Выступление и стенограмма доклада юриста Д.С. Терещенко на конференции «Таможня 2017: актуальные вопросы ВЭД», организованной газетой «Коммерсантъ».
В рамках сегодняшнего выступления хотелось бы обсудить судебную практику определений таможенной стоимости и ее корректировки. Если проанализировать статистические данные арбитражного суда города Москвы, то за последний год было рассмотрено более 600 споров о признании актов таможенных органов незаконными. Каждые 4 из 5 решений о корректировки таможенной стоимости (далее – КТС) признаются незаконными. Процент обжалования невысокий, процент отмены еще меньше. Данные приведены с расчетом системы caselook, поэтому здесь возможна несущественная погрешность (потому что эта классификация не является официальной). Тем не менее можно сделать вывод о том, что такой процент изменений, такой процент отмены решений корректировки таможенной стоимости обусловлен структурными, техническими ошибками в формировании самих решений о КТС.
Лично мы на практике сталкивались с тем, что решения о КТС содержали и технические и фактические ошибки. Например, указывались не те поставки, были ссылки не на те документы. Как-то была ссылка на упаковочный лист под наименованием инвойса, но в упаковочном листе мы не можем найти всю ту информацию, которая содержится в инвойсе. Поэтому данный документ не может подтверждать таможенную стоимость, как говорит таможенный орган. Другой пример – указывается иная поставка и обосновываются выводы по ней.
Данные решения о КТС во многом являются формальными, в рамках выступления мне бы хотелось подробно остановиться на них. Рассказать о том, какие обоснования приводит таможенный орган, и как их можно оспорить в суде и о том, к каким выводам приходят суды при рассмотрении определенных точечных вопросах в рамках оспаривания решения о корректировке таможенной стоимости.
Один из принципиальных аспектов – это использование системы управления рисками при вынесении решения о КТС. В первую очередь здесь имеется ввиду система мониторинга анализа «Малахит», которая в каждом решении о КТС стабильно указывается таможенным органом. Это действительно те данные, которые содержатся в базах данных таможни, и эти данные не относятся к документам, предоставляемым декларантом, связанными со сделкой. Первый вывод, к которому мы пришли – это то, что наличие сведений о более высоком уровне цен на определенный товар само по себе не может быть основанием для признания таможенной стоимости неправильно определенной или вынесения решения о корректировке таможенной стоимости при отсутствии иных серьезных (а не технических) ошибок при подаче документов на таможню. Эта позиция была высказана в постановлении Пленума от 12.05.2016 г., который активно эксплуатируется судами, и данная позиция существовала и раньше (сейчас она получила более важное закрепление). Если таможенный орган в решении корректировки таможенной стоимости ссылается на то, что основанием внесения решения корректировки являются иные ценовые показатели по сравнению с теми данными, которые содержатся в сделке, то данная позиция может быть оспорена. В таких случаях суды стабильно решают такие дела в пользу декларанта. Но практика зависит от того, насколько те сведения, которые заявляет декларант в документах, подаваемых в таможню, не противоречат друг другу. Соответственно, если Вы подаете инвойс, спецификацию, контракт и данные в них противоречат друг другу, то данная ценовая информация, которая используется таможенным органом с применением той же системой «мониторинг анализ», может быть обоснована и может быть принята судом. Также при использовании ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, необходимо дифференцировать, какие товары мы можем сопоставлять. Мы не можем сопоставлять все товары, которые входят в одну и ту же группу товарной номенклатуры, потому что суды говорят, что это противоречит принципам справедливости. Также суд говорит, что это противоречит фактическим обстоятельствам, так как в рамках одной товарной группы могут быть представлены различные товары абсолютно различных качественных характеристик. Из-за этого может быть значительное отклонение, которое не может иллюстрировать правильность заявленной таможенной стоимости.
Необходима особая структура данных, которые предоставляются таможенным органам в рамках спора об оспаривании решений КТС для того, чтобы данная структура была принята судом. Очень часто таможенный орган просто приводит средний индекс таможенной стоимости на определенный товар в пределах определенного таможенного региона. Суды неоднократно приходили к выводу, что это не правомерно и что при указании на данные, содержащиеся в базах данных таможенных органов, необходимо указание показателей минимума, максимума и среднего показателя по нескольким регионам, по нескольким таможенным управлениям. Потому что показатели разных региональных таможенных управлений могут существенно отличаться. Данные должны быть проанализированы в совокупности. Перед судом должна быть полная картина того, какая ценовая политика сложилась в отношении данного товара на территории всей России или ее существенной части.
Использование прайс-листов производителей в качестве средства доказательства правильности и правомерности заявленной таможенной стоимости. В решении о проведении дополнительной проверки таможенный орган запрашивает прайс-лист производителя и его коммерческое предложение. В практике очень часто встречаются случаи, когда непредоставление прайс-листа приводит к выводу о некорректности заявленной таможенной стоимости, и закладываются в основу решения корректировки. При этом суд может прийти к выводу о том, что данный вывод таможенных органов правомерен, если отсутствует иная информации о цене сделки и также, если данные, заявленные в инвойсах и спецификациях, противоречат друг другу. Это не позволяет сделать однозначные выводы о заявленной таможенной стоимости. Кроме того, необходимо учитывать, что прайс-лист должен соответствовать определенным критериям. Во-первых, это должен быть неадресный характер прайс-листа. Хотя последняя судебная практика достаточно гибко подходит к этому. В некоторых решениях встречаются позиции, что прайс-лист может быть как адресным, так и не адресным. Если он является адресным и учитывает какие-либо скидки и преференции, то необходимо предоставить информацию, которая может наличие этих скидок подтвердить. Иначе таможенный орган может сделать вывод о наличии условий, которые не могут быть количественно определены. Во-вторых, прайс-лист должен быть единообразен по сравнению с контрактом, с внешнеэкономической сделкой, с договором поставки. Если в прайс-листе указан один базис поставки, а в договоре указан другой (или другой пункт назначения), то данные прайс-листа не могут абсолютно достоверно указывать на правильность заявленной таможенной стоимости. Но этот вывод не является однозначным выводом в судебной практике. Суд анализирует все данные о цене сделки по совокупности. В случае, если иные представленные декларантом документы могут свидетельствовать о правильности и обоснованности достоверности заявленной таможенной стоимости, то суд некоторые неточности при оформлении прайс-листа может не учитывать.
Нередко таможенный орган в решении корректировки таможенной стоимости ссылается на отсутствие в прайс-листе таких показателей как артикул, размер, единица измерения. Суд приходит к выводу о том, что если данные сведения не указаны в прайс-листе, то они не являются настолько существенными, чтобы усомниться в реальной таможенной стоимости или не позволяют идентифицировать данный товар. Таких сведений как вес, цена, модельный ряд, наименование товара может быть достаточно для вывода о достоверности таможенной стоимости в том случае, если цены в прайс-листе соответствуют ценам в контракте и спецификации.
Краткие выводы по результатам анализа судебной практики:
- Решение о корректировке таможенной стоимости, вынесенное по формальным основаниям, может быть признано судом незаконным в случае, если в нем отсутствуют мотивированные доводы, подтверждающие произвольный характер таможенной стоимости декларируемых товаров.
- Применение баз данных таможенных органов, содержащих статистическую информацию, носит ограниченный характер и не может выступать в качестве самостоятельного основания корректировки таможенной стоимости.
- Условия достоверности сведений, содержащихся в прайс-листе производителя, зависят от круга лиц, на которых распространяет свое действие прайс-лист, от единообразного характера условий поставки, соответствующих положениям Договора.
- Непредставление декларантом прайс-листа производителя не может являться самостоятельным основанием для корректировки таможенной стоимости при наличии формализованных данных в документах, непосредственно относящихся к Договору поставки.