Основой информатизации ФТС России на всех уровнях службы является Единая автоматизированная информационная система таможенных органов (ЕАИС ТО). Об этом рассказывает начальник Главного управления информационных технологий ФТС России Дмитрий Данилин.
– Дмитрий Валерьевич, "архитектура" ЕАИС ТО разработана в полном соответствии с существующей системой таможенных органов. Расскажите о ней поподробнее, пожалуйста.
Д. Данилин: ЕАИС ТО представляет собой комплекс функциональных автоматизированных систем, объединенных средствами локальной вычислительной сети и Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) ФТС России, и обеспечивающей реализацию возложенных на ФТС России функций в области таможенного дела, а также функций, обеспечивающих деятельность таможенных органов.
В настоящее время в состав ЕАИС ТО входит более 80 основных информационно-программных средств. Они автоматизируют функции, возложенные на таможенные органы. Как любой живой организм ЕАИС ТО постоянно совершенствуется. Ежегодно проводятся работы по модернизации входящих в ее состав информационно-программных средств. В 2015 году проведенные работы по модернизации позволили реализовать в информационно-программных средствах новые функциональные возможности. Остановлюсь на наиболее значимых результатах.
Во-первых, в автоматизированной информационной системе "АИСТ-М" реализована технология автоматического (без участия должностных лиц таможенных органов) принятия решения о выпуске товаров при предоставлении декларации на товары и документов, подтверждающих заявленные сведения, в виде электронных документов.
Во-вторых, в автоматизированной системе "Личный кабинет участника ВЭД" реализованы новые сервисы, в том числе наиболее востребованные бизнесом.
В-третьих, в комплексе программных средств "Взаимодействие ИС" все электронные сервисы ФТС России, функционирующие в инфраструктуре СМЭВ, приведены в соответствие с Методическими рекомендациями Минкомсвязи России версии 3, действующей с первого января 2016 года.
– С 2010 года таможенные органы перешли от бумажного к полному электронному декларированию. Это значительно ускорило проведение таможенных операций и минимизировало финансовые и временные затраты участников ВЭД. Существенно снизились и риски коррупционных проявлений. Каковы результаты этой работы в цифрах?
Д. Данилин: Есть такие цифры. В 2015 году электронную форму декларирования товаров применило более 78 тысяч участников ВЭД или 99,8 процента от всех лиц, оформляющих товары. В электронном виде в таможенные органы подано более 3,7 миллиона деклараций на товары. 99,93 процента всех деклараций на товары было оформлено в электронной форме с применением электронной подписи.
Построенная в таможенных органах инфраструктура применения электронной подписи позволяет должностным лицам подписывать и проверять электронные документы на всех автоматизированных рабочих местах пользователей ЕАИС ТО. При этом сложные технические процессы по настройке средств электронной подписи, обновлению списков отозванных сертификатов и проверке электронной подписи проходят незаметно для пользователей. Выработанная ФТС России позиция о необходимости применения единых квалифицированных сертификатов электронной подписи в любых информационных системах Российской Федерации нашла свое отражение в изменениях, которые были внесены в федеральный закон "Об электронной подписи". В разработке этого закона специалисты ФТС России принимали самое активное участие. С июля 2016 года квалифицированные сертификаты электронной подписи стали по настоящему универсальными. Они могут использоваться практически во всех информационных системах Российской Федерации без ограничений. Общее количество сертификатов электронной подписи, выданных системой ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов в 2015 году, составило более 45 тысяч. Из этого числа около 17,5 тысячи сертификатов – для участников ВЭД, а более 27 тысяч – для должностных лиц таможенных органов. Сертификаты электронной подписи выдавались головным ведомственным удостоверяющим центром (более 20 тысяч сертификатов) и региональными ведомственными удостоверяющими центрами (более 25 тысяч сертификатов). Стоит отметить, что использование возможностей удостоверяющего центра таможенных органов по безвозмездной выдаче сертификатов ключей электронной подписи в комплексе с порталом электронного декларирования позволяет таможенным органам реализовывать контрольно-надзорные функции в электронной форме в необходимых объемах. Причем выполнять это мы можем без дополнительных затрат для участников ВЭД и иных заинтересованных лиц, что существенно повышает имидж ФТС России в предпринимательской среде.
– В таможенных органах внедрена и активно применяется с использованием центров электронного декларирования технология удаленного выпуска товаров. Она позволяет проводить оформление и выпуск товаров вне мест их фактического нахождения. Сколько деклараций было оформлено с применением такой технологии?
Д. Данилин: С применением такой технологии оформлено более 560 тысяч электронных деклараций. Введение обязательного электронного декларирования, вместе с реализацией технологий автоматической регистрации декларации на товары, позволили начать переход к полной автоматизации выпуска товаров.
Организованный с июня прошлого года эксперимент по автоматическому выпуску товаров при экспорте позволяет сократить сроки выпуска с четырех часов до десяти минут.
Принятие решения о выпуске производится информационной системой таможенного органа без участия инспектора. Это делает новую технологию максимально прозрачной. С начала эксперимента, в котором участвуют 69 таможенных постов, автоматически выпущено уже 1,5 тысячи экспортных деклараций.
– Что составляет основу технических средств таможенного контроля?
Д. Данилин: Основу технических средств таможенного контроля составляют мобильные и стационарные инспекционно-досмотровые комплексы. Они применяются при осуществлении таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств.
Сегодня таможенными органами в пунктах пропуска эксплуатируется более 15 тысяч технических средств таможенного контроля различного класса и назначения. Это приборы дистанционного обнаружения наркотических и взрывчатых веществ, досмотровые рентгенотелевизионные установки, приборы идентификации драгоценных камней, видеоскопы, приборы идентификации пород древесины, портативные приборы и программно-аппаратные комплексы для исследования документов, денежных знаков, защищенных бумаг и многие другие.
– С 2009 года в таможенных органах применяются ведомственная автоматизированная управляющая информационная система и технические средства радиационного контроля. Они контролируют незаконное перемещение через государственную границу Российской Федерации ядерных материалов и радиоактивных веществ. Насколько это эффективно?
Д. Данилин: Применение этих систем обеспечивает выполнение Россией международных обязательств в области нераспространения оружия массового уничтожения, обеспечения экологической и экономической безопасности.
За последние пять лет таможенными органами на государственной границе выявлено около двух тысяч радиационно-опасных объектов. После аварии на АЭС "Фукусима-1" в Японии в марте 2011 года таможенными органами был запрещен ввоз на территорию России более тысячи автотранспортных средств имеющих поверхностное альфа и бета радиоактивные загрязнения.
– Каковы результаты работы по развитию системы межведомственного электронного взаимодействия?
Д. Данилин: ФТС России проводится большая работа по развитию системы межведомственного электронного взаимодействия. Таможенные органы получают в электронном виде от различных министерств и ведомств актуальные и заверенные электронной подписью сведения и документы, необходимые для оказания государственных услуг и исполнения государственных функций.
Получение сведений о разрешительных документах непосредственно от выдавших их контролирующих органов, а не от участников ВЭД, снижает риски заявления недостоверных сведений и существенно сокращает время проведения таможенных операций. Это заметно уменьшает административную нагрузку на бизнес.
Для организации межведомственного электронного взаимодействия к началу 2016 года применяются 54 технологические карты, которые разработаны ФТС России. В процессе обмена информацией с таможенными органами уже участвуют 32 ведомства, включая ФНС России и Федеральное казначейство. Совместно с Минкомсвязью России в прошедшем году завершены мероприятия, обеспечивающие возможность для таможенных органов оказывать в электронном виде одиннадцать государственных услуг и осуществлять государственную функцию по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.
– Расскажите о работе по модернизации информационно-программных средств ЕАИС таможенных органов.
Д. Данилин: В текущем году продолжаются работы по модернизации информационно-программных средств ЕАИС таможенных органов. Однако основные мероприятия по модернизации будут направлены на решение задачи по интеграции информационных систем ФТС и ФНС России для обеспечения сквозного контроля движения товаров от момента их ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза до момента реализации.
Предварительная проработка вопросов формирования единого механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей показала, что задача по интеграции информационных систем может быть решена на основе действующих информационных систем ведомств. По нашему мнению в 2016 году для решения задачи интеграции информационных систем необходимо провести оценку и сопоставление процессов таможенного и налогового администрирования, анализ и доработку нормативной правовой базы ФТС и ФНС России, а также модернизацию информационных систем таможенных и налоговых служб для обеспечения их информационного взаимодействия.
При разработке технических заданий на модернизацию, должны учитываться такие принципы, как исключение дублирования процедур сбора и обработки информации при соблюдении правил однократного ввода информации и обеспечение ее обработки в режиме реального времени, обеспечение бесперебойности и надежности функционирования информационных систем с организацией многоуровневой защиты информации и каналов передачи данных, а также обеспечение интерактивного доступа к информационным системам всех зарегистрированных пользователей вне зависимости от их территориальной удаленности от центров хранения и обработки данных.
Информационно-технические подразделения ФТС России готовы обеспечить проведение работ по модернизации информационно-программных средств ЕАИС ТО в рамках создания единого механизма таможенного и налогового администрирования.