Евразийский экономический союз изначально задумывался, в том числе как инструмент по модернизации промышленности государств - участников. В Евразийской экономической комиссии промышленность и агропромышленный комплекс курирует министр Сергей Сидорский – один из опытнейших специалистов по промышленной политике на евразийском пространстве, в прошлом – премьер-министр индустриального лидера ЕАЭС Беларуси.
В эксклюзивном интервью для «Евразия.Эксперт» Сергей Сидорский рассказал об инструментах развития промышленности в Евразийском союзе, познакомил с планами производства электромобилей в ЕАЭС, проанализировал первые результаты запуска зоны свободной торговли с Вьетнамом и раскрыл выводы экспертов об открытии рынков с Индией.
– Сергей Сергеевич, как развивается промышленная политика в рамках Евразийского экономического союза сегодня?
С. Сидорский: Прежде всего, хочу отметить, что промышленный блок Евразийской экономической комиссии от этапа формирования права ЕАЭС в сфере промышленности и агропромышленного комплекса перешел к этапу практической реализации договоренностей глав государств и правительств наших стран о проведении в Союзе согласованной промышленной политики.
Пришло время реального сотрудничества, практического создания и внедрения закрепленных на бумаге планов и проектов.
Сегодня мы выходим на конкретные решения в приоритетных отраслях, формируем эффективные коммуникационные инструменты для промышленников, работаем над созданием Евразийского инжинирингового центра по станкостроению, запускаем работу евразийских технологических платформ.
Евразийские технологические платформы
– Одна из целей евразийских технологических платформ – создание перспективных коммерческих технологий, высокотехнологичной, инновационной продукции. Такую же цель ставят перед собой существующие особые экономические зоны. Намечено ли между ними взаимодействие или, возможно, ряд платформ будет организован на базе ОЭЗ?
С. Сидорский: Технологическая платформа и особая экономическая зона (ОЭЗ) – это два различных инструмента, используемых для решения задач промышленной политики на разных уровнях. Хотя их цели где-то и пересекаются.
ОЭЗ – территориальное образование, которое обладает особым юридическим статусом, где действуют льготные экономические условия осуществления хозяйственной деятельности для ее резидентов. Государства создают такие зоны для решения стратегических задач развития отдельной территории или региона, в том числе внешнеторговых, общеэкономических, социальных и научно-технических задач.
Технологическая платформа – более локальный инструмент, являющийся, прежде всего, объектом инновационной инфраструктуры. Он позволяет обеспечить интеграцию науки и бизнеса, сконцентрировать интеллектуальные и материальные ресурсы на приоритетных направлениях научно-технологического развития конкретной отрасли.
Техплатформа создается, в первую очередь, для вовлечения ученых, конструкторов, исследователей в процесс решения конкретных инновационных задач для отраслей, секторов промышленности и внедрения результатов их научной деятельности в реальное производство. То есть благодаря деятельности техплатформы, научно-техническое достижение (открытие, изобретение) становится инновацией.
При этом отдельные участники евразийских технологических платформ могут являться резидентами особых зон.
В октябре 2016 г. Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) утвердил одиннадцать приоритетных евразийских технологических платформ (ЕТП).
Они включают в себя такие направления как космос, медицина, информационно-коммуникационные технологии, фотоника, добыча природных ресурсов, экология, сельское хозяйство и промышленные технологии.
Их задача – за счет коммерциализации результатов научных работ и исследований и формирования необходимой для этого инфраструктуры повышать инновационноемкость промышленности в странах ЕАЭС, аккумулировать передовые национальные и мировые достижения научно-технического прогресса и обеспечивать их практическое использование для создания высокотехнологичных отраслей и производств в промышленности.
Все это будет способствовать инновационной трансформации промышленных комплексов государств Союза, их выводу на новый технологический уровень.
Евразийские технологические платформы являются элементом союзной инновационной инфраструктуры. Они позволяют встраивать науку в производственные цепочки для создания и внедрения инновационных технологий и освоения новой конкурентоспособной продукции.
ЕТП формируются путем организации сотрудничества между ведущими организациями бизнеса (отраслевые промышленные предприятия, государственные компании), науки (научно-исследовательские институты, университеты, иные образовательные учреждения), государства (институты развития, профильные государственные органы), общественными организациями (отраслевые ассоциации и объединения) стран ЕАЭС.
Сегодня указанные платформы объединяют большое количество ведущих национальных научных и промышленных организаций Союза, которые готовы к реализации совместных инновационных проектов в наиболее перспективных отраслях.
Евразийский центр станкостроения
– Как будут взаимодействовать евразийские технологические платформы с Евразийским инжиниринговым центром по станкостроению? Он будет головной или отдельной структурой?
С. Сидорский: Концепцией создания Евразийского инжинирингового центра по станкостроению (ЕИЦС) предусмотрена совместная работа инжинирингового центра как интеграционного «мозгового» штаба технологического развития в сфере станкостроения. Технологические платформы, согласно Положению о формировании и функционировании евразийских технологических платформ, могут создаваться в отрасли в качестве практических инструментов для претворения перспективных инновационных идей Центра по совершенствованию развития станкостроения.
Задача ЕИЦС – исследуя существующие и только возникающие рыночные ниши, стратегически направлять развитие станкостроения в Союзе, а также, учитывая возможности национальных отраслей и отраслевой науки, выходить на самообеспечение союзного машиностроения станочным оборудованием и новыми технологиями.
Евразийские техплатформы могут разрабатывать продукцию «будущего», в том числе в отраслях машиностроения, и предлагать к освоению высокие технологии, то есть решать конкретные технические и технологические задачи. Кроме того, технические требования к конечному продукту также могут разрабатываться техплатформами.
Взаимодействие Евразийского инжинирингового центра по станкостроению и отраслевых технологических платформ позволит решать задачи построения конкурентоспособного машиностроения в Союзе.
Координация промышленной политики
– Как будет решаться проблема конкуренции в промышленности? Ведь страны нередко стремятся к протекционизму.
С. Сидорский: Необходимо подчеркнуть, что вопросы конкуренции рассматриваются и решаются в ЕЭК с разных аспектов.
Во-первых, Комиссия контролирует выполнение общих принципов и правил конкуренции в соответствии с Договором о ЕАЭС. Это направление деятельности курируется соответствующим членом Коллегии – Министром по конкуренции и антимонопольному регулированию. Работы в этой сфере выполняются Департаментом антимонопольного регулирования ЕЭК. В его задачи входит выявлять и пресекать антиконкурентные действия на территориях государств - членов, а также действия, оказывающие негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках – на территории двух и более государств - членов.
Во-вторых, равные условия конкуренции обеспечиваются также за счет регулирования Комиссией сферы государственных (муниципальных) закупок, обеспечения предоставления государствами - членами друг другу национального режима в сфере закупок.
В-третьих, создание равных конкурентных условий в промышленности. Об этой работе нашего блока расскажу поподробнее.
В целях совершенствования конкуренции между производителями из различных государств - членов в рамках Основных направлений промышленного сотрудничества Комиссия разработала совместно со странами Союза и утвердила перечень чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества государств ЕАЭС.
Действует порядок проведения консультаций и взаимного информирования о планируемых направлениях реализации национальной промышленной политики в отношении чувствительных товаров. При этом под чувствительными товарами понимаются товары с высоким уровнем конкуренции между производителями из различных союзных стран. Перечень чувствительных товаров не является закрытым и может быть дополнен по предложениям государств.
Страны Союза обеспечивают предварительное информирование, направляя в Комиссию проекты правовых актов, которые предусматривают меры промышленной политики в отношении чувствительных товаров.
Это касается, например, таких случаев, когда при поддержке государства планируется создание производства товара, успешно выпускаемого в другом государстве - члене Союза.
Комиссия обеспечивает направление таких проектов правовых актов другим странам ЕАЭС, изучает их реакцию по предложенным проектам и доводит до сведения государства - разработчика проекта акта имеющиеся замечания и предложения. При необходимости, по предложению любого из государств - членов, в отношении чувствительных товаров могут быть проведены консультации для взаимного учета позиций.
Кроме того, одним из важнейших инструментов согласованной промышленной политики являются единые правила предоставления промышленных субсидий в государствах Союза, соблюдение которых Сторонами контролируется Комиссией.
Промышленные субсидии играют важную роль в обеспечении конкурентоспособности отраслей промышленности и стимулировании ее инновационного развития.
В связи с этим страны договорились об установлении и реализации единых правил предоставления промышленных субсидий в отношении промтоваров, а также при предоставлении или получении услуг, которые непосредственно связаны с производством, сбытом и потреблением таких товаров.
Согласно Договору о ЕАЭС, государства - члены самостоятельно определяют способы, формы и направления предоставления промышленных субсидий, то есть решение о предоставлении субсидий принимается на национальном уровне.
При этом запрещено предоставление субсидий, которые наносят ущерб отрасли национальной экономики любого другого государства - члена или приводят к серьезному ущемлению его интересов.
Для реализации этих договоренностей Договором о ЕАЭС установлены порядок проведения соответствующего расследования, а также меры, применяемые государствами - членами при нарушении указанных обязательств.
Соблюдение странами ЕАЭС единых правил создает условия для стабильного и эффективного развития их экономик, развития промышленного производства, взаимной торговли и добросовестной конкуренции между государствами - членами.
Сейчас взаимодействие государств-членов в сфере государственной поддержки промышленности основывается на взаимном информировании друг друга и Комиссии о планируемых и предоставленных промышленных субсидиях.
В 2017 г. у стран Союза появится возможность добровольного согласования с Комиссией специфических субсидий. Речь идет о тех случаях, когда субсидии предоставляются конкретной отрасли (или отраслям) промышленности или промышленному предприятию.
Кроме того, сторона сможет обратиться в Комиссию при необходимости проведения разбирательств или сравнительно-правового анализа в отношении предоставленных промышленных субсидий. Завершается работа над соответствующим проектом Соглашения, который по результатам внутригосударственного согласования поддержали все стороны.
Мы исходим из того, что промышленные субсидии, содействуя национальному промышленному развитию, должны обеспечивать условия для добросовестной конкуренции между участниками общего рынка ЕАЭС и не оказывать искажающего воздействия на внутреннюю торговлю и развитие промышленных отраслей в других государствах-партнерах по Союзу. Это одна из важнейших задач согласованной промышленной политики Союза.
Рост промышленного производства в ЕАЭС
– Какие из отраслей наиболее успешны и перспективны в каждой из стран ЕАЭС?
С. Сидорский: Проводимый нами на постоянной основе анализ показывает, что в январе-сентябре 2016 г. в целом по ЕАЭС рост объемов производства зафиксирован в девяти отраслях обрабатывающей промышленности, в то время как по итогам 2015 г. таких отраслей было всего четыре.
Наибольшими темпами в январе-сентябре 2016 г. в целом по Союзу росли объемы производства резиновых и пластмассовых изделий (на 5%), продукции текстильного и швейного производства (на 4,2%), машиностроения (на 4,1%).
В Армении наибольшими темпами увеличивались производство транспортных средств и оборудования (в 22 раза) и производство электронно-оптического оборудования (на 25%).
В Беларуси некоторый рост индекса промышленного производства отмечен в деревообработке, машиностроении и целлюлозно-бумажной промышленности. К важнейшим отраслям также следует отнести химическую и нефтехимическую отрасли.
В Казахстане положительная динамика объемов производства отмечается в деревообработке и металлургии (на 8% и 7% соответственно).
В Кыргызстане рост объемов производства отмечен, в первую очередь, в производстве нефтепродуктов (на 26,2%).
В России возросли объемы производства в кожевенном, химическом, швейном производстве – в среднем на 5%.
Также следует заметить, что в ряде отраслей обрабатывающей промышленности в текущем году наблюдается рост такого важного показателя конкурентоспособности промышленности, как объем экспорта промышленной продукции в рамках внешней торговли с третьими странами.
По итогам января-сентября 2016 г. в целом по Союзу произошло увеличение объемов экспорта в третьи страны строительных материалов (на 28%), резиновых и пластмассовых изделий (на 13,8%), деревянных изделий (на 5,8%), транспортных средств и оборудования (на 5,5%), пищевых продуктов, напитков и табака (на 1,9%), продукции текстильного и швейного производства (на 1,2%).
Проведенный нами в этом году анализ кооперационного потенциала государств ЕАЭС показал, что в отраслевом разрезе наибольшим кооперационным потенциалом в обрабатывающей промышленности ЕАЭС обладает продукция металлургического производства, химической промышленности, деревообработки.
При этом в названных отраслях есть потенциал для встраивания производителей наших стран в международные производственные цепочки.
В рамках Союза мы можем и должны активно кооперироваться в машиностроении, в том числе в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования, а также в легкой промышленности.
Как уже отмечалось ранее, в Основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС определены приоритетные для развития промышленного сотрудничества виды экономической деятельности, которые были заявлены в качестве таковых самими государствами-членами.
В соответствии с этими приоритетами и наличием заинтересованности союзных стран в развитии промышленного сотрудничества в качестве наиболее приоритетных на межгосударственном уровне можно назвать черную и цветную металлургию, сельскохозяйственное машиностроение, промышленность строительных материалов, а также фармацевтику.
Технологии в сфере экологии
– Сегодня вопросы промышленного развития тесно связаны с экологией. Какие наработки в этой сфере есть по итогам двух лет деятельности ЕАЭС?
С. Сидорский: Следует отметить, что вопросы экологии в странах ЕАЭС сейчас решаются, в первую очередь, на национальном уровне.
Например, в России в последнее время приняты серьезные решения по улучшению экологических условий, запускается пилотный проект по строительству пяти объектов термической обработки отходов, в дальнейшем будут предотвращены выбросы значительных объемов вредных веществ.
Вместе с тем в Комиссии мы также уделяем внимание этому вопросу и считаем, что интеграционный потенциал государств Союза в этой сфере сможет оказать существенное влияние на решение отдельных проблем.
Так, на сегодняшний день в рамках деятельности ЕТП «Технологии экологического развития» у нас уже имеются результаты первичных лабораторных и экспериментальных исследований по совместному кооперационному проекту, целью которого является разработка технологического решения для борьбы с процессами опустынивания и деградации земель в аридных зонах.
Реализация этого проекта позволит улучшить физико-химические и биологические характеристики почв и растений в наших странах. Особенно эта тематика актуальна для Казахстана и России. Мы видим перспективы коммерциализации предложенной технологии не только на рынке ЕАЭС, но и в третьих странах.
Это подтверждается оценками экспертов: мировой рынок экологических товаров и услуг является одним из динамично растущих (ежегодный прирост более 5%, емкость оценивается в $500 млрд). Предложенная технология может войти в одну из основных ниш рынка экологических товаров и услуг – экологического производства.
У экологов также имеется проект по разработке интернет-портала наилучших экологически эффективных, энерго-, ресурсосберегающих решений и технологий, как составной части общей концепции создания и функционирования евразийской сети трансфера технологий.
Кроме того, в части решения экологических проблем мы работаем над формированием условий для освоения в ЕАЭС производств по выпуску экологичных видов транспорта.
В прошлом году главы правительств утвердили разработанный промышленным блоком Комиссии план мероприятий по стимулированию производства и использования автомобилей с электродвигателями.
Реализация в государствах Союза этого плана позволит не только обеспечить развитие новых отраслей промышленности, создание рабочих мест и использование электротранспорта, но и, что не менее важно, снизить объемы загрязняющих выбросов, улучшить экологическую ситуацию.
Коллегия поддержала целый ряд наших предложений. Например, по испытательным лабораториям для апробации созданных образцов моторных транспортных средств с электрическими двигателями; упрощению порядка оформления разрешительной документации при строительстве объектов зарядной и сервисной инфраструктуры для электротранспорта; повышению информированности участников рынка электротранспорта, в частности, о преимуществах использования моторных транспортных средств с электрическими двигателями.
Теперь эти документы будут рассмотрены высшими органами Союза.
Рынки сбыта в Индии и Вьетнаме
– Как известно, для развития промышленности необходимо расширение рынков сбыта. Большие надежды возлагаются на Азию, много говорится про Китай. А насколько активно развиваются отношения ЕАЭС с другим «поднимающимся гигантом» Азии – Индией? Можно ли ожидать в ближайшее время подписания соглашения о ЗСТ с Индией?
С. Сидорский: Индийская экономика является самой быстрорастущей экономикой в мире и, как ожидается в соответствии с прогнозами МВФ и Всемирного банка, останется таковой в ближайшие годы. Именно поэтому Индия – очень перспективный экономический партнер Евразийского экономического союза.
О нынешнем уровне товарооборота между ЕАЭС и Индией можно сказать, что он имеет большой потенциал для роста: товарооборот в 2015 г. составил $8 млрд (снижение на 22% по сравнению с 2014 г.). В структуре товарооборота Союза с третьими странами доля Индии составляет 1,5%.
Государства ЕАЭС активно развивают отношения с Индией в области науки, технологий, инноваций, в большей степени в фармацевтической промышленности и биотехнологиях.
Что касается Соглашения о ЗСТ с Индией, то уже завершена работа совместной исследовательской группы. По ее итогам сделан вывод, что заключение такого Соглашения является выгодным как для Союза в целом, так и для каждого его члена в отдельности.
Свободный доступ на внутренние рынки открывает широкие возможности для расширения двусторонней торговли.
В Индии хорошо развита фармацевтическая промышленность. Индийские фармацевтические компании обладают большим опытом производства недорогих и качественных препаратов, поэтому данное направление имеет большой потенциал для развития в рамках Соглашения о ЗСТ с Индией.
Хотелось бы отметить, что для государств - членов основными товарами экспортного интереса в Индии являются химическая продукция, товары легкой промышленности, электрическая аппаратура, тракторная и автомобильная техника и др.
– В октябре вступило в силу Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Есть ли уже какие-то результаты?
С. Сидорский: Соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом вступило в силу 5 октября 2016 г. Три месяца – это очень небольшой срок, чтобы говорить о каких-то конкретных результатах. Вместе с тем ожидания бизнеса уже сейчас начинают оправдываться.
За девять месяцев 2016 г. товарооборот с Вьетнамом в сфере обрабатывающей промышленности увеличился на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Экспорт из ЕАЭС во Вьетнам вырос на 47% (металлы – в девять раз, древесина – на 53%, автотранспортные средства – на 54%, одежда – на 45%). Импорт в ЕАЭС из Вьетнама увеличился на 19% (машины и оборудование – в 2 раза, готовые металлические изделия – на 38%, электронное оборудование – на 23%, кожа – на 19 %).
Но это не предел. Уверен, что мы достигнем позитивных результатов и в части доступа других товаров Союза на рынок Вьетнама. Это произойдет за счет снижения или отмены таможенных пошлин с вьетнамской стороны, благодаря чему повысится спрос на поставляемые в эту страну товары.
Улучшатся условия для увеличения поставок новой продукции, которая до снижения или отмены ввозных таможенных пошлин была недостаточно конкурентоспособна по цене.
С другой стороны, благодаря снижению или отмене таможенных пошлин со стороны ЕАЭС откроется доступ вьетнамских товаров на рынок Союза, что окажет позитивное влияние на снижение цен на потребительские товары из Вьетнама, такие как спортивные костюмы, куртки, спортивная обувь.
В качестве выгод от реализации Соглашения экспортеры и производители стран ЕАЭС получат уникальную возможность эксклюзивных условий по доступу на вьетнамский рынок в отношении таких товаров, как калийные удобрения, бензин, изолированные провода, шины, грузовые автомобили, автобусы, легковые автомобили. Ставка таможенной пошлины по этим товарам будет снижена без переходного периода или с переходным периодом до нуля.
Действие на практике режима свободной торговли между Вьетнамом и ЕАЭС позволит сторонам не просто успешно торговать традиционными группами товаров, но и открывает перспективы для инвестиционного сотрудничества, в том числе и в автомобилестроении.
Ведь одновременно с началом действия Соглашения о ЗСТ вступает в силу российско-вьетнамский Межправительственный протокол о поддержке производства моторных транспортных средств на территории Вьетнама. Авторизованные российские компании, которыми сейчас являются «Группа ГАЗ», «КамАЗ» и «Соллерс», создадут совместные предприятия с вьетнамскими партнерами по производству автобусов, грузовиков, спецтехники, легких коммерческих и легковых автомобилей.