Выключить анимацию
Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Электронные подписи сотрудников организаций не применяются с 01.09.2024. Закажите ЭП физического лица и получите МЧД
Альта-Софт
Мнение эксперта

Практика досудебного рассмотрения обращений по таможенным спорам в таможенных органах

Сергей Зарембо, первый заместитель начальника Правового управления ФТС России; Дмитрий Полевой, и.о. заместителя начальника Правовой службы ЦТУ ФТС России
г.

Стенограмма выступления первого заместителя начальника Правового управления ФТС России Сергея Зарембо на конференции «Таможня 2017: актуальные вопросы ВЭД», организованной газетой «Коммерсантъ».

Если посмотреть немного статистику, то в 2016 году наблюдается некое увеличение количества обжалований решений таможенных органов. Но радует то, что процент отмененных решений от этого не особо растет. То есть мы наблюдаем, что уровень законности достаточно допустимый. Всегда хочется идеалов, чтобы наши решения не отменялись, чтобы они все были идеальны. Но учитывая специфику наших отношений с участниками ВЭД, это скорее всего мечты, что у нас не будет никогда споров. 

Что касается процедуры, то в настоящее время это третья глава Федерального закона №311-ФЗ. Она довольно прозрачно написана, не допускает каких-либо неоднозначных толкований. Конечно она содержит ряд нюансов, которыми не всегда довольны участники ВЭД. По большому счету, мы наблюдаем, что пытаются оспаривать. Например, это (актуальный вопрос) полномочия участников ВЭД, когда они подают жалобу в таможенные органы. Но данные требования необходимо исполнять, так как вся информация, которой обладают таможенные органы, ограничена в распространении. Если мы принимаем жалобу в рассмотрение - отвечаем на эту жалобу. Мы понимаем, что это решение поступит именно в тот адресат, чьи права ущемлены, и кто имеет право обжаловать такого рода решения. Этому мы уделяем очень большое внимание, и отказы в рассмотрении жалоб по существу стабильно высоки. Это не мешает участникам ВЭД повторно обращаться в таможенный орган, устранив все недоработки жалоб. И тогда мы уже рассматриваем жалобу по существу. Всегда возникает вопрос о «чести мундира» при рассмотрении жалоб. Процент отмены довольно высокий. Анализ, который мы проводим, показывает, что жалобы рассматриваются объективно. 

Возвращаясь к процедурным моментам надо сказать, что, видя, что есть определенные проблемы и довольно высоко количество отказа жалоб, мы не стоим на месте и пытаемся оптимизировать этот процесс. Например, сейчас у нас актуальное время для совершенствования нашего законодательства. Это предстоящее вступление в силу нового Кодекса. Федеральный закон «О таможенном регулировании» будет меняться, и он также коснется предложений по оптимизации процедур досудебного регулирования. В части досудебного регулирования будет несколько новелл. Во-первых, это введение обязательного досудебного урегулирования споров по аналогии с налоговой службой. Это то, к чему мы шли очень давно. Но хочу сказать, что это очень сложный механизм и не надо ждать моментального введения этого механизма, это довольно сложный механизм. Очень большая нагрузка упадет на таможенные органы, учитывая количество споров, попадающих в суды. Анализируя опыт налоговой службы и иных ситуаций, когда вводится такое глобальное изменение, мы будем предусматривать поэтапный переход. На первом этапе будут отдельные споры по определенной сфере. На втором этапе будут полные. Думаю, что окончательно мы перейдем не раньше 2020 года. Это все в стадии обсуждения.

Если смотреть с точки зрения оптимизации самого процесса рассмотрения жалоб, то, думаю, что с выходом нового ФЗ уйдет норма, требующая обязательного предоставления устава. Мы живем в эпоху информатизации, когда есть возможность получить информацию о том, имеет ли лицо право обжаловать или нет. Поэтому соответствующие положения найдут отражение в этом законопроекте. Скорее всего в ближайшем будущем мы уйдем от необходимости предоставлять огромный пакет документов (приказов о назначений и т.д.). Несомненно, такого рода изменения потребуют от таможенных служб ответных действий, потому что мы все равно должны проверить полномочия. Поэтому мы будем оставлять за собой право дополнительно запрашивать в том случае, если информация не будет находиться в распоряжении налоговой службы. Либо в том случае, если будут какие-то объективные сомнения в том, что это лицо имеет право обжаловать данное решение.

Хотел бы еще остановиться на таком механизме, как ведомственный контроль, на который есть полномочия у таможенных органов. Это не досудебное в чистом виде урегулирование споров, но все решения таможенных органов, которые идут на обжалование в суд, проходят процедуру ведомственного контроля. Часто решение таможенного органа отменяется, и тем самым мы стараемся минимизировать затраты как государства, так и участников ВЭД от длительных судебных разбирательств, от возможных убытков.

Эти механизмы, на наш взгляд, позволяют полноценно обеспечить защиту участников ВЭД в своих интересах. Мы всецело формируем политику в этом направлении. Мы стараемся идти навстречу участникам ВЭД в части оптимизации более открытых процедур досудебного урегулирования, стараемся делать все, чтобы это было удобно для участников ВЭД.

Стенограмма выступления и.о. заместителя начальника Правовой службы Центрального таможенного управления ФТС России Дмитрия Полевого на конференции «Таможня 2017: актуальные вопросы ВЭД», организованной газетой «Коммерсантъ».

Если затронут вопрос о гарантиях, предоставленных Евразийским экономическим союзом в виде законодательства по защите прав предпринимателя и по тем положениям, которые помогают реализовать право на получение информации о себе, о принятых решениях действия и бездействия в области таможенного дела, то надо остановиться на тех моментах, которые позволят оперативно получать данную информацию. Сергей Александрович затронул общий порядок обжалования действий и бездействий. Можно еще пару слов сказать об упрощенном порядке, поскольку статьей 51 этого проекта федерального закона «О таможенном регулировании» он также предусмотрен. В действующем ФЗ-311 это положение уделено в статье 49. Специфика этой нормы, этого института заключается в том, что установлен суммарный критерий по обжалованию тех или иных решений действий и бездействий. В данном случае он поставлен в зависимости от товара и транспортного средства и составляет 1,5 миллиона (не превышает). Также спецификой являются сроки. Если в действующем 311-ФЗ срок рассмотрения данной жалобы прописан как «принимается решение незамедлительно», по желанию составляется акт. Этот акт должен быть вынесен таможенным органом не позднее трех часов. В статье 51 проекта ФЗ период вынесения акта не определен, но также написано на безотлагательность. Здесь необходимо учитывать, что таможенный орган при рассмотрении в упрощенном порядке жалоб не будет это делать в любое время. Рассмотрение жалоб в упрощенном порядке будет осуществляться в часы работы таможенного органа и в часы приема руководителя таможенного органа. 

Если говорить про оперативное получение информации о решении действия и бездействия, то существует пятая глава в настоящем законопроекте. Статья 52 этой главы определяет право декларантов направить запрос о причинах совершения (или принятия) в отношении них решения (совершения) действия (бездействия). Этот запрос будет рассмотрен таможенными органами в течение 10 рабочих дней. Единственное, сейчас в проекте определен срок, в течение которого Вы имеете право подать запрос. В данном случае установлен в виде шестимесячного срока с того момента, как Вам стало известно. Либо 6 месяцев, как это решение принято (если Вы докажете, что об этом решении действия и бездействия стало известно намного позднее, тогда срок будет восстановлен). В действующем Федеральном законе №311-ФЗ также данная норма содержится в статье 50. Остальных изменений она не претерпела. Но именно надо учитывать, что запросы могут быть как в устной, так и в письменной форме. Подаются они именно в тот таможенный орган, который принимал по Вашему мнению обжалования решения действия (бездействия). Если мы говорим про структуры таможенного органа, то на решение таможенных постов необходимо обращаться в таможню. Если на решение таможни, то в региональное таможенное управление.

Еще одна государственная услуга, позволяющая получить информацию о правовых актах, получить ответы на вопросы по правоприменению. В законопроекте она урегулирована в статьях 53 и 54 «Информирование и консультирование». Если мы говорим про действующее законодательство, это дополнительно прописано в административном регламенте, утвержденном Приказом ФТС России №1128. В проекте также прописана ссылка на национальное законодательство, поэтому в регламенте эти положения так и останутся. Но если Вы хотите получить именно государственную услугу, то нужно соблюсти определенные правила. Определенные критерии должен содержать Ваш запрос. Если мы говорим о госуслуге, то в первую очередь Вы должны вызвать требование, свою просьбу получить именно госуслугу. То есть сослаться при действующем Таможенном кодексе на статью 11, либо указать «прошу проконсультировать». Если данного требования и просьбы не будет содержаться, то Ваш запрос будет рассмотрен в рамках 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». Если ставить различия между 59-ФЗ и госуслугой, предусмотренной административным регламентом и Таможенным кодексом союза, то по госуслуге Вы получаете позицию именно должностного лица. В рамках 59-ФЗ – это будет позиция таможенного органа. В любом случае ответ Вам будет предоставлен в месячный срок. По госуслуге продления нет, по 59-ФЗ сроки могут быть продлены еще на 30 дней. 


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 2040
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha