Замглавы Федеральной таможенной службы (ФТС России) и председатель Совета Всемирной таможенной организации Руслан Давыдов рассказал ТАСС о четырех основных функциях таможни, запуске нового Таможенного кодекса ЕАЭС и первых итогах маркировки товаров радиочастотными метками.
- Сейчас идет слияние информационных систем ФНС и ФТС. Расскажите, как протекает этот процесс, сдвигаются ли сроки, может быть, возникают некоторые сложности?
Р. Давыдов: Слово «слияние» не очень подходит для описания процессов организации совместной работы государственных органов. Всемирная таможенная организация, на рекомендации которой опираются таможенники во всем мире, предпочитает говорить об «информационном взаимодействии» таможенных и налоговых служб. Сегодня, когда существуют облачные технологии и механизмы распределенного хранения информации, никакого слияния в буквальном смысле не требуется.
На самом деле, информационное взаимодействие ФТС России с налоговой службой идет с 2010 года, когда было заключено специальное соглашение между нашими службами. Сейчас мы расширяем объемы этого взаимодействия, повышаем его уровень и оперативность. Важно, чтобы передавалась полная и достоверная информация, на основе которой можно было принимать обоснованные решения. Например, о возмещении НДС.
Углубление нашего взаимодействия касается и сроков. Мы уходим от регламентного взаимодействия и двигаемся к передаче информации в режиме реального времени. Таможенники получат возможность работать с данными об участниках внешнеэкономической деятельности, которые есть у налоговиков, а налоговики – с теми же сведениями, что есть у таможенников. Это позволит улучшить управление рисками и выстроить единую систему категорирования. Если компания у таможенников находится в категории высокого риска, у ФНС она уже не попадает в категорию низкого риска.
- Вы говорили о сокращении сроков обращения информации между службами. Каких результатов в этом направлении вы хотите достичь?
Р. Давыдов: Конечная наша цель – это обеспечить доступ обеих служб к важной информации в режиме реального времени. Сегодня у нас регламентный обмен – раз в десять дней, а мы говорим, что это нужно делать быстрее. К примеру, есть льготы по ликвидации и по созданию юридических лиц, они позволяют за пять дней ликвидировать предприятие. Пока регламентный обмен информацией произойдет, злоумышленники могут что-то натворить.
Либерализация регулирования принесла много пользы отечественному бизнесу, но также затруднила контроль в отношении тех, кто не работает честно. С одной стороны, мы сокращаем количество требуемых документов и сроки выпуска таможенных деклараций, мы должны быстрее принимать решения на основе меньшего объема данных. Значит, с другой стороны, чтобы компенсировать эти моменты, необходимо повысить скорость и качество обмена информацией.
- В мировой практике есть разный опыт взаимодействия налоговой и таможенной служб – где-то они объединены, где-то работают отдельно. На ваш взгляд, как Председателя Совета ВТамО, как лучше?
Р. Давыдов: Действительно, в июле 2016 года Россия возглавила Всемирную таможенную организацию, которая объединяет 180 стран мира. Это произошло впервые. На мой взгляд, это событие отражает реальный авторитет России в мире и высокую оценку зарубежными коллегами профессионализма наших специалистов. Лидерство России в таможенной сфере – это большие возможности и большая ответственность.
Что касается соотношения таможенного и налогового компонентов, то после многолетних обсуждений ВТамО пришла к выводу, что формальное объединение этих двух служб не является «ни достаточным, ни необходимым» для эффективного администрирования доходов государственного бюджета. Гораздо более важным являются процессы организации информационного и оперативного взаимодействия между таможенниками и налоговиками, нацеленного на полное, своевременное и правомерное взимание всех причитающихся платежей в государственный бюджет.
Вопросы взаимодействия таможенных и налоговых служб каждая страна решает по-своему. Помимо фискальной составляющей у таможенной службы есть такие важнейшие функции как гармонизация и упрощение таможенных процедур, создание и применение механизмов «единого окна», скоординированное управление границами, обеспечение безопасности государства, жизни и здоровья граждан, защита окружающей среды, противодействие незаконным валютным операциям и отмыванию денег и ряд других.
Неслучайно на летней сессии ВТамО значительную часть рабочего времени заняло обсуждение вопросов взаимодействия таможни с иными структурами: с органами культуры – по поводу охраны культурных ценностей, с полицией – по поводу борьбы с наркотрафиком, с банками – по поводу валютных махинаций, с почтой – по поводу интернет-торговли, и так далее.
- Какие функции сегодня объединяет таможня?
Р. Давыдов: Если возьмем стратегический план Всемирной таможенной организации, то там значатся четыре основные цели. Упрощение и гармонизация таможенных процедур для улучшения условий ведения международной торговли и инвестиционного климата. Фискальная функция – полное, своевременное и правомерное взимание всех причитающихся платежей в государственный бюджет. Вопросы безопасности общества, здоровья граждан и охраны границ. Развитие инфраструктуры и институциональное развитие таможни. В целом, получается, что таможня – это уравнение с четырьмя переменными, ключом к решению которого являются информационные технологии.
Таможня – это не только финансовый инструмент, как показывает международный опыт. В США, Канаде и Великобритании таможня – также и силовое ведомство, где-то ее функции объединены с решением миграционных задач. Такой подход усилился после «9/11» – одиннадцатого сентября. В Западной Европе, где пошли по своему пути, теракты в Париже, Брюсселе и Каннах выявили слабость таможенных служб на этом направлении. В ряде стран перед таможней стоят иные приоритеты, волнующие их общество, например, защита окружающей среды, озонового слоя, редких видов флоры и фауны. Можно сказать, что таможня для страны – это как одежда для человека, сшитая по индивидуальным лекалам.
Если посмотреть на многие страны с точки зрения организации работы таможенной службы, то им, наверное, немного проще по сравнению с нами. В России двенадцать часовых поясов, разные климатические зоны, уникальная протяженность границ, все виды транспорта. На мой взгляд, исходя из общих принципов, стандартов и рекомендаций ВТамО, мы должны искать собственные решения, которые принесут реальную пользу нашей стране.
На самом деле, информационные технологии – сегодня это ключ к решению всех четырех задач. Я вам гарантирую, что уже в ближайшем будущем российская таможня изменится в сторону автоматизации. Уже внедряются технологии автоматической регистрации и выпуска таможенных деклараций. Проверка с участием инспектора идет только в том случае, если сработал профиль риска. В 2016 году зарегистрировано более 300 тысяч и выпущено около 20 тысяч деклараций в автоматическом режиме. Пока это делается в рамках эксперимента им в основном по экспорту. Новый кодекс позволит нам делать это на плановой основе и в отношении любых таможенных процедур.
- Когда будет принят новый кодекс?
Р. Давыдов: На уровне Евразийской экономической комиссии и на уровне национальных представительств стран ЕАЭС очень много делается для того, чтобы начать работать по новому кодексу Евразийского союза с 1 января 2017 года. Заседание Межправительственного совета ЕАЭС пройдет 28 октября. Мы ожидаем, что там будет принято окончательное решение, и со следующего года Таможенный кодекс ЕАЭС вступит в силу. В кодексе предусмотрены и автоматический выпуск деклараций, и принцип «единого окна», и коренная модернизация института уполномоченного оператора – то, что сейчас мы осуществляем в России в качестве пилотных проектов, либо в узком секторе бизнеса.
- Мы к этому готовы?
Р. Давыдов: В российской таможне уже сейчас весьма высокая степень готовности к переходу «на новый уровень».
- Как протекают пилотные проекты по маркировке товаров? Какие успехи?
Р. Давыдов: Вместе с ФНС России мы начали с маркировки меховых изделий. Серьезных нареканий со стороны бизнеса нет, и это тоже успех. На первом этапе были вопросы с декларированием радиочастотных меток, они попадали под особые меры регулирования с точки зрения шифрования. Сегодня все разобрались и привыкли, работа идет. Пока рано подводить итоги, но сам факт массовой закупки предпринимателями этих самых меток является недвусмысленным сигналом к обелению рынка. Ближе к Новому году мы соберемся вместе с налоговой службой, бизнесом и будем решать, что делать дальше в этом направлении. Одним из вариантов продолжения работы является маркировка фармацевтических товаров.