Выключить анимацию
Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Электронные подписи сотрудников организаций не применяются с 01.09.2024. Закажите ЭП физического лица и получите МЧД
Альта-Софт
Мнение эксперта

Уполномоченный экономический оператор – новые возможности

Вадим Русланович Козаев, начальник отдела анализа рисков и постконтроля департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики, ЕЭК
г.

Выступление и стенограмма доклада  начальника отдела анализа рисков и постконтроля департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК В.Р. Козаева на конференции «Таможня 2017: актуальные вопросы ВЭД», организованной газетой «Коммерсантъ».

Я сегодня расскажу Вам о нововведениях, которые мы планируем в части института уполномоченного экономического оператора. Это институт не совсем новый для нас. Его развитие уже было, начиная с вступления в силу действия Таможенного кодекса. 

Расскажу, что у нас нового и какие новые возможности для уполномоченных экономических операторов предусмотрены новым Таможенным кодексом. В настоящее время в мире формируются совершенно новые взгляды на систему таможенного администрирования. Нас уводят от тотального контроля в сторону активного применения систем управления рисками, перспективных таможенных технологий и партнёрских взаимоотношений с законопослушным бизнесом. Программа уполномоченного экономического оператора приобретает особую значимость, становясь эталонным проектом всех развитых таможенных администраций. 

Основным толчком к развитию института оператора послужило развитие международной торговли. Необходимость обеспечения в этих условиях – это единая функция таможенных органов (сбор платежей, безопасность). В то же время сейчас нарастает эта функция как содействие международной торговле. Уполномоченный экономический оператор – это наиболее оптимальная модель сотрудничества таможни и бизнеса, позволяющая обоим участникам получить свои преимущества. В развитии данного института заинтересованы не только участники ВЭД, но и таможенные органы, которые также получают большие преимущества от партнерства законопослушного бизнеса. 

Программа оператора должна отвечать всем международным стандартам и отражать последние достижения в данной области. В условиях интегрированности экономик стран в мировую экономику использование передовых стандартов и практик в этой области является объективной необходимостью. Это, прежде всего, основа основ таможенного администрирования – Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Это наиболее нашумевшее в последнее время соглашение ВТО об упрощении процедур торговли. Ряд очень важных стандартов Всемирной таможенной организации. Это прежде всего рамочные стандарты безопасности и облегчение мировой торговли. Мы изучали активно практику стран наших основных торговых партнеров для того, чтобы обеспечить в будущем возможности взаимного признания данного института с другими странами. 

Теперь перейду к тем изменениям, которые произошли в системе урегулирования института УЭО в новом кодексе. В начале коснемся количественных параметров. В действующем кодексе посвящено операторам 4 статьи, и 2 Решения ЕЭК в настоящее время регулируют этот вопрос. Фактически наднациональное таможенное регулирование ограничено в настоящее время только четырьмя статьями рамочными и двумя Решениями Комиссии, которые в достаточной степени тоже являются рамочными. Теперь новый кодекс предусматривает в отношении операторов отдельную главу 61. В ней предусмотрено 14 статей и 8 отсылочных норм на Решение Комиссии. Фактически все регулирование вопросов операторов переносится с национального на наднациональной уровень.

Теперь перейду к сущностным изменениям. Круг лиц, допущенных к системе операторов предполагается расширить до принятых в международной практике. Особенностью действующего Таможенного кодекса было то, что он ограничивает только декларантов в праве применения специальных упрощений. Многие участники цепи поставок, такие как перевозчики, экспедиторы, таможенные представители, владельцы СВХ ограничены в праве применения специальных упрощений, поэтому им не интересен статус УЭО в действующей практике. Такое системное ограничение было предметом критики существующей системы на предмет ограничения программ других участников таможенных правоотношений. В новый кодекс не включены положения, препятствующие применению упрощения перевозчиками, экспедиторами, таможенными представителями, складами временного хранения и т.д. Это автоматически позволяет им пользоваться привилегиями УЭО. Они выбирают этот статус в зависимости от тех упрощений, которые предусмотрены для УЭО.

Следующая инновация – это введение многоуровневой системы получения статуса УЭО. Сейчас предусмотрен только один тип свидетельства и 4 вида упрощений. Новый кодекс предусматривает 3 типа свидетельства. В зависимости от типа свидетельства лицо получает упрощение. Для третьего типа свидетельства предусмотрено всего 17 упрощений. Один из самых важных вопросов для бизнеса – это условия присвоения статуса УЭО. На первый взгляд можно увидеть увеличение количества условий, но с другой стороны перечень упрощений увеличился в разы, что обуславливает некоторое ужесточение условий для допуска к данной программе. Более этого, это суммарное количество условий. Конкретное количество условий будет зависеть от выбранного типа свидетельства. 

Что поменялось? Коснусь некоторых важных условий. Период осуществления внешней экономической деятельности для получения статуса оператора увеличился в 3 раза для РФ. Сейчас он составляет год, а новым кодексом предусмотрено не менее 3 лет для осуществления внешней экономической деятельности. Кроме того, для третьего типа свидетельства предусмотрен минимальный срок осуществления деятельности в качестве оператора (2 года). Соответственно новый участник ВЭД, который впервые претендует на статус оператора, третье свидетельство получить не может. 

Требования отсутствия неисполненной обязанности по уплате платежей остались такими же, но теперь эти требования распространяются на все страны-члены ЕЭС. То есть, если у вас есть задолженность в Казахстане или Белоруссии, то это будет препятствием для получения статуса уполномоченного оператора. 

По налогам изменений не произошло. Здесь все ограничено только одним государством Союза. Одно из серьезных условий – это отсутствие административной и уголовной ответственности у УЭО. Здесь также предусмотрена необходимость отсутствия такой ответственности. Конкретные статьи будут приведены в национальном законодательстве, но Комиссия, чтобы вы видели общий перечень данных статей, будет публиковать информацию о данных статьях. 

Одно из главных условий, применимых к новому кодексу – это обеспечение исполнения обязанностей уполномоченного оператора. Сейчас это называется обеспечение в части пошлин. Здесь впервые была применена регрессивная шкала обеспечения, когда в зависимости от срока осуществления деятельности в качестве оператора, у лица снижается сумма обеспечения. Таким образом изначальная сумма обеспечения, как и в действующем кодексе, будет равна миллиону евро, но эта сумма обеспечения с годами будет поступательно снижаться до 150 тысяч евро (если свидетельство не приостанавливалось и у таможенных органов не было претензий к участнику ВЭД). Более того, мы ушли от применявшегося в действующем кодексе принципа, что для всех участников ВЭД предусмотрены обеспечения в размере миллиона евро и для производственных предприятий в размере не менее 150 тысяч евро. Мы больше делаем выбор в пользу того, чтобы оценивать добросовестность участников ВЭД, а не сферу его деятельности. Если он грамотно и аккуратно выполняет свои обязанности в течение нескольких лет, то он имеет право на снижение суммы обеспечения. При этом обеспечение будет предоставляться только для первого типа свидетельства. Для второго и третьего типов свидетельства не будет требоваться предоставление обеспечения. 

Кроме того, новым кодексом включена норма, что если лицо одновременно включается в несколько реестров (например, таможенный представитель и уполномоченный оператор), то он вносит максимальную сумму обеспечения, а не по каждому реестру. Соответственно, если вы таможенный представитель и хотите включиться в реестр уполномоченных операторов, то вы не вносите дополнительно никакого обеспечения. 

Теперь перейдем к новым условиям, которые на сегодняшний день не отражены в действующем законодательстве. Это прежде всего финансовая устойчивость юридического лица. Это предусмотрено для сертификатов второго и третьего типа. Фактически мы исключаем необходимость предоставления обеспечения при получении второго и третьего типов свидетельств, но здесь принимается во внимание финансовое состояние организации. Логика в том, что лицо должно иметь надлежащие финансовые показатели, основные средства, чистые активы, что послужит основным доказательством его платежеспособности. К таким компаниям, как правило, нет необходимости применять обеспечение исполнения их обязанностей в виде банковской гарантии и денежного залога, так как данные компании своими активами и своей финансовой деятельностью обеспечивает минимизацию рисков. Преимущества в первую очередь получат производственные предприятия, которые имеют чистые активы, уставный капитал, основные средства и т.д. Но в то же время крупные и даже средние торговые компании, у которых есть определенный положительный финансовый результат, смогут удовлетворить данное требование. В настоящее время мы почти закончили подготовку данного проекта Решения, которое отражает всю методику расчёта данного показателя. В ближайшее время мы его предполагаем вывести в завершающую стадию и опубликовать на сайте. 

Следующее требование – это требование к транспортным средствам, средствам идентификации, сооружениям, помещениям, открытым площадкам и работникам юридического лица. В международной практике это требование носит название безопасности и надежности. Наряду с предыдущим требованием по финансовой устойчивости, это главное требование к уполномоченным экономическим операторам, которое используется на западе. Здесь также будет Решение Комиссии, которое будет описывать требования к работникам, сооружениям, транспортным средствам и средствам идентификации.

Немного коснусь приостановления действия свидетельства оператора. В отличие от другой реестровой деятельности, применительно к оператору прописаны все основания исключения, все основания приостановления и все процедурные вопросы. Приостановление действия свидетельства происходит по следующим основаниям. Данное приостановление будет действовать в течение 120 дней. Такой срок взят для того, чтобы уполномоченный экономический оператор мог принять необходимые меры для урегулирования вопросов, по которым у него было приостановлено свидетельство и не быть исключённым из реестра. У потенциальных операторов будет 120 дней для урегулирования вопросов, но если Вы урегулировали вопросы задолженности по оплате платежей в течение 5 дней, то это не значит, что на 120 дней свидетельство будет остановлено. Оно будет приостановлено именно непосредственно по урегулированию данных вопросов в течение 5 – 7 дней. 

Вопросы процедурные, более относящиеся к подаче заявления о включении в реестр, также непосредственно урегулированы кодексом. Вы подаете заявление, таможенный орган в течение 5 рабочих дней проверяет наличие всех необходимых сведений в нем. Если всех документов хватает, то он направляет Вам решение о принятии заявления к рассмотрению. Если каких-то документов не будет хватать, то таможенный орган направляет запрос, и Вы в течение 30 дней предоставляете эти документы. При этом документы, которые таможенный орган может получить от других государственных органов, Вы можете не предоставлять. Рассмотрение самого заявления проводится в течение 120 дней. Проводится выездная проверка, таможенные органы проверяют все условия. Свидетельство о включении в реестр вступает в силу по истечении 10 дней с момента подписания соответствующего приказа. Всегда обращайте внимание на дату вступления в силу, так как Вы можете подать выпуск до подачи, а Ваше свидетельство еще не действует. В этом случае Вам откажут. 

Перечень специальных упрощений. Он был в разы увеличен. В настоящее время всего 4 специальных упрощений, одно из которых является отсылочной нормой. В новом кодексе предусмотрено порядка 17 специальных упрощений. Из них максимальное количество получит третий сертификат. Второй и первый сертификаты получают по 9 – 10 специальных упрощений каждый. Остановлюсь на нескольких упрощениях. Это прежде всего организация совершения таможенных операций в первоочередном порядке. Предусматривается, что для уполномоченных операторов будут выделены отдельные полосы для движения в международных пунктах пропуска. При этом будет сделана ссылка на наличие инфраструктурных возможностей. Это требует определенного времени для готовности данного специального упрощения. Следующее упрощение – это выпуск до подачи. Сейчас выпуск до подачи используется только в письменной форме. Документы прилагаются, подача декларации не позднее десятого числа месяца. В новом кодексе заявление будет подаваться исключительно в электронной форме относительно операторов. Документы к заявлению не будут прилагаться, подача итоговой декларации не позднее 15-го числа месяца. Увеличение срока подачи декларации не очень заметное, но с учетом, например, январских праздников для бизнеса это имеет определенное значение. Надо учитывать также, что это упрощение дает беспроцентную рассрочку. Вы выпускаете товары, они уходят в оборот, а платежи по ним делаете в следующем месяце до 15-го числа.

Практически вся технология завершения транзита на площадках оператора нашла отражение в новом кодексе. Это технологический аспект, но так как очень много проблем было с завершением транзита в действующем кодексе, то данный порядок был прописан в новом кодексе в отдельно взятой статье. Все операции проводятся на площадке оператора, все взаимодействие основано на взаимодействии оператора и таможни. Перевозчик почти все документы передает оператору, оператор взаимодействует с таможенным органом, осматривает товар на наличие нарушений. В конечном счете почти все завершение транзита происходит на площадке оператора. 

Еще одна новация – это преимущества специального упрощения, связанные с проведением таможенного контроля. Этого не было в действующем кодексе. На сегодняшний день уполномоченный оператор – это автоматически низкий уровень риска, что дает ему статус категорированного участника ВЭД. Таможня досмотра и осмотра в отношении товаров будет проводиться в первоочередном порядке. Такой досмотр и осмотр проводится только на площадке оператора. 

Вопросы взаимодействия уполномоченного экономического оператора с таможенным органом также отражены в новом кодексе. Создаются консультативные комитеты, выделяются отдельные лица для взаимодействия с уполномоченным экономическими операторами и т.д. В западной практике эти упрощения признаются самыми главными, так как таможенники и УЭО имеют прямые контакты. 

Одна из серьезных новаций – это взаимное признание операторов. Если Вы получили статус в РФ, то этот статус будет признаваться в Белоруссии, Казахстане, в Киргизской Республике и Армении. Заложены основы для возможности будущего взаимного признания операторов с другими странами. Это дополнительное преимущество. Во многих странах оно дается экспортерам. Многие страны (например, Новая Зеландия) развивают систему операторов для того, чтобы помочь своим экспортерам выйти на зарубежные рынки. Их институт операторов ориентировать не на импортеров, а на экспортеров. Они внедряют передовые стандарты, что позволяет экспортерам выйти на зарубежные рынки.

Для действующих операторов у нас предусмотрены переходные положения. Действующие операторы смогут пользоваться упрощениями в течение двух лет. В течение двух лет они принимают решение о том, на какое свидетельство будут претендовать. Но действие статуса будет только в одной стране, так как действующий кодекс ограничивает действие статуса операторов только одной страной. 

Что получит действующий оператор? При определении периода деятельности в качестве оператора для третьего типа учитывается срок такой деятельности в соответствии с кодексом. Если оператор имел стаж деятельности оператора 2 – 3 года, то он может претендовать на пониженную сумму обеспечения для первого типа сертификата и получить сразу третий тип сертификата. 


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 9542
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha