Центральное таможенное управление является активным участником эксперимента по концентрации электронного таможенного декларирования на таможенных постах – в Центрах электронного декларирования. О первых результатах эксперимента рассказывает первый заместитель начальника ЦТУ Константин Галныкин корреспонденту журнала «Таможня» (региональный выпуск № 2, 2017).
– Константин Александрович, в чем особенность новой методики?
К. А. Галныкин: Целью эксперимента является практическая отработка технологических решений, которые направлены на совершенствование процесса таможенного контроля, оптимизацию деятельности ЦЭД и разделение таможенных операций. Подразделения ЦТУ включены в него с июля 2015 года. А «первопроходцем» стала Ярославская таможня.
Таможенное декларирование сконцентрировали на Ярославском таможенном посту (в Центре электронного декларирования) с одновременным ограничением принятия деклараций на товары Ярославским, Костромским, Рыбинским, Шарьинским и Ново-Ярославским таможенными постами фактического контроля. В том же году к эксперименту подключились Тверская и Владимирская таможни.
По условиям эксперимента практически весь декларационный массив таможни сконцентрирован в ЦЭДе, за исключением отдельных категорий товаров. ЦЭД разделяет документальный контроль деклараций на товары и фактический таможенный контроль товаров. ЦЭДы и приграничные таможенные органы, в регионе деятельности которых размещены товары, обмениваются электронными документами между собой и сообщениями – между информационными системами ЦЭДа, декларанта и приграничного таможенного поста.
Сегодня ЦЭДы являются неотъемлемым элементом системы таможенных органов России. В них наиболее активно применяются таможенные технологии, основанные на электронном предоставлении сведений через Интернет. Это специализированные таможенные посты, компетенция которых ограничена совершением таможенных операций по декларированию товаров исключительно в электронной форме. Развитие ЦЭДов – приоритетная задача и главный вектор движения на пути совершенствования таможенного администрирования.
Концентрация декларирования в ЦЭДах позволит преодолеть зависимость от владельцев складов временного хранения и разорвать связь: должностное лицо таможенных органов – участник ВЭД, уменьшив тем самым коррупционные риски.
– Сколько таможен ЦТУ сегодня принимают участие в эксперименте?
К. А. Галныкин: В регионе ответственности ЦТУ в эксперимент включены пять из девяти ЦЭДов. Это центры электронного декларирования, подчиненные Владимирской, Тульской, Тверской, Смоленской и Ярославской таможням.
С 25 мая 2016 года с учетом переподчинения Тульской таможне постов, расположенных в Рязанской области, Тульская таможня была включена в эксперимент в части указанных постов.
А во Владимирской таможне начата концентрация декларирования на Владимирском таможенном посту (ЦЭД) с ограничением принятия деклараций на товары постами, расположенными во Владимирской и Ивановской областях.
После создания ЦЭД в Смоленской таможне с мая прошлого года она также была включена в эксперимент с концентрацией декларирования на Смоленском таможенном посту (ЦЭД) с одновременным ограничением принятия деклараций на товары Верхнеднепровским, Вяземским, Ярцевским, Заднепровским, Краснинским, Рославльским, Стабнинским таможенными постами и ОТОиТК 2 и № 3 Ярцевского, а также ОТОиТК №3 Краснинского таможенных постов.
– Как вы оцениваете результаты этой двухлетней работы?
К. А. Галныкин: Сейчас в рамках эксперимента ЦЭДами выпускается четверть декларационного массива ЦТУ. Для сравнения: в 2015 году, в начале проведения эксперимента, эта доля составляла всего два процента.Доля деклараций, выпускаемых ЦЭД в таможнях, включенных в эксперимент, колеблется от 84 до 96 процентов, что обусловлено наличием компетенции на совершение таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров у постов фактического контроля.
Таможенными постами фактического контроля выпуск товаров осуществлялся в исключительных случаях, в соответствии с установленной компетенцией: лесоматериалов, вывозимых с территории Российской Федерации и помещаемых под таможенную процедуру экспорта, товаров, декларирование которых осуществляется в письменной форме согласно постановлению Правительства России, товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, а также товаров, ввозимым в качестве компонентов промышленного оборудования по решениям ФТС России о классификации в соответствии с законом №311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Это также относится к товарам, ввозимым уполномоченными экономическими операторами, соглашение с которыми не предусматривало декларирование в ЦЭД. В 2016 году было выпущено 35667, а уже в первом квартале этого года – 7527 таких деклараций. Это составляет 14 и 9 процентов соответственно от общего декларационного массива, оформляемых таможенными постами, которые
включены в эксперимент.
– С какими трудностями пришлось столкнуться участникам эксперимента?
К. А. Галныкин: Основной круг проблем, которые необходимо решать, был назван на недавнем заседании коллегий Центрального и Северо-Западного таможенных управлений. Их условно разделили на три категории: правовые, технические (программные) и кадровые.
К первой категории можно отнести вопросы, связанные с компетенцией и полномочиями ЦЭД при совершении таможенных операций. С учетом практического опыта эксперимента назрел вопрос актуализации нормативных документов, которые регламентируют взаимодействие постов при удаленном выпуске товаров. Нормативно не закреплен порядок действий ЦЭД и постов фактического контроля при проведении экспертиз в рамках удаленного выпуска, в том числе с применением программных средств.
Неоднократно обсуждаемая проблема – отсутствие у ЦЭД компетенции на совершение таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров (например 02, 44 группа ТН ВЭД ЕАЭС), в отношении товаров, перемещаемых УЭО (только таможенные посты, указанные в соответствующем Свидетельстве).
Во вторую категорию можно отнести вопросы, связанные с возникновением нештатных ситуаций, работой каналов связи и программных средств. Совершенствование возможностей программного средства и приведение его в соответствие с технологией удаленного выпуска способствует успешной реализации эксперимента и снижает нагрузку на должностных лиц ЦЭД.
– Этим проблемы не ограничиваются?
К. А. Галныкин: Возникают и другие вопросы. Например, связанные с командированием должностных лиц внешних таможенных постов, проведением организационно-штатных мероприятий, сохранением кадрового потенциала... Необходимо приложить усилия для исключения одновременного массового оттока профессионально подготовленных специалистов.
С учетом результатов проведения эксперимента, для оптимизации структуры и штатной численности по согласованию с ФТС России была перераспределена штатная численность таможенных постов Ярославской таможни на Ярославский ЦЭД. Во Владимирской таможне выработан поэтапный план оптимизации структуры и штатной численности ЦЭД. В Тверской таможне увеличена штатная численность ЦЭД за счет должностей, дополнительно выделенных ЦТУ. Работа по перераспределению штатной численности ведется и в Смолен-
ской таможне.
Опыт работы Ярославской, Владимирской, Тверской, Тульской и Смоленской таможен подтвердил, что обсуждаемая технология работоспособна, возникающие вопросы решаемы и целесообразен переход от эксперимента к внедрению для постоянной работы.
Также следует отметить, что, согласно проекту комплексной программы развития ФТС России до 2020 года, следующим шагом в работе должно стать создание Электронной таможни с возможностью взаимодействия в процессе проведения таможенных операций с любой точкой
России. Предполагается, в частности, что доля электронных деклараций, регистрируемых в ЦЭД, вырастет к 2020 году до 95 процентов.
Сейчас ЦТУ ведет в этом направлении активную работу.
Мы направили соответствующие предложения в ФТС России для создания в структуре ЦТУ Электронной таможни.
Планируется, что в ее структуру будут входить два таможенных поста – Центра электронного декларирования.