Стенограмма выступления Г. А. Боярского на XIV Ежегодной конференции АЕБ «Таможня и Бизнес – 10 шагов навстречу».
Автоматическое совершение таможенных операций – это одна из тем, которая сейчас у всех на слуху. Она востребована не только со стороны бизнес-сообщества, но и со стороны таможенных органов. Если для бизнеса автоматическое совершение таможенных операций приводит к сокращению срока выпуска товаров, сроков регистрации деклараций и исключению полного контакта с должностными лицами, то для таможенных органов полная автоматизация процессов совершения таможенных операций позволяет высвободить людские ресурсы для контроля наиболее рисковых поставок. Рисковые поставки – это те поставки, на которые необходимо обратить особо пристальное внимание. Это особенно актуально с учетом имеющейся штатной численности таможенных органов и увеличивающегося в последнее время товарооборота.
Если говорить о планах, то необходимо отметить, что в Комплексной программе из 10 шагов навстречу бизнесу 4 шага посвящены вопросам автоматизации совершения операции. Перед нами стоит очень амбициозная задача к 2020 году обеспечить автоматическую регистрацию 99% деклараций на товары. Также 80% деклараций, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, должны выпускаться в автоматическом режиме.
Если говорить о принципах внедрения этих технологий, то внедрение технологий автоматического совершения таможенных операций в Российской Федерации построено с учетом мирового опыта. Анализируя этот опыт, можно выделить три основных направления.
- Первое – внедрение технологий только при условии развития информационных систем всех государственных контролирующих органов, вовлеченных в ВЭД.
- Второе – это вопрос идентификации участников процесса. В качестве основного идентификатора выбрана электронная подпись.
- Третье – это поэтапность внедрения, так как внедрение технологий в отношении сразу всего декларационного массива может привести к снижению уровня безопасности государства.
Непосредственно реализация автоматического принятия решения во многом зависит от задач, стоящих перед таможенными службами. В большинстве стран эти технологии внедряются, в первую очередь, в отношении экспорта товаров, так как любое государство заинтересовано именно в развитии своей производственной базы и поддержке своего производителя. В странах Евразийского экономического союза в настоящее время автоматическая регистрация и автоматический выпуск применяются, кроме Российской Федерации, в Республике Беларусь и, с прошлого года, в Республике Казахстан.
Внедрение технологий автоматического совершения операций на протяжении нескольких лет проводилось в России в экспериментальном режиме, поскольку положениями действовавшего на то время Таможенного кодекса Таможенного союза, было предусмотрено, что все операции совершаются исключительно должностными лицами. Это тот случай, когда развитие новых технологий опережает их нормативные закрепления. Вступивший в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза предусмотрел возможность полностью автоматического совершения операций и одновременно предусмотрел, что ЕЭК должна определить порядок совершения операций посредством информационной системы. В течение почти всего 2017 года ФТС России активно принимала участие в разработке Решений ЕЭК, которые регламентируют вопросы автоматического выпуска товаров и автоматической регистрации. В конце 2017 года было подписано Решение Коллегии ЕЭК № 188, которое предусмотрело возможность выпуска товаров посредством информационной системы. Надеемся, что в ближайшее время выйдет Решение, которое определяет порядок регистрации посредством информационной системы.
В проекте Федерального закона также предусмотрены положения об автоматическом совершении операций. Решения ЕЭК и Федеральный закон не ограничивают автоматическое совершение операций только в отношении деклараций на товары. Предусмотрена возможность выпуска и совершения других операций в отношении любой формы таможенного контроля. Это касается вопросов выпуска до подачи декларации, таможенного транзита, декларирования международных почтовых отправлений.
Говоря о принципах применения автоматической регистрации и автоматического выпуска по декларациям на товары, можно сказать, что в основу положен контроль соблюдения условий регистрации декларации и выпуска, предусмотренные действующим Таможенным кодексом и нормативными правовыми актами. В случае, если информационная система не может принять решение о регистрации или выпуске товаров, то дальнейшее решение в отношении декларации передается должностному лицу, которое принимает окончательное решение по регистрации/отказе в регистрации декларации, выпуске/отказе в выпуске.
Что проверяется при регистрации? Также, как и при регистрации декларации в ручном режиме, информационная система проверяет те условия, которые закреплены Кодексом. Это и проверка порядка заполнения декларации, и вопросы о совершении действий, которые должны быть совершены до подачи декларации. Все это реализуется через максимальное использование информации, содержащейся в различных базах данных как таможенных органов, так и других государственных органов.
Автоматический выпуск товаров дополнительно предусматривает проведение контроля на выявление рисков нарушения таможенного законодательства, соблюдение запретов, ограничений, что также предусматривает получение информации из других федеральных органов. Фактически, непосредственно от декларанта для применения этих технологий требуется корректное заполнение декларации в соответствии с Решением КТС № 257.
С учетом уровня развития информационных систем таможенных органов и анализа мирового опыта, в России внедрение этих технологий было разделено на несколько этапов. На первом этапе были произведены разработка и внедрение авторегистрации декларации (в первую очередь в отношении экспорта). На втором этапе было внедрение автовыпуска товара в отношении экспорта и последующее развитие этих технологий в таможенных органах с расширением на другие процедуры и особенности декларирования.
Первая декларация в автоматическом режиме была зарегистрирована в мае 2014 года. Первоначально регистрация осуществлялась в отношении наиболее простых деклараций на экспортируемые товары. К концу 2015 года авторегистрация декларации на экспортируемые товары была внедрена во всех таможенных органах. В 2015 – 2016 гг. были внедрены технологии автовыпуска. В настоящее время авторегистрация и автовыпуск применяются во всех таможенных органах. Основными, конечно, являются процедуры экспорта и выпуска для внутреннего потребления, которые охватывают почти 90% всего декларационного массива.
Статистика демонстрирует ежегодный рост количества деклараций, оформленных в автоматическом режиме. По сравнению с 2016 годом проведенная работа увеличила в 1,6 раза количество автоматически регистрируемых деклараций, почти в 3 раза увеличилось количество выпущенных деклараций. Если приводить данные к участникам ВЭД низкого уровня риска, то к концу года порядка 28% деклараций, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, выпускались в автоматическом режиме.
По импорту технологии были запущены в 2016 году и очень активно развивались. В 2017 году много усилий было вложено в развитие этих технологий, особенно в автоматический выпуск товаров по импорту. Автовыпуск импорта – это более сложная задача, чем внедрение аналогичных технологий при экспорте. Здесь требуется контроль многих параметров, в том числе и контроль совершения предшествующих операций (закрытие транзита, оформление прибытия товаров на территорию ЕАЭС, вопрос предшествующей таможенной процедуры, когда идет анализ не только самой декларации, но и анализ предшествующей декларации). Проведенная работа позволила изменить и доработать алгоритмы. Результатом явилось то, что в 2018 году, после доработки программных средств, мы больше, чем в 3 раза увеличили количество автовыпущенных деклараций по сравнению со всем 2017 годом.
Если говорить о перспективах дальнейшего развития, то основной упор будет сделан на обеспечение выполнения Комплексной программы развития ФТС России. Если в 2017 году мы достигли установленных параметров, то на 2018 год задача стоит очень сложная. Нужно будет нарастить объемы декларационного массива, который совершается в автоматическом режиме. Соответственно, построены ближние и долгосрочные планы. Из ближних планов необходимо отметить развитие авторегистрации импортируемых товаров, которые находятся непосредственно в морских и авиационных портах. Это те декларации, которые не заявляются под процедуры транзита. В конце 2017 года в программных средствах это было реализовано. Сейчас идет активная доработка алгоритмов по устранению первых недоработок, выявленных в ходе внедрения на первом этапе. Наиболее частым вопросом со стороны бизнеса является вопрос раскрытия алгоритмов авторегистрации и автовыпуска. Сами алгоритмы не будут никогда в полном объеме раскрываться. Это то же самое, что попросить разработчиков программных средств открыть программные коды какой-либо программы. Для участников ВЭД в этом году планируется реализовать механизм проверки декларации до ее подачи в таможенный орган, то есть реализовать механизм форматно-логического контроля еще до ее подачи в информационные системы. В ходе этой проверки будет осуществляться контроль правильности заполнения декларации и информирования участников ВЭД о выявленных ошибках. Сам декларант должен будет решить, исправить эту ошибку либо подать декларацию в имеющимся виде и ждать решения инспектора в отношении этой декларации. Внедрение такого механизма позволит бизнес-сообществу сократить время совершения операций, так как не потребуется «гонять» декларацию на исправление между инспектором и декларантом, что сейчас часто происходит.
В этом году также планируется реализовать автоматический выпуск товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области. Также на завершающем этапе находится разработка алгоритмов, и в ближайшее время будет передано на реализацию в программных средствах автоматическая регистрация транзитных деклараций. Ведется работа по автоматической регистрации международных почтовых отправлений. Основная задача – это существенно увеличить практику применения этих технологий в таможенных органах.