16 апреля 2018 г. в Москве прошла конференция «Таможенное законодательство 2018: первые результаты практического применения». Мероприятие было организовано Общественным советом при ФТС России при поддержке Евразийской экономической комиссии и Федеральной таможенной службы. Оператор конференции – Автономная некоммерческая организация «Межрегиональный информационно-аналитический центр по проблемам безопасности цепей поставок» (МИАЦ).
С докладами выступили представители ЕЭК, ФТС России и бизнес-сообщества. Рассмотрим некоторые из них. Первая сессия конференции была посвящена аспектам практической реализации Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. С приветственным словом выступил Председатель Общественного совета при ФТС России Леонид Аркадьевич Лозбенко.
Мукай Асанович Кадыркулов, Член коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству ЕЭК в своем выступлении отметил, что в целом бизнес положительно оценивает нововведения ТК ЕАЭС. Он обратил внимание, что при разработке нового Кодекса стояли две основные задачи:
- Унификация законодательства пяти стран – участниц Союза.
- Таможенный кодекс должен быть максимально приближен к информационным технологиям.
В ближайшие год – два планируется разработать более 100 Решений ЕЭК, которые будут регулировать информационные технологии в таможенном деле. Он также подчеркнул, что старые таможенные кодексы были довольно жесткие, в новом документе поставили главный приоритет – содействие бизнесу. ТК ЕАЭС – это первый нормативный правовой акт такого масштаба, который разрабатывался при участии бизнес-сообщества пяти стран Союза. На текущий момент требуется реализация национальных законодательных актов и «докрутка» информационной системы. Мукай Асанович отметил, что на прошлой неделе проводилось совещание с представителями всех стран – участниц Союза, на котором было принято решение актуализировать рабочую группу по совершенствованию таможенного законодательства с представителями государственных служб и бизнеса.
Тему создания рабочей группы продолжил Директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Дмитрий Викторович Некрасов. Он подчеркнул, что на предыдущем этапе рабочая группа была нацелена на подготовку текста Кодекса. Но после нового года стало понятно, что в данной площадке сохраняется необходимость. «Мы помним о тех отложенных вещах, которые мы договорились не включать в Кодекс. Мы решили запустить Кодекс, а такие вопросы как, например, регулирование действенности экспресс-перевозчиков отложили. На текущий момент мы готовы возобновить работу в рамках рабочей группы. Кроме того у этой рабочей группы появятся 2 задачи:
- Формирование единообразной практики применения законодательства.
- Устранение разногласий по законодательству.
Временный ввоз, трактовка некоторых положений транзита, отдельные вопросы по физическим лицам – все это планируется обсудить уже на первом заседании группы в конце мая – начале июня». Дмитрий Викторович призвал РСПП и всех заинтересованных участников со стороны бизнеса и общественных объединений возобновить данную работу.
В своем докладе на тему: «Практические вопросы таможенного администрирования и создания благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности в рамках единого таможенного пространства» Дмитрий Викторович подробно рассказал о том, над какими вопросами сейчас работает ЕЭК. Он отметил, что ТК ЕАЭС – это, прежде всего, Кодекс возможностей. С 1 января 2018 г. изменилось не так много – начал действовать только новый Кодекс и порядка 30 – 40 Решений ЕЭК. Сейчас стоят две очень важные задачи:
- Принять Решения ЕЭК, которые будут реализовывать часть норм Кодекса.
- Доработать национальное законодательство.
Те проблемы, которые ЕЭК видит сейчас, и те вопросы, которые поступают в Комиссию, обусловлены отсутствием национального законодательства. Закон о таможенном регулировании на текущий момент принят только в Республике Казахстан. В остальных странах приняты только экстренные нормативные акты, которые позволяют работать в части, не противоречащей Кодексу.
Было отмечено, что сейчас у многих участников ВЭД возникла проблема с таможенными представителями, которые массово лишаются лицензии. Это связано с тем, что на сегодняшний день не реализована норма Кодекса о приостановлении деятельности таможенного представителя. Когда ТК ЕАЭС был подготовлен, и был достигнут консенсус по многим значительным вопросам, стороны пошли на ужесточение формальных требований, подразумевая, что национальное законодательство направит эту жесткость в нужное русло.
Третья задача – это доработка информационных технологий. Без информационных технологий новый Кодекс не будет работать в полную силу. В Кодексе обозначен приоритет электронного взаимодействия, а предоставление документов на бумаге возможно только в исключительных случаях. На текущий момент только электронное декларирование стало электронным, а все остальные таможенные операции пока не реализованы в электронном виде. На разработку информационных ресурсов требуется не меньше 9 месяцев. Те Решения ЕЭК, в которых заложено применение информационных технологий, вступают в силу через 9 – 12 месяцев со дня их опубликования.
Особое внимание было уделено Решениям ЕЭК, которые призваны реализовать нормы ТК ЕАЭС. В прошлом году ЕЭК приняла около 40 Решений. В этом году работа продолжается. Ожидается, что будет принято еще порядка 40 Решений ЕЭК. Дмитрий Викторович отметил основные направления, над которыми сейчас работает Комиссия:
- Развитие транзита. Есть желание сократить объем предоставляемой информации при транзите.
- Предполагается упорядочить таможенные операции при выпуске до подачи декларации. На текущий момент накопилось много вопросов. Ожидается, что скоро проект данного Решения будет опубликован на сайте ЕЭК.
- Большой блок вопросов, связанных с контролем таможенной стоимости.
- В этом году предполагается принять несколько Решений по физическим лицам.
- Довольно много вопросов по интернет-торговле. Здесь два направления – МПО и экспресс-перевозчики.
Продолжается работа, связанная с классификацией товаров. У Комиссии появились полномочия по собственной инициативе принимать Решения по классификации в том случае, если страны не могут договориться между собой. Все частные вопросы от участников ВЭД Комиссия не рассматривает. Их необходимо решать в вышестоящем таможенном органе. Если же у таможенных служб стран – участниц ЕАЭС есть разногласия, то в этом случае решение принимает Комиссия. При этом решения, принятые в Брюсселе, носят рекомендательный характер, а Решения ЕЭК обязательные для всех стран.
Дмитрий Викторович обратил внимание на задачу, которую ЕЭК не сможет решить в этом году – это мониторинг законодательства в плане унификации нормативных актов в странах ЕАЭС. Комиссия планирует заняться данными Решениями в следующем году. Все проекты решений публикуются на сайте Комиссии. Господин Некрасов призвал бизнес активно участвовать в обсуждении данных проектов. Он отметил, что ЕЭК всегда открыта для диалога и прислушивается к бизнесу. Сейчас ни одно Решение Комиссии не может быть принято без общества.
Далее с докладом на тему: «Приоритетные направления международного сотрудничества стран ЕАЭС в 2018 г.» выступила Заместитель директора Департамента развития интеграции ЕЭК Саадат Муханбетовна Асансеитова. Она отметила, что ежегодно Комиссия утверждает направления международной деятельности, которая затрагивает реализацию задач по экономическому развитию, торгово-экономическому развитию, экспортному потенциалу стран – участниц Союза. ЕАЭС начал функционировать в 2015 году. И этот год был сложный в плане экономических показателей. Итоги 2017 года позволяют с оптимизмом смотреть на дальнейшее развитие. Наибольший экономический рост показали новые страны ЕАЭС – это Армения и Киргизия, у которых зафиксировано увеличение ВВП на 5%. Положительная динамика наблюдается и во внешней торговле. Так по итогам 2017 года взаимная торговля выросла на 26%, внешняя торговля – на 25%. Начиная с 2015 года, происходит переориентация торговли со стран Европейского союза на страны Азии.
Саадат Муханбетовна рассказала о Соглашениях о свободной торговле. Первое такое Соглашение от лица Союза было подписано в 2015 году с Вьетнамом, оно функционирует уже более года. После подписания Соглашения экспорт из стран ЕАЭС во Вьетнам увеличился на 40%. Практически завершены переговоры с Ираном, с которым в первом полугодии текущего года планируется заключение Соглашения. Это будет временное Соглашение, ведущее к созданию зоны свободной торговли. Также ведутся переговоры по созданию зоны свободной торговли с Сингапуром, Сербией, Израилем, Египтом. Существует еще один инструмент выстраивания отношений с внешними партнерами – это заключение Меморандума. География заключения Меморандумов охватывает весь мир. Подписаны Меморандумы с Монголией, Сингапуром, Камбоджой. Ведутся переговоры с Южной Кореей, Сербией, Бангладеш, Кубой, Таиландом, Брунеем, Индонезией. Прорабатывается заключение Меморандумов с международными организациями, такими как АСЕАН, МЕРКАСУР. Пока, к сожалению, не налажен диалог с ЕС, несмотря на то, что это наш основной торговый партнер. С прошлого года функционирует рабочая группа по совершенствованию Договора о Евразийском экономическом союзе. Документ подписан не так давно, но уже подготовлен проект первого договора о внесении изменений. Жизнь не стоит на месте, текущая ситуация требует постоянного внесения изменений в законодательство.
После выступлений представителей ЕЭК слово взял Руководитель департамента таможенного оформления компании V.I.G. Trans Джемал Давиташвили, который озвучил взгляд на декларирование с «Земли». В своем выступлении он дал обратную связь Комиссии на живых примерах, показал, с чем сталкивается в работе таможенный представитель. Среди положительных моментов он отметил:
- В 2017 году появилась возможность доказывать таможенную стоимость и оформлять товары ниже риска. В 2016 году такой возможности не было. Многие участники ВЭД попадали под корректировку таможенной стоимости.
- Активно стала работать авторегистрация деклараций. С начала 2018 года декларации часто выпускаются в автоматическом режиме. Многие декларации выпускаются в течение 30 минут, а экспортные декларации еще быстрее.
- Радует, что таможенные органы активно используют информационные ресурсы госорганов – нет необходимости в предоставлении живых документов, все больше применяется электронный документооборот, а также взаимодействие с инспектором с помощью электронной почты, а не Почты России.
- В 2017 году произошло упорядочение нормативной базы в части компетенций по местам декларирования определенных групп товаров.
- Развитие правового регулирования вопросов таможенного оформления.
Также были озвучены проблемы, с которыми компания столкнулась в 2017 году:
- В июле 2017 г. произошла реорганизация Московской областной таможни (МОТ). Неожиданное отключение обмена информацией у Можайского и Краснознаменского ЦЭД с таможенными органами ЦТУ, связанное с переподчинением МОТ. Аналогичная ситуация наблюдалась с ЦЭД Байкальской таможни и Новороссийской таможней.
- Отсутствие качественного обмена информацией между таможенными постами в случае подачи декларации на товары в ЦЭД.
Вторую сессию конференции открыл Руководитель ФТС России Владимир Иванович Булавин. Он отметил, что в связи с отсутствием нового Федерального закона «О таможенном регулировании» действует оперативный штаб, созданный ФТС России. Руководитель таможенной службы подчеркнул, что все основные новеллы ТК ЕАЭС нашли свое отражение в Комплексной программе развития ФТС России до 2020 года. Принцип Комплексной программы – это простота и удобство для бизнеса, эффективность и удобство для государства. Таможня должна не просто обеспечить соблюдение законодательства при осуществлении ВЭД, но и сделать таможенное администрирование комфортным и удобным. Комплексная программа предусматривает мероприятия по осуществлению реформы системы таможенных органов, которая была поддержана Президентом России и Главой Правительства России. Результатом этой реформы станет концентрация к 2021 году всего декларационного массива в 16 центрах электронного декларирования, размещенных на государственных площадях. В 2018 году планируется создать электронные таможни с центрами электронного декларирования в регионах деятельности ПТУ, УТУ, СЗТУ, СКТУ. А также ЦЭД в Московской областной и Владивостокской таможнях.
Владимир Иванович привел ряд статистических данных. Так, в 2017 г. среднее время оформления нерисковых товаров составило по импорту 1 час 31 минуту, по экспорту 46 минут. Доля автоматически зарегистрированных деклараций на товары в 2017 году составила 22% от всего объема деклараций, доля автоматически выпущенных деклараций, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, составила 20%. Среднее время автоматической регистрации не превышает 3 минут, а автоматического выпуска – 5 минут. К началу 2018 года в стране работает порядка 85 тыс. участников ВЭД.
Было отмечено, что ТК ЕАЭС предписывает использовать возможности межведомственного электронного взаимодействия. На текущий момент ФТС России взаимодействует с 32 федеральными органами исполнительной власти. В 2018 году запланирована реализация 25 новых направлений межведомственного электронного взаимодействия.
В конце выступления Владимир Иванович несколько слов сказал о Хартии добросовестных участников ВЭД (Хартия), которая создаёт стимул для добровольного соблюдения таможенных правил со стороны бизнеса. На 13 апреля 2018 г. Хартию подписали 214 участников ВЭД, поддержали Декларацию об одобрении и поддержке Хартии 55 общественных организаций и представителей таможенной отрасли. Руководитель таможенной службы подчеркнул, что ФТС России это всячески приветствует.
Доклад на тему «Практика таможенного администрирования. Технологии автовыпуска и авторегистрации» представил Заместитель начальника ГУОТОиТК ФТС России Григорий Анатольевич Боярский. Он отметил принципы внедрения технологий автоматического совершения таможенных операций:
- Развитие информационных систем (технологии внедряются при условии развития информационных систем всех федеральных органов исполнительной власти).
- Идентификация участников ВЭД (использование электронной подписи как основного источника идентификации участников ВЭД).
- Этапность внедрения (технологии автоматического совершения операций внедряются поэтапно - от простого к сложному).
Григорий Анатольевич рассказал о принципах применения технологи автоматической регистрации декларации на товары и автоматического выпуска:
Автоматическая регистрация | Автоматический выпуск |
---|---|
Декларация на товары заполнена в соответствии с установленными требованиями | Декларация на товары подана участником ВЭД низкого уровня риска |
Декларация на товары подана уполномоченным лицом | Не выявлены риски нарушения таможенного законодательства |
Совершены действия, которые должны быть совершены до подачи ДТ | Соблюдены условия помещения товаров под таможенную процедуру |
Товар находится на территории РФ | Уплачены таможенные пошлины и налоги |
Было отмечено, что в 2018 году доля автоматически зарегистрированных экспортных деклараций составила 63%, импортных деклараций – 20%. К 2020 году эти показатели должны достигнуть 99%.
Тему «Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов: особенности солидарной и субсидиарной обязанности, последствия неисполнения, нивелирование рисков» осветила Начальник ГУФТДиТР ФТС России Елена Владимировна Ягодкина. В своем выступлении она отметила, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется путем их уплаты в порядке и сроки, которые установлены статьями 57 – 61 ТК ЕАЭС, в размерах сумм, исчисленных и подлежащих уплате. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов.
Были озвучены последствия неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов:
Декларант | Таможенный представитель |
---|---|
Взыскание за счет авансовых платежей | Взыскание за счет авансовых платежей |
Взыскание за счет излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей | Взыскание за счет излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей |
Взыскание за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах должника | Взыскание за счет предоставленного обеспечения деятельности |
Взыскание за счет товаров, в отношении которых не уплачены таможенные платежи | Исключение из реестра таможенных представителей в соответствии со ст. 403 Таможенного кодекса ЕАЭС |
Взыскание за счет имущества должника |
Третья сессия конференции была посвящена уполномоченным экономическим операторам. Во время выступлений докладчики отметили преимущества статуса УЭО по ТК ЕАЭС:
- Постепенное снижение размера обеспечения для УЭО со стажем (для свидетельства I типа).
- Отсутствие обеспечения при финансовой устойчивости лица (для свидетельств II и III типа).
- Различные типы свидетельств УЭО.
- Сотрудничество и взаимодействие с таможенными органами.
- Расширение состава лиц (импортер, экспортер, перевозчик, экспедитор, таможенный представитель, владелец СВХ).
- Применение ряда упрощений на всей территории ЕАЭС.
- Отнесение к категории низкого уровня риска.
- Расширенный перечень специальных упрощений.
- Возможность получения упрощений в других странах при взаимном признании статуса УЭО.
Не обошли стороной и проблемы УЭО в связи со вступлением в силу ТК ЕАЭС:
- Невозможность объединять несколько обязательств о выпуске до подачи в одну декларацию на товары.
- Усложнение процедуры завершения доставки в ПЗТК УЭО в случаях, когда не требуется временное хранение таких товаров.
- Ужесточение требований к оборудованию ПЗТК УЭО.
- Появление требования об удаленном доступе таможни к системе учета УЭО.
- Использование таможней института приостановления деятельности УЭО даже за незначительные нарушения только по факту начала расследования.
- Усложнение технологий применения упрощений, связанных с площадками УЭО, после реализации концепции перевода таможенного оформления в ЦЭД (сейчас один пост контролирует площадку УЭО и товары на ней и проводит документальное оформление. В будущем для этого будет задействован пост фактического контроля и ЦЭД).
Было озвучено мнение, что для повышения эффективности работы УЭО необходимо, чтобы ФТС России привлекала представителей УЭО к разработке норм, регулирующих деятельность УЭО, в первую очередь:
- Новое типовое соглашение УЭО.
- Подробное описание требований к площадкам УЭО, включая возможные варианты решений, которые будут учитывать отраслевые, географические и логистические особенности деятельности УЭО, и которые будут направлены в первую очередь на достижение зафиксированных в ТК ЕАЭС целях (сохранность товаров).
- Формирование позиции ФТС России в части требований к системе учета УЭО и удаленного доступа к ней, исходя из практической необходимости и имеющейся возможности для таможни.
С последним докладом на тему: «Внедрение системы прослеживаемости – новый тренд в проведении таможенного контроля после выпуска товаров» выступил Начальник ГУТКПВТ ФТС России Валерий Иванович Селезнев. Он отметил, что в соответствии с поручением глав государств на площадке ЕЭК ведется работа по разработке проекта соглашения механизмов прослеживаемости товаров в ЕАЭС. Он привел сведения, которые должна содержать наднациональная система прослеживаемости:
- Наименование продавца.
- Идентификационный код (номер) продавца.
- Наименование покупателя.
- Идентификационный код (номер) покупателя.
- Регистрационный номер и дата выписки сопроводительного документа.
- Наименование товара в соответствии с сопроводительным документом.
- Количество товара и единица измерения в соответствии с сопроводительным документом.
- Количество товара и единица измерения в соответствии с сопроводительным документом в единицах измерения, установленных перечнем.
- Регистрационный номер декларации на товары.
- Порядковый номер товара в соответствии с декларацией на товары.
Создание системы прослеживаемости товаров преследует следующие цели:
- Формирование комфортной среды для законопослушного бизнеса.
- Повышение эффективности таможенного и налогового администрирования.
- Пресечение оборота контрафактной продукции на рынке.
- Пресечение «серых схем».
- Обеспечение полноты взимания таможенных и налоговых платежей.
В конце мероприятия Леонид Аркадьевич Лозбенко подвел итоги встречи. Констатировал, что за последние два года ФТС России сделала огромный рывок вперед. Конференция показала, что таможенная служба всегда готова к открытому диалогу с бизнесом. Еще раз подчеркнул, что на текущий момент ЕЭК проделывает огромную работу по разработке порядка 300 нормативных правовых актов, которые призваны решить вопросы, неурегулированные в новом Таможенном кодексе. Не меньше документов различного уровня, начиная от Постановлений Правительства Российской Федерации до внутриведомственных приказов и инструкций, предстоит разработать в связи с вступлением в силу новой редакции Федерального закона «О таможенном регулировании». Леонид Аркадьевич поблагодарил организаторов за подготовку содержательной программы, всех докладчиков и слушателей за выступления и участие в конференции.
Мария Голобокова, «Альта-Софт»