Выключить анимацию
Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Электронные подписи сотрудников организаций не применяются с 01.09.2024. Закажите ЭП физического лица и получите МЧД
Альта-Софт
Мнение эксперта

Импортные товары в России очистят от подделок

Тигран Суренович Саркисян, Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии
г.

У России будет общая со странами Евразийского союза система контроля товаров от границ до прилавка. Об этом «РГ» рассказал Тигран Саркисян, председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии в интервью «Российской газете». Он также сообщил о подготовке к созданию общих платформ по электронной торговле товарами и услугами.

 Тигран Суренович, сейчас в России обсуждается, как создавать систему прослеживаемости и маркировки товаров - самостоятельно или все-таки вместе со странами Евразийского экономического союза. Понятно, что правильнее - второе, потому что рынок общий, но зато это более долгий и непредсказуемый путь. Вы как считаете?

Т. С. Саркисян: Прослеживаемость нужна, чтобы мы могли понимать, как товар пересекает таможенную границу, передвигается по нашей территории, меняет собственников и где он реализуется. У нас таможенная граница и таможенная территория - общие для пяти стран. Соответственно, сама идея прослеживаемости и маркировки для общего рынка должна реализовываться во всех государствах Союза синхронно, иначе она будет неэффективна.

Безусловно, это сложнее и, возможно, займет чуть больше времени. Однако, найдя решение, устраивающее все страны и «на берегу» обсудив все сложные вопросы, мы сможем быстрее ее внедрить и получить больший эффект от ее использования. Кроме того, сегодня эту общую систему надо создавать на новой технологической базе как межстрановую цифровую платформу.

– Как она должна быть выстроена? Сразу как наднациональная система?

Т. С. Саркисян: Здесь есть два подхода. Первый - существующие национальные системы маркировки могут быть совместимы, и мы можем предложить механизм обмена информацией.

Есть эксперты, которые предлагают изначально сделать дизайн новой системы, общей для всех. Что более эффективно - должна дать ответ специальная рабочая группа высокого уровня, которая создана по поручению президентов и по решению премьер-министров пяти стран. В нее входят руководители национальных ведомств, ответственных за цифровую повестку. К участию в этой группе будут привлечены и профессионалы, те, кто пользуется авторитетом в отрасли.

– Когда это может быть реализовано?

Т. С. Саркисян: Мы понимаем, что это необходимо было сделать вчера. Ответ на вопрос, какая будет архитектура у этого проекта, должен быть дан в течение двух месяцев, потому что в ноябре мы должны представить на утверждение премьер-министрам уже готовый документ по цифровой повестке Евразийского союза.

– Что еще может войти в эту повестку?

Т. С. Саркисян: В современном мире говорить об общих рынках без общей оцифровки невозможно. Мы обязаны создавать соответствующую инфраструктуру - прежде всего, единые для пяти стран электронные площадки по торговле товарами и услугами.

Перед нами стоит принципиальный вопрос: можем ли мы создать такой набор межотраслевых цифровых платформ, чтобы мы могли эффективно управлять экономическими процессами в нашем едином пространстве, или будем пользоваться теми площадками, которые продвигают транснациональные корпорации. Скажем, крупнейшие в мире китайская Alibaba и американский Amazon предоставляют своим клиентам по всему миру возможность покупать и продавать на своих платформах, в том числе заключать договоры, осуществлять расчеты, доставку товаров.

– Мы можем говорить, условно, о евразийской Alibaba?

Т. С. Саркисян: Это будет нечто другое - евразийская межотраслевая цифровая платформа. Она охватит систему управления, государственные закупки, все те процессы, связанные с общими рынками, которые находятся в компетенции нашей Комиссии.

– Как цифровизация на уровне ЕАЭС отразится на простых гражданах?

Т. С. Саркисян: Мы переживаем глобальный этап изменения нашей экономической и повседневной жизни - цифровую трансформацию отраслей промышленности, системы управления, рынков и инфраструктур. Это мощный тренд, который можно сравнить с электрификацией, успешно проведенной сто лет тому назад на нашем общем пространстве. Выиграют те страны, которые эту трансформацию проведут более эффективно и быстро.

Одновременно появляются новые фантастические возможности для людей, потому что с оцифровкой экономики происходит развитие человеческого капитала. Если мы хотим полноценно реализовывать наши таланты и способности, мы должны уметь пользоваться современными технологиями, которые все сегодня в цифре. Иначе будем терять нашу индивидуальную конкурентоспособность.

И поэтому мы говорим о создании цифровой экосреды как возможности свободного доступа людей к оцифрованным технологиям и сервисам. Это означает, что мы должны, во-первых, людей подготовить, дать им знания, навыки, чтобы они могли работать в этой новой среде. С другой стороны, мы должны обеспечить свободный доступ к огромным базам данных. Для этого нужно подготовить соответствующее регулирование.

– Еще вопрос, связанный со спорами внутри ЕАЭС. Когда одна из стран-членов нарушает какие-то общие евразийские нормы, у ЕЭК нет никаких механизмов, чтобы на нее повлиять?

Т. С. Саркисян: Ситуация следующая. У ЕЭК есть важная миссия - осуществлять мониторинг того, как реализуется договор о ЕАЭС. Есть концептуальная договоренность на уровне пяти стран, что мы будем систематически обсуждать выявленные нами барьеры на пути перемещения товаров, услуг, труда и капитала.

Мы представляем их на обсуждение вице-премьеров и разрабатываем графики, «дорожные карты», как мы будем от них избавляться. На сегодняшний день у нас зафиксировано 185 препятствий, по 60 из них мы уже договорились с вице-премьерами, по остальным 125 будем поэтапно представлять свои предложения.

Препятствия бывают разные: барьеры, ограничения и изъятия.

Барьеры - это прямое нарушение права Союза. После того, как они выявлены и страна их признает, требуется время на изменение законодательства и их устранение. Изъятия - это официально допустимые исключения для стран или Союза в целом. Как правило, они временные, предметом обсуждения между странами в данном случае может стать возможность сокращения сроков их действия. Ограничения - это пробелы, неурегулированные правом Союза вопросы, для их устранения необходима экспертиза, схема решения и нахождение консенсуса.

Наша задача - найти и предложить такие варианты, которые устроят все стороны. Для этого мы разрабатываем «дорожные карты», которые потом и реализуем совместно с правительствами государств-членов ЕАЭС.


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 1109
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha