О практике взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы рассказывает начальник Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров Валерий Селезнев.
– Валерий Иванович, как давно осуществляется взаимодействие служб и как оно организовано?
В. Селезнев: В 2008 году между службами заключено первое Соглашение о взаимодействии, основа которого базировалась на принципах открытости, оперативности, компетентности, достоверности. Соглашение также содержало согласованные способы организации информационного обмена.
Совершенствование законодательства о таможенном деле и законодательства о налогах и сборах стало основой для принятия в 2010 году новой редакции Соглашения, включившей в себя совместные наработки способов организации взаимодействия и информационного обмена сведениями, необходимыми для таможенного и налогового контроля, в том числе и в электронном виде.
Общие вопросы методологии организации взаимодействия ФТС России и ФНС России осуществляются на уровне центральных аппаратов. Практическая же реализация норм Соглашения осуществляется на региональном и территориальном уровнях.
В РТУ созданы Координационные советы по взаимодействию таможенных и налоговых органов на уровне федеральных округов. Следует, кстати, отметить, что Координационные советы были созданы по инициативе ФТС России.
Результатом совместной работы ФТС России и ФНС России стало принятие в апреле этого года совместного правового акта – Положения об организации проведения скоординированных контрольных мероприятий и мероприятий таможенного и налогового контроля по информации сторон.
Положение регламентирует порядок организации проведения и проведение скоординированных контрольных мероприятий, устанавливает правила взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении таможенных и налоговых проверок.
– В чем заключается скоординированное контрольное мероприятие? Это таможенно-налоговая проверка?
В. Селезнев: Скоординированное контрольное мероприятие или коротко СКМ – это сложное организационное мероприятие таможенного и налогового контроля.
Суть мероприятия заключается в выявлении таможенным органом признаков нарушения в сфере таможенного дела, влекущее за собой изменение величины налоговых обязательств налогоплательщика, и, соответственно, выявление налоговым органом правонарушений в сфере законодательства о налогах и сборах, влекущее за собой нарушение в сфере таможенного дела.
Как правило, начало проверочных мероприятий синхронизируется таможенными и налоговыми органами. Таможенный и налоговый органы открывают проверки с учетом того, что объекты и вопросы таможенного и налогового контроля различаются. Таможенный орган смотрит на то, чтобы в отношении товара были уплачены платежи в полном объеме, чтобы в отношении него лицом при ввозе были соблюдены запреты и ограничения и иные требования законодательства, вопросы которого отнесены к компетенции таможенных органов.
Налоговый орган анализирует финансовый результат деятельности лица – налогоплательщика, а также иных лиц, участвующих в обороте данного товара. А с учетом специфики работы двух служб в рамках СКМ имеется возможность глубоко проанализировать вопросы в двух направлениях и комплексно выявить нарушения в сфере таможенного и налогового дела.
По итогам такого вида контроля с полной уверенностью можно будет говорить о том, что со стороны двух органов исполнительной власти – ФТС России и ФНС России, в отношении лица – налогоплательщика по конкретным декларациям на товары и за конкретный налоговый период государственный контроль был осуществлен в полном объеме, а сумма дополнительно начисленных таможенных и налоговых платежей поступила в доход бюджета Российской Федерации.
Хочу вместе с тем акцентировать внимание, что не всегда таможенные правонарушения свидетельствуют о наличии нарушений в сфере таможенного дела, и наоборот.
– Что вы имеете виду?
В. Селезнев: Работа таможенных и налоговых органов основана целиком и полностью на результатах аналитической работы и предпроверочного анализа документов и сведений имеющихся в распоряжении таможенных и налоговых органов. В ходе этой работы и принимается решение о проведении совместного скоординированного контрольного мероприятия или назначении проверки в рамках одного ведомства.
В этой связи необходимо отметить, что кругозор должностных лиц таможенных органов не должен быть ограничен только Таможенным кодексом и законом о таможенном регулировании, а должен быть расширен нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Специалист в своей области должен увидеть возможные риски нарушений в сфере законодательства смежного ведомства и проинформировать об этом для глубокого анализа и проверки по компетенции.
Поэтому мы следим за тем, чтобы наш немногочисленный состав должностных лиц подразделений по вертикали Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров, был соответствующего уровня квалификации. При планировании обучения и переподготовки как на уровне центрального аппарата, так и в регионах изыскивается возможность получения знаний в специализированных учебных заведениях по вопросам бухучета, аудита, международных правил торговли и особенностей ведения внешнеэкономической деятельности и другим. Помимо этого в обязательном порядке должностные лица проходят два раза в год тестирование с использованием программного средства "Инфоконтроль".
– Какие вопросы рассматриваются в ходе совместных мероприятий таможенного и налогового контроля?
В. Селезнев: Особое место в части взаимодействия с налоговыми органами занимают таможенные проверки по направлению контроля таможенной стоимости товаров в сделках между взаимозависимыми лицами.
Налоговые органы в рамках контроля за трансфертным ценообразованием, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, обладают инструментами контроля за сделками между взаимозависимыми лицами. Трансфертная цена представляет собой цену на товар, которая отличается от объективно сформированной при совершении международных сделок рыночной или свободной цены.
Результаты налогового контроля по этому направлению работы используются таможенными органами в контрольной деятельности, и наоборот.
Есть и конкретные примеры. Так, например, в Уральском федеральном округе проведена проверка наличия взаимозависимости сторон в договоре поставки. Таможенным органом установлена и подтверждена взаимозависимость сторон в договоре поставки и манипулирование ими ценой на товар, что оказало влияние на цену договора.
По результатам корректировки таможенной стоимости дополнительно начислены платежи в сумме 125 тысяч рублей, а по результатам налогового контроля налогоплательщику отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме более двухмиллионов рублей.
– Если СКМ настолько эффективно как вид контроля, то может быть следует сразу выходить и назначать проверки совместно?
В. Селезнев: Это не целесообразно. И я объясню почему. Как я уже отмечал, не всегда выявленное таможенное правонарушение "тянет" за собой выявление в сфере налогового права. И не всегда одновременно можно выявить признаки сразу по двум направлениям контроля. Поэтому выходить сразу одновременно "по двум фронтам" нет смысла. Это приведет к нерациональному использованию штатной численности. Гораздо эффективнее совместно и скоординированно выходить на проверку вместе, когда уже выявлены одновременно признаки нарушения по линии двух ведомств.
Необходимо отметить, что помимо скоординированных контрольных мероприятий Положение регламентирует порядок организации и проведения таможенного и налогового контроля по информации сторон. Потенциальные выявленные риски по линии смежного ведомства доводятся в оперативном инициативном порядке, по результатам рассмотрения которых назначаются проверки в одностороннем порядке. Риски выявляются как в ходе непосредственно аналитической работы таможенных органов и предпроверочного анализа документов и сведений налоговых органов, так и по результатам таможенной или налоговой проверки.
Основанием для проверки, проводимой таможенным органом, служит информация налогового органа о возможных способах уклонения от уплаты таможенных платежей, выявленная налоговым органом в ходе мероприятий налогового контроля, и наоборот.
Для наглядности приведу пример: в Северокавказском федеральном округе таможенным органом назначена идентификационная и товароведческая экспертизы иностранного товара.
Экспертизами установлено фактическое несоответствие товара сведениям, отраженным в декларации и иных документах, следующих с товаром. Материалы экспертиз направлены в налоговый орган. По результатам проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за налоговый период налоговым органом отказано в возмещении НДС в сумме 491 миллиона рублей.
Другой пример. В Северо-Западном федеральном округе при проведении налогового контроля налоговым органом было выявлено изменение состава и стоимости основных средств налогоплательщика за налоговый период. Соответствующая информация была направлена в таможенный орган.
Таможенной проверкой установлен факт отчуждения товара, отнесенного налогоплательщиком к категории "основные средства", а также факт нарушения ограничений по пользованию (распоряжению) условно выпущенными товарами.
В отношении лица принято решение об отмене предоставленных льгот по уплате таможенных платежей, налогов. Дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 1,2 миллиона рублей.
– Какие еще примеры взаимодействия с ФНС России вы можете привести?
В. Селезнев: Наиболее значимые, на мой взгляд, примеры взаимодействия касаются тех случаев, которые касаются не точечного устранения последствий нарушений (хотя и они существенно важны), а тех, которые влияют своим результатом или выстроенным механизмом совместного контроля "на отрасль" в целом, на поведение участников рынка.
С 2014 года ФТС России и ФНС России на площадке ЕЭК участвуют в работе по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха". Цель маркировки – борьба с контрафактом, пресечение оборота таких товаров на внутреннем рынке, а также на внутренних рынках государств - участников ЕАЭС.
С точки зрения налоговых правоотношений налогоплательщик должен понимать, что приобретая "серый товар" он утрачивает право на вычет НДС и не сможет учесть расходы при исчислении налога на прибыль. С помощью идентификации товаров путем маркировки, создается механизм, посредством которого теневой бизнес должен лишаться рынка сбыта.
Другим таким успешным примером может служить совместная работа по направлению контроля товаров электронной и бытовой техники, а также деятельности соответствующих юридических лиц.
По результатам организованных ФТС России таможенных проверок у организаций,
осуществляющих оптовую, розничную торговлю электроникой и компьютерной техникой в 2014 году в шести регионах (ДВТУ, ПТУ, ЮТУ, ЦТУ, УТУ, СТУ) было выявлено около 30 тысяч единиц товара, в отношении которых не подтвержден факт законности ввоза на территорию Российскую Федерацию. В результате проверок в бюджет довзыскано (добровольно уплачено) 47,5 миллиона рублей. С учетом результатов проверочных мероприятий таможенные проверки в этой отрасли были продолжены совместно с ФНС России.
– Были и другие результаты этой успешной контрольной деятельности?
В. Селезнев: Помимо существенного влияния непосредственно комплекса совместных проверочных мероприятий и системы управления рисками на результаты декларирования, был и еще один важный результат нашей работы на ведение предпринимательской деятельности. Представители крупных компаний в области торговли электроникой подписали так называемую хартию о ведении честного бизнеса ("Этническая Хартия бизнеса в сфере дистрибуции и импорта ИКТ оборудования" объявлена и подписана ведущими компаниями 03.04.2015г.). Тем самым они проявили заинтересованность в сотрудничестве в работе по обеспечению законности оборота указанных товаров.
В результате анализа изменений показателей декларирования установлено, что у организаций - членов Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКТИТ) наблюдается устойчивая положительная динамика изменения как стоимостных, так и весовых показателей ввоза. На сегодняшний день в части таможенных платежей в отношении данных товаров мы наблюдаем рост более чем в два раза по сравнению с 2013 годом (с учетом курсовой разницы и изменением объемов ввоза).
В отношении иных участников ВЭД, не являющихся членами Хартии, но ввозящих аналогичные товары, также наблюдается положительная динамика изменения стоимостных и весовых показателей ввоза. В 2015 году по сравнению с 2013 годом в 1,5 раза вырос объем уплаченных таможенных платежей. Вместе с тем, такой подход к анализу показателей декларирования подсказывает нам и направления дальнейших проверок по тем предпринимателям, которые не подписали Хартию. К ним у нас уже сегодня есть вопросы.
– Судя по всему, взаимодействие осуществляется слаженно и механизмы работают точно, как часы. Есть ли еще организационные моменты, над которыми еще следует совместно поработать?
В. Селезнев: Безусловно, работать есть над чем. Это и вопросы непосредственного обмена имеющейся в ведомствах информацией (тут и состав, и оперативность передаваемых сведений), это и совершенствование технологии такого обмена.
Недобросовестные участники рынка совершенствуются в вопросах организации все новых и новых схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей. Нам же необходимо научиться смотреть на шаг вперед. Таких "бизнесменов" нужно уметь опережать. Нужно постараться с созданием прозрачных систем учета и контроля и тем самым сделать невозможной незаконную деятельность. Используя информацию сторон нужно еще более эффективно выбирать объекты как совместного, так и одностороннего контроля.
В настоящее время мы принимаем участие в интересной и важной работе, направленной на создание системы прослеживаемости товаров. Эта работа ведется как на национальном, так и на наднациональном уровне. Наработки, полученные в ходе взаимодействия ФТС России и ФНС России, включающие в себя подходы по совершенствованию информационного обмена и сближению информационных систем, могут быть использованы при создании глобальной системы сквозного контроля в рамках ЕАЭС.
Уровень развития компьютерных технологий и информационного взаимодействия растет. И мы должны это максимально использовать в вопросах обеспечения полноты собираемости государственного бюджета, а также пресечения нарушений в сфере таможенного и налогового контроля.