Стенограмма выступления В. И. Булавина на конференции «Таможенное законодательство 2018: первые результаты практического применения», организованной Общественным советом при ФТС России.
С 01 января 2018 г. на всей территории ЕАЭС действует новый Таможенный кодекс, и ровно столько же действует оперативный штаб, созданный ФТС России с учетом того, что, к большому сожалению, до сих пор не принят закон о таможенном регулировании. Надо сказать, что работы у этого штаба не так много, поскольку все основные новеллы нового Таможенного кодекса нашли свое отражение в Комплексной программе развития ФТС России до 2020 года, которая была разработана нами совместно с бизнесом, с участием Общественного совета и Экспертно-консультативного совета и принята в 2017 году.
Комплексная программа реализуется нами по принципу «простота и удобство для бизнеса, эффективность и безопасность для государства». По моему мнению, таможенная сфера должна быть (и она обязательно будет) простой и удобной для бизнеса, эффективной и безопасной для государства. Суть существенных преобразований, которые мы проводим – это кардинальные изменения в восприятии таможни как изнутри, так и во вне. Таможня должна не только обеспечить соблюдение таможенного законодательства и осуществление ВЭД, но и сделать таможенное администрирование комфортным и удобным. В комплексной программе предусмотрены мероприятия по существенному реформированию системы таможенных органов, которые были поддержаны Президентом РФ и главой Правительства РФ. Результатом выполнения поручений руководства страны станет концентрация к 2021 году всего декларационного массива в 16 центрах электронного декларирования, размещенных исключительно на государственных площадях. Сейчас у нас 672 места, где можно оформить таможенные декларации. В основном они размещены на частных площадях. Это позволит существенно уменьшить коррупционные риски, снизить конфликтный потенциал за счет равноудаленности мест таможенного декларирования и равнодоступности таможенных операций и таможенных процедур для всех участников ВЭД. Эта тенденция в последнее время хорошо просматривается в повседневной деятельности таможенных органов.
В 2018 году мы планируем создание электронных таможен с центрами электронного декларирования в регионах деятельности Приволжского, Уральского, Северо-Кавказского таможенных управлений, а также в центре электронного декларирования Московской областной, Калининградской областной и Владивостокской таможен.
Планомерно и системно мы наращиваем информационные ресурсы и автоматизируем таможенные процедуры. Нам удалось заметно снизить административную нагрузку на бизнес. По результатам 2017 года среднее время оформления в отношении нерисковых товаров составляет по импорту 1 час 31 минуту, по экспорту – 46 минут. Доля автоматически зарегистрированных деклараций от всего объема деклараций в 2017 г. составила 22%. Доля автоматически выпущенных деклараций, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, составила 20%. Среднее время автоматической регистрации не превышает 3 минут. Время автоматического выпуска не превышает 5 минут. Доля электронных транзитных деклараций составила свыше 60%. Существенно увеличилось количество лиц, осуществляющих внешнюю экономическую деятельность. В настоящее время это порядка 85 тысяч участников ВЭД.
В результате внедрения нового порядка автоматизированного категорирования количество участников ВЭД низкого уровня риска увеличилось в 3 раза и составляет более 8 100 декларантов (это больше, чем в 3,5 раза по сравнению с 2016 г.). Мы считаем, что ровно на столько же увеличилось количество наших союзников и число участников ВЭД в таможенной сфере.
Одним из направлений деятельности ФТС России является поддержка отечественного экспорта. В 2017 г. автоматизирование и категорирование было распространено и на экспортеров товаров. Надо отметить, что уже сейчас среди участников ВЭД низкого уровня риска более 40% – это представители малого и среднего бизнеса.
Новый Таможенный кодекс предписывает таможенным службам Союза максимальное использование возможности межведомственного электронного взаимодействия. ФТС России осуществляет электронный обмен информацией с 32 ведомствами. В 2017 году таможенными органами страны сформировано порядка 17,5 миллионов запросов информационным ресурсам других федеральных органов исполнительной власти. Мы же получили 3,5 миллиона запросов к нашим информационным системам. В 2018 г. запланирована техническая реализация 25 новых направлений межведомственного взаимодействия с использованием инфраструктуры СМЭВ.
Проводится комплекс мероприятий по формированию единого механизма таможенного и налогового администрирования. Результатом этой работы должна стать интеграция информационных систем таможенных и налоговых органов, которая обеспечит обмен сведениями между ФТС России и ФНС России, а также позволит создать национальную систему прослеживаемости товаров и контроля за их оборотом, содержащую сведения о декларировании, выпуске и информацию о том, с какого времени товары находятся в обороте. То есть, начиная с выпуска товара таможенными органами и заканчивая получением информации из аппарата контрольной кассовой техники торгующей организации. Взаимодействие таможенной и налоговой служб в рамках системы прослеживаемости будет дисциплинировать участников ВЭД, создавая условия, в которых отклонение от уплаты таможенных и налоговых платежей будет крайне затруднено. Развивая наши информационные ресурсы и телекоммуникационные системы, мы создадим насыщенную цифровую среду, где каждое нарушение в таможенном деле как со стороны участников ВЭД, так и со стороны должностных лиц в таможне, будет оставлять электронный след, который должен быть своевременно идентифицирован и по которому должны быть приняты соответствующие решения.
Ключевыми вопросами в деятельности таможенных органов и во взаимоотношениях таможенных органов с бизнесом являются вопросы повышения качества контроля таможенной стоимости. В настоящее время созданы системы, которые позволяют устанавливать в автоматическом режиме стоимостные индикаторы риска без участия должностного лица в режиме реального времени, используя информацию из базы данных таможенных органов. Учитывая необходимость формирования прозрачной и объективной автоматизированной системы управления стоимостными рисками, крайне важно получение достоверной и независимой информации о цене товара из всех доступных информационных систем, в том числе с использованием силы средств таможенных представительств. Наверное, это самый сложный вопрос. Именно поэтому совместно с Общественным советом, Экспертно-консультативным советом принято решение создать специальную комиссию при Экспертно-консультативном совете с активным участием представителей бизнеса для того, чтобы предметно, системно и плавно заниматься вопросами формирования таможенной стоимости.
Необходимо отметить заметные изменения содержания и тональности нашего диалога с бизнесом, направленного на поддержание атмосферы доверия и создания бесконфликтной среды. Конструктивный диалог с бизнес-сообществом позволяет нам находить оптимальное решение, отвечающее как интересам государства, так и интересам участников ВЭД. Комплексная программа развития ФТС России является наглядным примером нашего конструктивного взаимодействия с бизнес-сообществом. Не случайно отдельным разделом прописаны показатели, которые мы назвали «10 шагов навстречу бизнесу». Перед нами стоят достаточно амбициозные цели. К 2021 году процент автоматически зарегистрированных деклараций должен составить 99%, а процент автоматически выпущенных деклараций, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска должен составить 80%. Если 80% деклараций должно подаваться участниками ВЭД низкого уровня риска, то таким образом, к 2021 году 64% деклараций, при нашем активном стремлении навстречу друг к другу, будут выпускаться до фактического решения.
В качестве ответного жеста деловым сообществом разработана и активно пропагандируется Хартия добросовестных участников ВЭД, которая создаёт стимулы для добровольного соблюдения норм и правил со стороны бизнеса. На 13 апреля 2018 г. Хартию подписали 214 участников ВЭД, поддержали Декларацию об одобрении и поддержке Хартии 55 общественных организаций и представителей таможенной отрасли. Мы это приветствуем. Для нас партнерство с добросовестным бизнесом носит стратегический характер. При этом наш неизменный подход – это равноудаленность и равнодоступность для всех участников ВЭД. Преференций никому не делали и делать не будем.
Для выстраивания содержательно диалога мы меняем формат работы Экспертно-консультативного совета. Новый порядок нацелен на создание действенного механизма взаимодействия с добросовестными участниками ВЭД, что позволит оперативно реагировать на проблемы, возникающие в отношениях между таможенными органами и деловыми кругами, содействовать единообразному правоприменению в таможенном законодательстве. Понимание общества и законопослушного бизнеса, поддержка в курсе на автоматизацию и информатизацию наших процессов необходимы для успешной реализации всех имеющихся у нас вместе с вами прав.