В Центре международной торговли прошла 76-ая сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО) впервые под председательством российского делегата. Организация объединяет работу 180 стран, которые в свою очередь контролируют 98% мировой торговли. В Москву для обсуждения вопросов сотрудничества, содействия мировой торговле и обеспечения безопасности поставок приехал Генеральный секретарь ВТамО Кунио Микурия. После заключительного заседания глава Организации побеседовал с корреспондентом журнала «Международная жизнь».
– Как Вы оцениваете роль ВТамО в развитии международной торговли, в частности во взаимосвязи с ВТО?
К. Микурия: ВТО – это международная организация, специализирующаяся на таможенных вопросах. Через границу передвигаются разные товары, которые имеют свою стоимость. На границе мы должны определить, что это за товары и получить всю необходимую информацию об их передвижениях заранее. Главное в таможне - это оценить риски. Если товар с низкой степенью риска, мы стараемся ускорить его продвижение через границу. Если степень риска высока, мы проверяем его более внимательно. В глобальном отношении нам необходимо иметь целостную систему управления рисками. Мы вырабатываем стандартизованные процедуры, чтобы упростить перемещение товаров и сделать его более согласованным. Кроме того, мы предоставляем техническую и информационную помощь всем заинтересованным участникам.
Если говорить о взаимосвязи ВТамО и ВТО, нужно сказать, что основное направление деятельности ВТО – либерализация торговли. ВТО работает для того, чтобы понизить тарифы в международной торговле. Чтобы понять под какие тарифы подпадает товар, нужно сначала определить его категорию. Конечно, в связи с этим важно понять, сколько он стоит на самом деле. Этой цели служит соглашение ВТО о порядке определения стоимости. Исполнение соглашения на деле – это обязанность ВТамО. Если ВТО отвечает на вопрос торговой политики «что нужно делать?», то ВТамО устанавливает стандарты «как это делать?».
Сбор доходов напрямую связан с вопросами безопасности общества. «Большая двадцатка» поручила ВТамО разработать механизмы борьбы с такими важными международными проблемами, как финансирование терроризма и незаконное движение финансовых потоков. Многие организации в системе ООН занимаются схожими вопросами: защищают окружающую среду и общество и сохраняют предметы культурного наследия, но реализация всех этих разделов политики происходит на границе.
– Что приносит России участие во ВТамО? Почему вхождение в таможенную организацию ЕАЭС является приоритетом для российского руководства?
К. Микурия: Международная торговля всегда рассматривается как источник благосостояния. Чтобы перевозить товары через границу, нужно общая с сопредельной страной процедура. Благодаря налаженной работе таможни можно улучшить среду для развития бизнеса. Кроме того, граница – это линия обеспечения защиты и безопасности общества. Вот почему Россия придаёт большое значение членству в ВТамО.
В региональных экономических союзах именно упрощение торговли является главным побудительным мотивом интеграции. Чтобы укрепить связи не только внутри группы, но и развить взаимоотношения с другими экономическими объединениями, ЕАЭС с самого начала обратился за помощью во ВТамО для внедрения её стандартов. ВТамО может предоставить информацию и транспортную систему для торговли ЕАЭС с Европейским союзом и странами Азии. Как ВТамО предоставляет площадку для активной электронной торговли между Китаем и ЕС, так же она может облегчить и торговые связи ЕАЭС.
– Какие шаги предстоит сделать ЕАЭС для вступления во ВТамО? Как опыт Евросоюза может ему в этом помочь?
К. Микурия: Мы будем применять для присоединения ЕАЭС те же правила, которые были применены в случае Европейского союза. Для принятия ЕС понадобилось несколько лет, и основной вопрос был: «кто будет принимать решения?». Необходимо было понять: входит ли принятие решения в компетенцию отдельной страны или всего Евросоюза. Насколько я знаю, ЕАЭС вскоре будет обсуждать свой таможенный кодекс. Нам очень интересно ознакомиться с документом и встретиться не только с руководством, но и с представителями бизнеса ЕАЭС. Такая встреча значительно ускорит вступление во ВТамО.
– Будет ли отличаться правовой статус отдельной страны и экономического союза?
К. Микурия: Сейчас мы принимаем каждый союз как члена своей организации и действуем так на основании конвенции, которая была принята в 2007 году. Однако она не предусматривала экономические союзы, поэтому в будущем мы собираемся разработать новую конвенцию для принятия экономических союзов в состав ВТамО, которая формально будет закреплять равные права между союзами и отдельными государствами. При этом опять остаётся неясным, как будет решаться вопрос о голосовании между ЕАЭС в целом и пятью членами, которые входят в него. Важно, чтобы государства скоординировали свои компетенции при голосовании, и пришли к нам уже с единым мнением.
– В США таможня является правоохранительным органом и в первую очередь служит для обеспечения безопасности. Защитная роль таможенной службы в Европе после терактов также становится главной. В то же время в России таможня переходит под управление Министерства финансов. Как это решение согласуется с мировыми тенденциями?
К. Микурия: В 28% стран - участниц ВТамО таможенные службы являются частью налоговых органов, в половине случаев таможня является частью министерства финансов, но занимает обособленное положение. Есть и независимые таможенные органы. Всё зависит от приоритетов каждой страны. Для одной страны это управление рисками, для другой – получение доходов, для третьей – упрощение торговли и содействие бизнесу. Хотя приоритеты у таможни могут быть разными, функции у неё одни и те же: сбор доходов, борьба с незаконными финансовыми потоками, обеспечение безопасности, облегчение торговли. Неважно входит ли таможня в министерство финансов или в министерство внутренних дел, главное, чтоб она осуществляла все эти функции.
– Какую роль играет Россия во ВТамО?
К. Микурия: Наша штаб-квартира находится в Брюсселе. Здесь в секретариате мы занимаемся выработкой стандартов, и РФ принимает в этом активное участие. Россия является инициатором создания Фонда русского языка с тем, чтобы расширить использование русского языка во ВТамО. В РФ есть региональный центр ВТамО по борьбе с незаконным перемещением грузов через границу. Кроме того, в Москве есть кинологическая служба, а в Санкт-Петербурге находится совершенный по техническому оснащению центр инспекции грузов. Россия как региональная сила помогает в установлении сети взаимосвязей, где все таможенные службы будут обучаться одним и тем же правилам.
– Спасибо Вам за беседу!