Как уже не раз отмечалось руководством ФТС России, основными принципами работы таможенной службы Российской Федерации являются простота и удобство для бизнеса, эффективность и безопасность для государства.
Создание максимально благоприятных условий для предпринимательской деятельности, устранение избыточных административных барьеров, а также повышение скорости совершения таможенных операций без потери эффективности таможенного контроля являются одними из ключевых факторов повышения конкурентоспособности национальной экономики и позиции Российской Федерации в рейтинге «Doing Business» в 2017 году.
В этой связи деятельность Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля была сосредоточена на совершенствовании таможенного администрирования, автоматизации процессов, связанных с совершением таможенных операций, расширении возможности участников внешнеэкономической деятельности получения информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов в электронном виде.
Новым Таможенным кодексом Евразийского экономического союза предусмотрено право участникам внешнеэкономической деятельности не представлять таможенным органам при совершении таможенных операций документы или сведения, если сведения о таких документах или сведения из них могут быть получены таможенными органами из информационных систем таможенных органов, а также из информационных систем государственных органов в рамках информационного взаимодействия (статья 80 ТК ЕАЭС).
Для реализации данной нормы Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля совместно с заинтересованными структурными подразделениями ФТС России проведен комплекс мероприятий по представлению в таможенные органы сведений из разрешительных документов в электронном виде.
Отказаться от представления таможенным органам разрешительных документов, необходимых для совершения таможенных операций, стало возможным благодаря переходу федеральных органов власти на использование системы межведомственного электронного взаимодействия.
В части соблюдения запретов и ограничений обеспечен информационный обмен с более 18-ю федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, позволяющий участникам внешнеэкономической деятельности не представлять таможенным органам разрешительные документы, имеющиеся в информационных ресурсах данных ведомств.
Сведения из указанных документов таможенные органы в большинстве случаев получают в электронном виде в соответствующем органе исполнительной власти в срок менее 1 минуты.
Ежедневно таможенные органы в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия формируют около 30 тысяч запросов о более чем 36 разрешительных документах.
В перспективе система межведомственного электронного взаимодействия должна стать основой для реализации технологической платформы национального сегмента «единого окна», который будет способствовать совершенствованию государственных процедур и бизнес-процессов, связанных с внешнеэкономической деятельностью.
В целях реализации указанного межведомственного информационного взаимодействия проведен комплекс организационно–технических мероприятий:
- разработан и согласован с федеральными органами исполнительной власти Справочник масок номеров документов, используемых при заявлении сведений в декларации на товары, а также реализован форматно-логический контроль соответствия номера разрешительного документа, заявленного в декларации на товары, коду вида документа и структуре маски, содержащейся в Справочнике, который размещен на сайте ФТС России в разделе «Открытые данные» и актуализируется на постоянной основе;
- разработаны алгоритмы сверки сведений, заявленных в декларации на товары, со сведениями, содержащимися в информационных ресурсах таможенных органов.
Должностными лицами таможенных органов ежедневно проводится мониторинг всех случаев запросов разрешительных документов у участников внешнеэкономической деятельности для исключения необоснованных запросов.
Результаты мониторинга публикуются на официальных сайтах РТУ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте ФТС России, а также анализируются с участием других федеральных органов исполнительной власти.
Так мониторинг и анализ работоспособности сервисов межведомственного информационного обмена федеральных органов исполнительной власти и программных средств ФТС России в 2017 году показал наличие систематических ошибок, допускаемых участниками внешнеэкономической деятельности при заполнении сведений о разрешительных документах в графе 44 декларации на товары, на которых я хотел бы остановиться более подробно:
1. Неправильное указание участниками внешнеэкономической деятельности структуры маски номера разрешительных документов.
Обращаю внимание, что несоблюдение требований к структуре маски номера разрешительного документа относится к уровню недопустимой ошибки, которая может привести к риску несоответствия сопоставляемых сведений и, как следствие, информированию декларанта о невозможности регистрации декларации на товары.
2. Некорректное указание участником ВЭД кодов видов документов, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378.
Следует отметить, что некорректное указание кодов видов документов является нарушением права Евразийского экономического союза, влечет к невозможности осуществления запросов документа в соответствии со структурой маски номера документа, приводит к снижению работоспособности системы межведомственного электронного взаимодействия, увеличивает количество времени, затрачиваемого на совершение таможенных операций в части проверки документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, а также увеличивает количество обоснованных запросов дополнительных документов со стороны таможенных органов (Наиболее часто встречается ошибка указание кода вида документа – 09023 «иные графические материалы», свидетельствующая о том, что разрешительный документ представлен в виде графических материалов, соответственно у таможенных органов отсутствует возможность получения информации о данном разрешительном документе посредством системы межведомственного электронного взаимодействия).
3. Указание в графе 44 декларации на товары двух видов документов (например, лицензии на импорт (экспорт) товаров, а также разрешительного документа, являющегося основанием для ее получения).
Подобное заполнение декларации на товары не соответствует праву Евразийского экономического союза, так как согласно положения о перемещении товаров основанием для ввоза отдельной категории товаров является лицензия, а не согласование на ее получение. Данный вид разрешений федеральными органами исполнительной власти в информационный ресурс таможенных органов не передается.
В целях расширения возможности участников внешнеэкономической деятельности по автоматическому получению на безвозмездной основе информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля проводится работа по информационному взаимодействию в электронном виде с участниками ВЭД посредством развития электронного сервиса «Личный кабинет участника ВЭД».
В части соблюдения запретов и ограничений в информационном сервисе «Разрешительные документы» российские экспортеры и импортеры в режиме он-лайн могут видеть разрешительные документы, выданные им федеральными органами исполнительной власти.
Это позволяет участнику ВЭД до подачи декларации на товары проверить наличие разрешительного документа и сведения из него в информационных ресурсах таможенных органов и в дальнейшем не представлять эти документы таможенному органу, а также исключить ошибки при заполнении сведений о разрешительных документах в декларации на товары.
В рамках реализации Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ведется работа по дальнейшему совершенствованию электронного сервиса «Личный кабинет участника ВЭД», предусматривающего следующие возможности.
С помощью указанного сервиса участники ВЭД смогут проверить статус разрешительного документа для целей совершения таможенных операций:
- «зеленый цвет» - действительный, свидетельствующий о том, что сведения о разрешительном документе ранее были использованы при совершении таможенных операций;
- «красный цвет» - недействительный;
- «желтый цвет», свидетельствующий о том, что сведения из разрешительного документа в процессе совершения таможенных операций были получены таможенными органами из информационных систем федеральных органов исполнительной власти, выдавших данный документ, но он ранее не использовался при совершении таможенных операций.
Кроме того, для удобства участников ВЭД в сервисе «Разрешительные документы» планируется предусмотреть гиперссылку, которая позволит декларанту разместить разрешительные документы в электронный архив декларанта до подачи декларации на товары, отсутствующие в информационной системе таможенных органов и не полученные должностными лицами таможенных органов от федеральных органов исполнительной власти.
Следующим из немаловажных направлений деятельности Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля является осуществление контроля за соблюдением требований валютного законодательства.
ФТС России совместно с Банком России обеспечивает информационный обмен по закрытому каналу связи о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары.
Благодаря этому схема вывода капитала, основанная на использовании подложных таможенных деклараций для перевода денежных средств за рубеж утратила актуальность.
В свою очередь Банк России обеспечивает передачу в ФТС России в электронном виде паспортов сделок и ведомостей банковского контроля, необходимых для осуществления функции органа валютного контроля.
В целях реализации указанного обмена Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля проведена значительная работа по совершенствованию автоматизированных технологий валютного контроля и их адаптации к изменениям в валютном законодательстве Российской Федерации в части упрощения процедур валютного контроля:
1. Разработана маска номера паспорта сделки, формируемого в соответствии с порядком, установленным Банком России;
2. Разработаны алгоритмы сверки сведений, заявленных в декларации на товары, со сведениями, содержащимися в паспорте сделки.
Кроме того разработана технология контроля за соблюдением правильности заявления в декларации на товары сведений, необходимых для целей валютного контроля, при декларировании товаров в электронной форме.
Как уже мной отмечалось, Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля на постоянной основе проводится мониторинг работоспособности информационно-программных средств, а также баз данных деклараций на товары для выявления ошибок.
В результате мониторинга Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля выявлены основные ошибки, допускаемые участниками внешнеэкономической деятельности при заявлении в декларации сведений, заявляемых для целей валютного контроля.
Недопустимыми и критическими ошибками при заявлении в декларации на товары сведений, необходимых для целей валютного контроля, являются:
1. Несоответствие кода валюты цены договора, заявленного в декларации на товары, коду валюты цены договора, указанному в паспорте сделки;
Данные несоответствия являются нарушением права ЕАЭС и не позволяют уполномоченным банкам осуществлять автоматическую загрузку декларации на товары в ведомости банковского контроля, что в свою очередь приводит к дополнительным запросам в ФТС России о представлении информации по декларациям на товары.
2. Неправомерное заявление кода особенности сделки «06», характеризующего сделку, на которую не распространяется требование об оформлении паспорта сделки, исходя из суммы договора. При этом в декларации на товары указаны сведения о стоимости товаров свыше 50 тыс. долларов США (графа 22 «Валюта и общая стоимость по счету ДТ), что свидетельствует о необходимости оформления паспорта сделки.
Данное несоответствие является нарушением права Евразийского экономического союза, свидетельствует о невыполнении участником внешнеэкономической деятельности требования об оформлении паспорта сделки и влечет риск отказа банка в переводе денежных средств контрагенту и как следствие предъявления контрагентом претензий за невыполнение обязательств по контракту вплоть до применения штрафов в рамках договорных споров.
Следует отметить, что для исключения указанных ошибок для участников ВЭД подготовлены соответствующие разъяснения по заполнению декларации на товары для целей валютного контроля, которые размещены на сайте ФТС России.
Также в 2017 году в целях минимизации указанных ошибок ФТС России осуществлена модернизация программных средств, позволяющая до выпуска товаров осуществлять сверку сведений, содержащихся в декларации на товары и паспорте сделки.
Вместе с тем указанная доработка не позволила полностью исключить ошибки, допускаемые участниками внешнеэкономической деятельности.
В этой связи Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля совместно со структурными подразделениями ФТС России подготовлен новый алгоритм сверки сведений, заявленных в декларации на товары, со сведениями из паспорта сделки до подачи декларации на товары.
При выявлении соответствующих расхождений декларация на товары будет возвращена участнику внешнеэкономической деятельности на доработку.
Так же хотелось бы обратить внимание участников внешнеэкономической деятельности в целях сокращения допускаемых ошибок и как следствие временных и финансовых издержек создан и функционирует информационный сервис «Валютный контроль».
Обеспечена возможность получения:
1. Сведений обо всех оформленных уполномоченными банками паспортах сделок по внешнеторговым договорам в электронном виде в режиме времени, близком к реальному.
Это позволяет участникам внешнеэкономической деятельности до подачи декларации на товары проверить наличие паспорта сделки в информационных ресурсах таможенных органов и заявлять сведения о нем в декларации на товары и соответственно сократить сроки совершения таможенных операций;
2. Сведений о зарегистрированных таможенными органами деклараций на товары, переданных Банку России и уполномоченным банкам.
Это позволило исключить необходимость письменного обращения заинтересованных участников ВЭД в ФТС России для получения данных сведений.
В целях дальнейшего совершенствования сервиса «Валютный контроль» планируется реализовать предоставление сведений участникам ВЭД о паспортах сделок, которые были закрыты или переведены в другой уполномоченный банк.
Получение данной информации участником ВЭД позволит минимизировать риски возникновения правонарушений.
При организации работы по направлению валютного контроля учитываются и новые подходы в области валютного регулирования, в частности изменения нормативных актов Банка России, предусматривающих отмену требований об оформлении паспорта сделки и его замены на процедуру присвоения контрактам уникальных учетных номеров.
Еще на одном из направлений деятельности Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля на котором я хотел бы остановится это соблюдение мер технического регулирования.
Товары, ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза и непосредственно в Российскую Федерацию, должны соответствовать требованиям безопасности, в том числе мерам технического регулирования, установленным правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, в целях недопущения возникновения рисков, связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.
Вместе с тем анализ правоприменительной практики таможенных органов свидетельствует о значительном количестве ввоза в Российскую Федерацию товаров с документами о соответствии обязательным требованиям, содержащих недостоверные сведения.
Наиболее распространенным примером нарушений является недостоверное указание сведений в сертификатах соответствия и декларациях о соответствии информации о документах, на основании которых получены такие документы (протоколы испытаний). Это связано с тем, что участниками внешнеэкономической деятельности не соблюдается порядок ввоза проб и образцов товаров, ввозимых в Российскую Федерацию для проведения исследований и испытаний в целях получения документов о соответствии либо их ввоз не осуществляется в принципе.
В соответствии с правом Евразийского экономического союза все товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, подлежат таможенному декларированию. При помещении продукции под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, ввозимой в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний, представление таможенным органам документов, удостоверяющих их соответствие обязательным требованиям, то есть сертификатов соответствия и деклараций о соответствии не требуется.
Вместе с тем, в таможенный орган должны быть представлены копия договора или письма с аккредитованным органом по сертификации (испытательной лабораторией либо центром), в которых указано количество товара необходимое для проведения исследований и испытаний (подпункт «а» пункта 4 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования, утвержденного Решением Коллегии ЕЭК от 25.12.2012 № 294).
Таким образом, декларант при ввозе проб и образцов продукции должен представить таможенному органу декларацию на товары с одновременным представлением вышеназванных документов и указать в графе 37 декларации на товары код особенностей перемещения таких товаров в соответствии с классификатором особенностей перемещения товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 (код «061»).
В настоящее время ФТС России и Росаккредитация ведут работу по автоматизации процессов сверки информации, в части касающейся установления фактов ввоза участниками ВЭД образцов продукции для целей сертификации и декларирования соответствия.
Результаты такой сверки информации будут использоваться для проведения следующих мероприятий:
- со стороны ФТС России для пресечения попыток совершения нарушений при ввозе товаров в Российскую Федерацию недобросовестными участниками ВЭД;
- со стороны Росаккредитации для проведения проверочных мероприятий в отношении аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий либо центров;
- со стороны уполномоченных органов по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов ЕАЭС (Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росстандарт и др.) для проведения проверочных мероприятий в отношении продукции, находящейся в обращении на территории Российской Федерации.
В заключение своего доклада хотелось бы отметить, что работа, проводимая Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля направлена на то, чтобы сделать контроль более предсказуемым и менее обременительным для бизнеса, но вместе с тем не снизить уровень эффективности и безопасности.
В свою очередь, мы ждем от бизнес-сообщества обратной связи в отношении соблюдения права ЕАЭС, ведь только совместными усилиями мы сможем добиться создания благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности.