Как известно, развитие электронного декларирования товаров с внедрением таможенных технологий на основе электронного документооборота, является одной из основных задач, поставленных перед таможенными органами Российской Федерации. Основным направлением такого развития является, в том числе, совершенствование технологий автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска, определенных «дорожной картой» («Совершенствование таможенного администрирования», утвержденной распоряжением Правительства России от 29.06.2012 № 1125-р).
Результатом реализации этой программы должна стать существенная поддержка развития бизнеса посредством переноса бизнес-процессов в электронный формат, и как следствие - минимизация издержек бизнеса.
В течение последних лет ФТС России проведен комплекс мероприятий, направленных на совершенствование таможенного администрирования, среди которых:
- введение таможенного декларирования товаров в электронной форме;
- и внедрение технологии автоматической регистрации декларации, и автоматического выпуска товаров.
Внедрение электронного таможенного декларирования проводится Федеральной таможенной службой последовательно. Для этого, в том числе, организованы мероприятия по обеспечению межведомственного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти:
- были заключены Соглашения об информационном взаимодействии с отдельными федеральными органами исполнительной власти,
- и разработаны технологические карты межведомственного взаимодействия.
Внедрение технологии межведомственного взаимодействия с иными федеральными органами позволяет таможенным органам в режиме реального времени получать актуальную информацию, необходимую и достаточную для принятия решений при проведении таможенного контроля.
В целях реализации технологий автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска товаров, подлежащих запретам и ограничениям, ФТС России проведена существенная работа:
Во-первых, сокращён перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров в электронной форме. Было издано 15 приказов ФТС России, исключающие требование о представлении при таможенном декларировании целого ряда разрешительных документов (лицензий, сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, идентификационных заключений о непринадлежности товаров к объектам экспортного контроля, и иных заключений и разрешений) при условии наличия сведений о них в информационных системах ФОИВ или информационных ресурсах таможенных органов. При этом сохранено требование об указании номеров документов в декларации в графе 44.
И, во-вторых, обеспечена возможность автоматической сверки заявленных в электронной форме сведений о разрешительных документах с информацией, полученной из других источников.
Для этого:
- разработан Справочник масок номеров документов, который используется при заявлении сведений в 44 графе декларации на товары, а также реализован форматно-логический контроль соответствия номера разрешительного документа, заявленного в 44 графе, коду вида документа и структуре маски, содержащейся в Справочнике масок.
- в рамках системы межведомственного взаимодействия обеспечено получение сведений о документах из баз данных федеральных органов исполнительной власти.
- при этом запросы по разрешительным документам, сведения о которых заявлены в декларации на товары, к ресурсам ФОИВ направляются автоматически.
В целях обеспечения эффективности таможенного контроля в условиях расширения применения технологии автоматического выпуска товаров должна быть обеспечена возможность автоматической сверки необходимых сведений о разрешительных документах, заявленных в декларации, со сведениями, которые содержатся в информационных ресурсах таможенных органов.
Таможенными органами региона информационный обмен по разрешительным документам осуществляется в рамках действующих технологических карт межведомственного взаимодействия.
Сведения о разрешительных документах подлежат заявлению в декларации на товары в установленном порядке. Проверка документов осуществляется таможенными органами непосредственно из базы федеральных органов исполнительной власти путем направления запросов в систему межведомственного электронного взаимодействия по номеру разрешительного документа, который указан в декларации на товары.
В случае указания участниками внешнеэкономической деятельности в декларации некорректных номеров разрешительных документов становится невозможным осуществление проверки соблюдения ограничений в отношении перемещаемых товаров с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия в автоматическом режиме. А это, в свою очередь, влечет за собой дополнительные временные издержки, связанные с проведением дополнительной проверки (так как разрешительные документы запрашиваются дополнительно), а в отдельных случаях принимается решение об отказе в выпуске товаров (так как такие документы обладают признаками недействительных).
В целом за 2016 год таможенными органами ДВ региона было направлено более 750 тысяч запросов по разрешительным документам, представленных в целях соблюдения запретов и ограничений, а за 1 полугодие 2017 года их количество таких запросов достигло 300 тысяч.
Система межведомственного электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти позволяет таможенным органам при совершении таможенных операций получать информацию о разрешительных документах, выданных уполномоченными органами, в течение короткого времени – от 1 до 5 минут. В случае если ответ в отношении разрешительного документа из Системы не получен, должностные лица таможенных органов проводят дополнительную проверку заявленных сведений. В настоящее время на практике это составляет менее 1% от общего количества направленных запросов.
В то же время необходимо отметить, что имеются некоторые проблемы информационного взаимодействия с определенными федеральными органами (например, относительно взаимодействия с Росприроднадзором – не по всем разрешениям СИТЕС поступают сведения из СМЭВ, по взаимодействию с Росстандартом – в большинстве случаев документы о соответствии поступают без приложений к ним, в которых указаны расширенный перечень товаров, моделей, артикулов, или заводов-изготовителей). В таких случаях таможенные органы вынуждены проводить дополнительную проверку заявленных сведений в целях обеспечения соблюдения запретов и ограничений. К сожалению, данные проблемы могут быть решены исключительно на федеральном уровне в рамках межведомственного взаимодействия с иными органами исполнительной власти. Информация об указанных проблемах неоднократно направлялась ДВТУ в ФТС России для совместного рассмотрения с иными государственными органами на федеральном уровне.
Управлением проводится постоянный анализ практики обмена информацией о разрешительных документах в рамках Системы межведомственного взаимодействия.
Так, если в 2015 году данные о разрешительных документах получены в 84% случаев от общего количества направленных запросов таможенными органами региона, то доля положительных ответов в 1 полугодии 2017 года возросла до 99%).
Достигнутые результаты свидетельствуют о положительной динамике и достаточно успешном функционировании системы межведомственного электронного взаимодействия.
Федеральной таможенной службой проведена большая работа по внедрению Системы межведомственного взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на выдачу разрешительных документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений.
В настоящее время данная система достаточно успешно функционирует. И позволяет участникам внешнеэкономической деятельности минимизировать время совершения таможенных операций в отношении товаров, подлежащих внешнеторговым ограничениям, а таможенным органам – повысить результативность таможенного контроля в отношении таких товаров.
Функционирование системы межведомственного электронного взаимодействия (презентация PDF)