Стенограмма выступления В. П. Шавшиной на XIV Ежегодной конференции АЕБ «Таможня и Бизнес – 10 шагов навстречу».
Своей задачей на сегодня я вижу краткое освещение принятых новелл тех перспектив, которые мы видим с точки зрения имеющейся у нас версии проекта закона «О таможенном регулировании». Сразу скажу, что больших революций здесь не происходит. То, что было анонсировано с точки зрения кодификации тех международных соглашений, которые у нас работали, это все состоялось с принятием Таможенного кодекса ЕАЭС. Рассмотрим, какие статьи регламентируют вопросы определения таможенной стоимости и на уровне ТК ЕАЭС:
- статьи 39 – 45 касательно методов определения таможенной стоимости (методы не меняются);
- статьи 313, 324, 325, 326 касательно таможенного контроля таможенной стоимости, запроса и проверки документов;
- статьи 112, 113, 121, 125 касательно внесения изменений/дополнений в таможенную декларацию, выпуск под обеспечение, отказ в выпуске товаров.
При этом ЕЭК отведены определенные полномочия по вопросам таможенной стоимости: согласно ТК ЕАЭС за таможенным органом сохраняется право убеждаться в достоверности или точности заявления, документа или декларации, подтверждающего таможенную стоимость.
Полномочия Евразийской экономической комиссии по ТК ЕАЭС:
- ЕЭК принимает акты по единообразному применению главы 5 «Таможенная стоимость товаров» ТК ЕАЭС при применении методов (учитывая международные номы и документы);
- определяет особенности определения таможенной стоимости товаров при завершении таможенных процедур (например, переработка);
- принимает формы, структуры и форматы ДТС;
- устанавливает особенности контроля таможенной стоимости.
С точки зрения формализации полномочий комиссии приняты Решения ЕЭК от 16.01.2018 № 4 «О структуре и формате декларации таможенной стоимости». Это Решение вступило в силу с 18.02.2018. Ряд проектов находится в разработке. По большому счету они уже разработаны и находятся в финальной стадии.
Проекты:
- Решение Коллегии ЕЭК «Положение об особенностях контроля таможенной стоимости»;
- Решение Коллегии ЕЭК «О случаях заполнения декларации таможенной стоимости, утверждения форм декларации таможенной стоимости и порядка заполнения декларации таможенной стоимости».
С учетом временного отсутствия нового национального регулирования, наверное, для РФ это не новая практика. Создавая в 2010 году Таможенный союз, мы тоже определенное время жили только с кодексом. Поэтому я суммировала каким образом формально и юридически мы будем применять те или иные нормы, в том числе и с разъяснением Минфина, которое вышло в конце года.
Применение норм, регулирующих вопросы таможенной стоимости
ТК ЕАЭС (глава 5, ст. 313, 324, 325, 326) | Вступил в силу 1 января 2018 года |
Новый ФЗ «О таможенном регулировании» | Не принят |
Действующий ФЗ «О таможенном регулировании» № 311-ФЗ от 27.11.2010 | Применяется в части, не противоречащей ТК ЕАЭС (письмо Минфина от 28.12.2017 № 03-09-20/88036) |
Соглашение ТС «Об определении таможенной стоимости товаров» от 25.01.2008 | Документ утратил силу с 1 января 2018 года |
Решения ЕЭК | Решения Комиссии, регулирующие таможенные правоотношения, действующие на дату вступления настоящего Кодекса в силу, сохраняют свою юридическую силу и применяются в части, не противоречащей настоящему Кодексу (статья 444 ТК ЕАЭС) |
Что же мы относим на национальный уровень? Основной блок вопросов и задач, которые мы ставили себе, разрабатывая Таможенный ЕАЭС – это все-таки максимальное количество правоотношений урегулировать на наднациональном уровне. Там, где надо учитывать национальные особенности, вопросы таможенной стоимости будут регулироваться на национальном уровне.
Речь идет о статье 23 проекта ФЗ «О таможенном регулировании»:
- порядок определения/контроля таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории ЕАЭС;
- порядок проведения консультаций с таможенными органами по вопросу определения таможенной стоимости;
- порядок отложенного решения и особенности для ввозимых товаров (в некоторых случаях – по решению Комиссии ЕЭК) + аналогичный порядок для вывозимых товаров;
- особенности контроля таможенной стоимости при предварительном и периодическом таможенном декларировании
- порядок принятия предварительного решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров (новый инструмент).
Здесь это тоже не абсолютно новое регулирование. Большинство здесь присутствующих ни один десяток лет реализуют себя в деле таможенного дела. Мы проходили администрирование таможенной стоимости с принятием тех или иных предварительных решений еще до создания Таможенного союза. Позже мы ушли от этих практик. Сейчас на новом витке мы получили возможность определять на национальном уровне порядок принятия предварительного решения. Исходя из последней редакции проекта ФЗ «О таможенном регулировании» полномочия на принятие таких решений отнесены на уровень ФТС России. Заявителем на получение соответствующего решения может выступать только то лицо, которое вправе выступать декларантом в отношении тех или иных товаров. Срок принятия решений составляет 30 календарных дней. Сам порядок принятия такого решения должен быть установлен на уровне Министерском финансов.
ТК ЕАЭС заложил возможность установить на национальном уровне возможность принятия предварительного решения. Пунктом 19 статьи 38 Таможенного кодекса ЕАЭС установлен, что предварительные решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров могут приниматься в случае, если это установлено законодательством государств - членов о таможенном регулировании.
По вопросам консультирования тоже инструмент не новый. Кому-то удавалось получить консультацию (скорее всего это было в формате рабочих контактов). Сейчас мы получили это как формализованный инструмент. Это четко закреплено в Таможенном кодексе. Речь идет о том, что тогда, когда первый метод не применим, могут быть проведены консультации между таможенным органом и декларантом. Порядок проведения таких консультаций мы ожидаем скоро от Министерства финансов.
По вопросам контроля таможенной стоимости с точки зрения процедурных аспектов произошли наиболее значительные изменения. Было стремление объединить все контрольные полномочия с точки зрения осуществления тех или иных контрольных операций, действий в общей одной главе, которая касается в целом проведения контроля. Ряд статей и Решений ЕЭК будут регламентировать вопросы и осуществление порядка проведения контроля таможенной стоимости. Из особенностей можно выделить:
1. статью 313 нового Кодекса (311-ФЗ – не применяется). В ней говорится: «Таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам таможенной стоимости товаров. При проведении указанных консультаций таможенный орган не вправе осуществлять проверку документов и принимать предварительные решения по таможенной стоимости».
2. пункт 15 статьи 38 ТК ЕАЭС :
- если первый метод не применим, то могут быть проведены консультации между таможенным органом и декларантом в целях обоснованного выбора стоимостной основы для определения ТС;
- консультации проводятся в соответствии с национальным законодательством.
3. статья 24 проекта ФЗ «О таможенном регулировании»: порядок проведения консультаций устанавливается Минфином России.
По большому счету детальные особенности будут определяться на уровне ЕЭК.
Контроль таможенной стоимости
Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №376 |
ТК ЕАЭС / Решения ЕЭК |
---|---|
Порядок контроля таможенной стоимости до выпуска и после выпуска | Статья 313 «Особенности проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров» |
Форма КТС | Статья 325 «Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая до выпуска товаров» |
Форма Решения о проведении дополнительной проверки | Статья 326 «Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая после выпуска товаров, и в иных случаях» |
Перечень дополнительно запрашиваемых документов | Статья 340 «Запрос, требование и получение таможенными органами документов и (или) сведений, необходимых для таможенного контроля» |
Расчет суммы обеспечения | Решение Коллегии ЕЭК «Положение об особенностях контроля таможенной стоимости товаров» |
Особенности контроля таможенной стоимости ввозимых товаров
Статья 313 ТК ЕАЭС:
- таможенный орган осуществляет проверку правильности определения и заявления таможенной стоимости (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости);
- таможенный орган вправе запросить декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены, а также об иных обстоятельствах;
- иные особенности контроля определяются ЕЭК. На текущий момент подготовлен проект Решения Коллегии ЕЭК «Положение об особенностях контроля таможенной стоимости товаров».
Источники таможенных органов для сверки данных, предоставляемых декларантами об обосновании правильности таможенной стоимости:
- информация о сделках с идентичными и однородными товарами того же класса или вида;
- информация о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, информация из ценовых каталогов;
- информация, полученная от государственных представительств (торговых представительств) государств - членов ЕАЭС в третьих странах;
- информация от государственных органов государств - членов ЕАЭС;
- информация от предприятий, профессиональных объединений (ассоциаций), в том числе поставщиков, производителей декларируемых, идентичных, однородных товаров, транспортных и страховых компаний.
Информация может быть получена любым не запрещенным способом (в том числе через Интернет).
Признаки недостоверного определения таможенной стоимости:
- Несоответствие сведений, которые декларант заявил в рамках декларирования таможенной стоимости и тех документов, которые он предоставляет в обосновании.
- Более низкие цены по сравнению:
- с ценой идентичных/однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза;
- с информацией на биржах, аукционах, ценовых каталогов;
- с ценой компонентов, в том числе сырьевых, из которых состоят товары. - Наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с более низкими ценами по сравнению с ценами идентичных/однородных товаров при продажах между независимыми продавцом и покупателем.
- Наличие основания полагать, что не соблюдена структура таможенной определения стоимости, не все компоненты в нее включены (например, транспортные расходы, страховые, лицензионные платеже).
Особенности контроля таможенной стоимости ввозимых товаров до выпуска
Признаки недостоверности не применяются (совокупность условий):
- декларируемые и ранее ввезенные товары идентичны;
- товары ввозятся в рамках внешнеторгового договора, в соответствии с которым ранее ввозились идентичные им товары;
- неизменность условий сделки (цена/условия поставки);
- выявленные признаки те же самые, что и при проведении контроля ранее ввезенных идентичных товаров;
- в отношении ранее ввезенных идентичных товаров стоимость определена по первому методу и изменений в ДТ не вносились;
- ДТ подана в тот же таможенный орган, что и на ранее ввезенные идентичные товары;
- в ДТ сделана ссылка на номер ДТ, в которой были задекларированы ранее ввезенные идентичные товары;
- срок с даты выпуска ранее ввезенных идентичных товаров определяется с применением СУР, но не более 180 дней.
Здесь мы четко видим формализованные признаки недостоверности, которые не применяются.
Надо сказать, каких практик с точки зрения нашего опыта стоит избегать. Когда компания, не будучи готова по тем или иным причинам доказывать правильность определения таможенной стоимости, самостоятельно переходит на шестой метод определения таможенной стоимости, то для кого-то это определенная экономия ресурсов, так как на работу по администрированию стоимости и доказыванию правильности (и все, что надо предоставить с точки зрения обоснования раскрытия коммерческих отношений между третьими лицами) компании не всегда готовы тратить время. В ряде случаев, когда большое количество поставок, то рынку понятна общая тенденция реализации ВЭД на уровне мировых корпораций, когда производители и поставщики и импортеры являются взаимосвязанными лицами. Администрируется это, как правило, в рамках головных офисов. Здесь я понимаю и локальных сотрудников, отвечающих за отношения с таможенными органами, так как донести эту необходимость до иностранных руководителей, до головных офисов является трудоемким процессом. Но на другую чашу весов мы кладем тот риск, который в этой ситуации становится оправданным, так как, если компания сама методологически выбирает шестой метод, то она говорить о том, что ее связь влияет на определение таможенной стоимости.
Перечень запрашиваемых документов
- Перечень определяется с учетом выявленных признаков недостоверного определения таможенной стоимости.
- Запрос должен содержать перечень признаков, перечень дополнительно запрашиваемых документов/сведений и сроки их предоставления.
- Таможенный орган может запросить письменные пояснения.
- Возможны два варианта объяснения причин невозможности предоставить запрошенный документ:
- документ не существует или не применяется в рамках рассматриваемой сделки;
- лицом, располагающим документами/сведениями, отказано декларанту в их предоставлении.
5. Запрошенные документы должны быть предоставлены одним комплектом (одновременно) по каждому запросу.
6. Декларант вправе одновременно с запрошенными документами предоставить и иные документы/сведения.
Перечень запрашиваемых документ может быть гораздо больше. Мы всегда остаемся в неведении о том, что еще может запросить таможенный орган. Здесь надо исходить из устоявшихся практик, понимая ту или иную специфику конкретной сделки. С другой стороны, это дает возможность реализовать права декларанта предоставить тоже любые пояснения, любые документы в обоснование заявленной таможенной стоимости, так как таможенный инспектор/орган менее компетентен с точки зрения ваших коммерческих и бизнес отношений. Только Вы знаете какими документами можно подтвердить таможенную стоимость. Важно, что документы должны представлены одним комплектом по запросу таможенного органа. Раньше такого ограничения не было. Это приводило к негативным практикам, когда первую часть документов собрали и представили таможенным органам, и компания спокойно собирает оставшуюся часть документов. В это время инспектор, получив на месте, взял эти документы и завершил проверку. Такие факты на местах присутствовали. Я подчеркиваю важность предоставления объяснения причин невозможности дать таможне тот или иной запрошенный документ.
ТК ЕАЭС: сроки подачи ДТ и выпуска товаров
Сроки | Длительность | Особенности исчисления срока |
---|---|---|
Срок временного хранения товаров | 4 месяца | Со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов для помещения на хранение. |
Срок подачи таможенной декларации | До истечения срока временного хранения | Либо в иной срок, установленный ТК ЕАЭС |
Сроки выпуска товаров | В течение 4 часов | С момента регистрации ДТ |
Не позднее 1 рабочего дня | С момента регистрации ДТ. Данный срок применяется, если в течение четырех часов: - таможенным органом запрошены документы, заявленные в ДТ; - декларант обратился за внесением изменений в ДТ; - декларантом не выполнено требование об изменении (дополнении) сведений в ДТ. |
|
Продолжение срока выпуска | На необходимое время для завершения таможенного контроля, внесения обеспечения, изменения ДТ. | Выпуск товаров должен быть завершен не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации ДТ. |
По сути с подачи таможенной декларации есть два варианта реализации этого алгоритма.
Вариант первый. Без предоставления документов. В этом случае таможенный орган запрашивает документы и сведения, указанные в ДТ. Сроки предоставления:
- не позднее чем за 4 часа до выпуска;
- за 1 рабочий день до истечения срока, установленного при продлении срока выпуска.
Второй вариант. С предоставлением документов. Таможенный орган делает запрос дополнительных сведений (применимо также и к первому варианту) и расчет обеспечения. Сроки предоставления:
- первичный запрос: 60 календарных дней со дня регистрации ДТ (при первичном запросе);
- повторный запрос: 10 календарных дней со дня регистрации таможенным органом повторного запроса (при повторном запросе).
Обеспечение уплаты таможенных платежей при контроле таможенной стоимости:
- При запросе дополнительных документов таможенный орган информирует декларанта о возможности произвести выпуск под обеспечение и направляет расчет размера обеспечения.
- Для определения размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей может быть использована информация о стоимости товаров того же класса или вида, имеющаяся в распоряжении таможенного органа.
Риск: для определения размера обеспечения будет взята не стоимость идентичных/однородных, а товаров того же класса или вида (достаточно совпадение кода ТН ВЭД и стран происхождения).
При этом функциональная или коммерческая изменяемость в данном случае, возможно, учитываться не будут.
Важно: в случае, если внесено обеспечение (денежный залог), и в результате контроля таможенная стоимость будет скорректирована, пени начисляться не будут (проект ФЗ «О таможенном регулировании»).
Сроки проверки запрошенных документов:
- общий срок проверки документов после выпуска товаров – не позднее 30 календарных дней со дня предоставления запрошенных документов;
- если документы не представлены в срок, то проверка завершается со дня истечения такого срока;
- таможенный орган вправе направить вторичный запрос (например, в случае отсутствия пояснения причин не предоставления документа);
- срок проверки приостанавливается со дня регистрации запроса и возобновляется со дня получения дополнительных документов/сведений.
Принятие решений по результатам таможенного контроля
Если проверка была до выпуска, то с принятием таможенной стоимости происходит выпуск товара. Если таможенная стоимость не принята, то здесь произошли определенные изменения в названии документа. Мы уходим от привычной корректировки таможенной стоимости. Теперь мы будем получать требование об изменении таможенной декларации. Если оно не будет реализовано декларантом, то будет происходить отказ в выпуске товара (если не было внесено обеспечение).