользоваться льготой и вернуть излишне уплаченные денежные средства декларант может и после выпуска товаров, подав в таможню заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей (например, дело № А40-80100/2012, А40-149604/2015, А40-177846/2015).
При этом мы, независимо от того, что льгота не заявляется на этапе таможенного декларирования, рекомендуем указывать в таможенной декларации документы и сведения, подтверждающие право на эту льготу. В дальнейшем, при обращении в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, это будет являться основанием для идентификации ввозимых товаров и отнесения их к соответствующей категории, позволяющей применить льготу в соответствии с законодательством.
Необходимо ли представлять корректировку декларации на товары для возврата излишне уплаченных таможенных платежей?
Следует отметить, что во взаимоотношениях с таможенными органами вопрос возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей всегда являлся и является одним из самых актуальных, а для многих плательщиков еще и проблемным, особенно в части предоставления льгот. Это объясняется тем, что, несмотря на установленное законом право на льготу и обязанность таможенных органов по возврату таких денежных средств не всегда это удается сделать плательщикам, не прибегая к обращению в суд.
Наиболее распространенный повод для отказа в рассмотрении по существу заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, связанных с предоставлением льготы, – это отсутствие корректировки декларации на товары. По мнению таможенных органов, решение о корректировке сведений в декларации является обязательным документом, подтверждающим факт излишней уплаты таможенных платежей.
Однако в действующем таможенном законодательстве не предусмотрено, что в качестве обязательного документа, подтверждающего излишнюю уплату таможенных платежей, должна представляться корректировка декларации на товары.
Согласно ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» одновременно с заявлением о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей должен быть представлен документ, подтверждающий их излишнюю уплату либо взыскание. Таким документом может являться корректировка декларации на товары, но обязательность ее представления в качестве документа, подтверждающего излишнюю уплату таможенных платежей, Законом не предусмотрена.
В настоящее время внесение изменений в декларацию на товары является правом, а не обязанностью декларанта. На основании Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 г. № 289 такие сведения могут быть изменены таможенным органом как по инициативе декларанта, так и по инициативе самого таможенного органа на основании соответствующего решения. При этом если декларант отказывается вносить изменения в ДТ, таможенный орган самостоятельно заполняет корректировку декларации на товары.
В связи с этим отсутствие такой корректировки не должно быть положено в обоснование оставления заявления о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов без рассмотрения.
Данная позиция поддержана в настоящее время судебными актами (например, Постановление ВАС РФ от 07.02.2012 № 11873/11, Определение ВАС РФ от 07.06.2013 № ВАС-6560/2012, дело № А40-122965/13, А40-121179/13, А40-177846/15 и др.).
Вместе с тем, в проект Таможенного кодекса ЕАЭС внесены положения о том, что возврат излишне уплаченных таможенных платежей осуществляется после внесения изменений в декларацию на товары. Кодекс должен вступить с 1 января 2017 года. Если такие положения в Кодексе останутся, то получается, что решение о том, имеются ли излишне уплаченные таможенные платежи или нет, будет приниматься уже на этапе рассмотрения вопроса о корректировке декларации на товары. Фактически отказ в разрешении внесения изменений в ДТ будет являться отказом в возврате денежных средств до подачи и рассмотрения соответствующего заявления.
Применение правового режима использования льгот в отношении товаров, ввезенных в качестве вклада в уставной капитал
Предоставление льгот по уплате таможенных платежей применяется государством, в том числе, в целях модернизации экономики и привлечения иностранных инвестиций. Аналогичные цели были поставлены при принятии Постановления Правительства России от 23.07.1996 № 883 о льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставной капитал. При этом были установлены ограничения, связанные с реализацией этого товара, в случае осуществления которой, таможенные пошлины подлежали уплате в полном объеме.
В настоящее время применительно к этим товарам, ограничения по пользованию и распоряжению установлены Порядком применения освобождения от уплаты таможенных пошлин, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728 (далее – Порядок, Решение КТС № 728), который расширил перечень таких ограничений.
Согласно указанному Порядку обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в случае:
- выхода иностранного лица из состава учредителей организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин;
- при совершении этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на условно выпущенные товары;
- при передаче таких товаров во временное пользование.
Таможенные органы посчитали, что указанный Порядок может быть применен в отношении товаров, ввезенных в качестве вклада в уставной капитал, до его принятия. В частности, таможенными органами были предъявлены претензии по уплате таможенных платежей в связи с выходом иностранного участника из состава участников, а также передачей товаров во временное пользование иному лицу после принятия Решения № 728. В результате возник ряд судебных дел.
По данному вопросу высказал свою правовую позицию Конституционный Суд Российской Федерации. Согласно указанной позиции, если таможенные льготы были предоставлены в отношении товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал, до вступления в силу Решения КТС № 728 (т.е. до 18.08.2011), должен применяться тот правовой режим использования (прекращения) таких льгот, который действовал на момент их предоставления (Определение Конституционного Суда РФ от 03.03.2015 № 417-О). Данная правовая позиция применяется Верховным судом РФ (Определения Верховного Суда РФ от 21.07.2015 по делу № 305-КГ15-2443, от 30.09.2015 по делу № 302-КГ15-2428).
До вступления в силу Решения КТС № 728 единственным ограничением целевого использования условно выпущенных товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный капитал, а, соответственно, и основанием для отмены льготы и начисления таможенных пошлин на такие товары – являлась их реализация, т.е. передача права собственности.
Таким образом, любое иное использование и распоряжение товарами, ввезенными до августа 2011 года, не должно рассматриваться как нарушение ограничения их целевого использования, влекущего обязанность уплатить таможенную пошлину.
Нужно ли вносить изменения в ДТ по истечении 5-летнего срока с момента ввоза условно выпущенных товаров?
Положительной новеллой для бизнеса стала норма Таможенного кодекса Таможенного союза о прекращении обязанности по уплате таможенных платежей в отношении товаров, условно выпущенных в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению ими, по истечении 5 лет со дня их выпуска.
Эта норма уже может быть использована, начиная со 2 июля 2015 года, в отношении условно выпущенных товаров до вступления в силу ТК ТС.
После прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, такие товары приобретают статус товаров Таможенного союза, и для приобретения этого статуса они не подлежат повторному помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Т.е. на эти товары не требуется подача таможенной декларации. С момента приобретения ими статуса товаров Таможенного союза они утрачивают статус товаров, находящихся под таможенным контролем. Следовательно, со 2 июля 2015 г. декларант вправе свободно распоряжаться товарами, ввезенными в качестве вклада в уставный капитал с применением таможенных льгот и условно выпущенными таможенными органами до 1 июля 2010 г., без каких-либо ограничений со стороны таможенных органов.
Однако возник вопрос, необходимо ли обращаться в таможенные органы с целью завершения таможенного контроля в отношении таких товаров. В письме от 02.08.2015 № 01-11/32026, адресованном таможенным органам, ФТС России разъяснила, что в целях завершения таможенного контроля в отношении условно выпущенных товаров в таможенную декларацию должны быть внесены соответствующие изменения в соответствии с подпунктом 3 пункта 43 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257.
Вместе с тем, согласно положениям действующего таможенного законодательства прекращение обязанности по уплате таможенных платежей не обусловлено обязанностью декларанта обратиться в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в таможенную декларацию. Обязанность декларанта по внесению изменений в таможенную декларацию, в соответствии с которой такие товары были условно выпущены, действующим таможенным законодательством также не установлена. Поэтому невнесение изменений в соответствующую таможенную декларацию не может означать, что в отношении товаров не прекращена обязанность по уплате таможенных платежей.
Норма Инструкции, на которую ссылается в своем письме ФТС России, не устанавливает обязанность декларанта обратиться в таможенный орган для внесения должностным лицом таможенного органа соответствующих изменений (отметок) в таможенную декларацию, а лишь регулирует порядок заполнения графы С таможенной декларации должностным лицом таможенного органа, в том числе в случае приобретения товарами статуса товаров Таможенного союза.
Учитывая изложенное, обращение в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в таможенную декларацию в целях прекращения таможенного контроля в отношении товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный капитал с применением таможенных льгот, является не обязанностью, а правом декларанта. Соответственно, срок для такого обращения законодательно не установлен. Указанные изменения должны быть внесены таможенным органом самостоятельно в силу требований пункта 43 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, независимо от поступления обращения декларанта. Внесение должностным лицом таможенного органа изменений в таможенную декларацию является не основанием для завершения таможенного контроля, а лишь оформлением этого факта. При этом указанные товары автоматически утрачивают статус товаров, находящихся под таможенным контролем, в силу истечения 5-летнего срока и приобретают статус товаров Таможенного союза независимо от того, будут ли внесены должностным лицом таможенного органа соответствующие отметки в графу С таможенной декларации или нет.
Исходя из существующих реалий, зачастую импортерам приходится отстаивать свое право на льготу в судебном порядке. В результате, при получении положительных судебных решений, помимо возврата таможенными органами денежных средств, компании нередко обращаются за выплатой процентов, а в некоторых случаях – за возмещением судебных расходов на представителей, а это уже дополнительные средства из государственного бюджета.
Уточните пожалуйста по следующему пункту: "При этом мы, независимо от того, что льгота не заявляется на этапе таможенного декларирования, рекомендуем указывать в таможенной декларации документы и сведения, подтверждающие право на эту льготу. В дальнейшем, при обращении в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, это будет являться основанием для идентификации ввозимых товаров и отнесения их к соответствующей категории, позволяющей применить льготу в соответствии с законодательством."
Если документом подтверждающим право на льготу является письмо минпромторга, но мы пока его не получили, что нам следуюет заявлять в ДТ при декларировании?
И сохраняется ли право на использование льготы после выпуска товаров в течении 3х лет (Постановление от 15 января 2018 г. по делу № А82-3029/2017)?
Заранее спасибо!