- В чем главная миссия Евразийской экономической комиссии?
Т. С. Саркисян: Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – наднациональный регулирующий орган, устанавливающий общие правила игры для пяти стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России. Решения Комиссии не требуют дополнительного утверждения на национальном уровне и обязательны для исполнения всеми странами. Евразийская комиссия в целом выполняет схожие с Европейской комиссией функции, однако деятельность ЕЭК предполагает только экономические компетенции.
- На какие направления подразделяется деятельность ЕЭК?
Т. С. Саркисян: В сфере деятельности Комиссии – девять направлений, курируемых соответствующими блоками. Это интеграция и макроэкономика, экономика и финансовая политика, промышленность и агропромышленный комплекс, торговля, техническое регулирование, таможенное сотрудничество, энергетика и инфраструктура, конкуренция и антимонопольное регулирование, внутренние рынки, информатизация, информационно-коммуникационные технологии. По ряду направлений – техническое регулирование, таможенные тарифы, торговые соглашения с третьими странами, антидемпинговые и антимонопольные расследования – у Комиссии есть прямые полномочия. Таким образом, на наднациональный уровень передан ряд ключевых направлений экономической деятельности. Например, третьи страны теперь должны вести диалог по сотрудничеству в сфере технического регулирования или по формированию зоны свободной торговли не с пятью странами по отдельности, а с ЕЭК.
- И все же критики ЕАЭС видят в данной структуре в первую очередь политический, а не экономический проект. Насколько это соответствует действительности?
Т. С. Саркисян: Я хочу сразу отметить, что в повестку деятельности Комиссии не входит ни один политический вопрос. Вся работа организации направлена на реализацию положений Договора о ЕАЭС, в котором государства-члены зафиксировали исключительно экономические цели.
Конечно, нужно время, чтобы наши партнеры увидели на практике исключительно экономический характер нашего объединения. Думаю, заинтересованность более 40 стран и объединений развивать торгово-экономическое сотрудничество с нами – яркий показатель осознания экономической направленности нашего Союза внешними игроками.
В отличие от Европейской комиссии ЕЭК действует на основе принципа равнопредставленности; каждый голос страны имеет одинаковый вес, вне зависимости от ее экономической мощи или численности населения. Нет никаких сомнений в том, что Союз – это ответ наших стран на глобальные экономические вызовы и стремительные изменения мировых хозяйственных связей, а не политический проект.
- После вступления в силу договора о создании ЕАЭС прошло три с небольшим года. Каковы промежуточные итоги?
Т. С. Саркисян: Действительно, с момента образования Союза прошло совсем немного времени, однако реальные результаты интеграции видны уже сегодня. Прежде всего, одним из показателей эффективности интеграции служит объем взаимной торговли. Несмотря на то, что в силу объективных внешних обстоятельств объемы взаимной торговли в первые два года несколько сократились, в 2017 году уже наблюдался значительный рост – 26,1%, общий объем составил 54,2 млрд долларов США. В частности, торговля Беларуси с Кыргызстаном выросла в 2,5 раза и составила 123,5 млн долларов США. Несмотря на относительно небольшой объем торговли, такое увеличение – очевидный пример эффективности интеграции.
В 2017 году суммарный объем ВВП стран ЕАЭС в постоянных ценах вырос на 1,8%, составив в текущих ценах 1809,6 млрд долларов США. За 2017 год суммарное значение ВВП на душу населения в странах ЕАЭС в текущих ценах возросло на 21,1% и составило 9859 долларов США. Стоит отметить, что положительная годовая динамика как объема ВВП, так и ВВП на душу населения наблюдается впервые с 2014 года.
В 2017 году в целом по Евразийскому экономическому союзу наблюдалась положительная динамика промышленного производства, производства продукции сельского хозяйства, грузооборота, пассажирооборота, розничной торговли, объемов внешней и взаимной торговли. В частности, пассажирооборот вырос на 6,8%, грузооборот – на 5,6%, производство продукции сельского хозяйства – на 2,5%.
Кроме того, с 1 января этого года вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС.
Да, это входит в разряд последних важнейших достижений Союза. Один из основных посылов нового кодекса – переход на электронный документооборот. Теперь при наличии электронной цифровой подписи большинство операций можно будет совершать через интернет, взаимодействуя с информационной системой таможенного органа. В результате время регистрации декларации сократилось вдвое, время выпуска товаров – в шесть раз. В целом, для всех стран позитивные эффекты интеграции в ЕАЭС обусловлены эффектом масштаба, емкостью общего рынка. Благодаря наднациональному праву образуется более совершенная юрисдикция и регулирование в разных отраслях. Запущен общий рынок лекарственных средств и медицинских изделий с новым регулированием. Достигнуты принципиальные договоренности в сферах электроэнергии, нефти, газа, транспорта. Зарождаются совместные проекты в сфере космоса, станкостроения, сельского хозяйства, новых технологий (биомедицина, фототехника и др.).
- Удалось ли выявить в работе кодекса за столь короткий срок какие-то пробелы и несоответствия или, наоборот, положительные аспекты?
Т. С. Саркисян: Переход на Таможенный кодекс Союза с 1 января 2018 года проходит в штатном режиме, без каких-либо системных сбоев, конфликтных либо внештатных ситуаций. Напомню, что в кодекс заложено два основных принципа: первый – на единой таможенной территории должно быть единое таможенное регулирование без каких-либо оговорок; второй – система регулирования внешнеэкономической деятельности в Союзе должна быть полностью автоматизированной.
Большинство норм, ранее регулировавшихся на национальном уровне, было напрямую унифицировано в тексте кодекса. На нынешнем этапе внедрения ТК ЕАЭС перед странами Союза стоят три важные задачи. Так, необходимо принять и ввести в действие национальные законы о таможенном регулировании. Казахстан уже это сделал. Во-вторых, Комиссия должна будет в ближайшие два года разработать порядка 100 решений для реализации отдельных положений ТК ЕАЭС. На их основании таможенные службы будут дорабатывать свои информационные системы. Комиссия этот процесс уже начала. Третьей важной задачей является необходимость модернизации информационных систем таможенными службами наших стран – под новый кодекс и решения Комиссии.
- Сколько понадобится времени для решения поставленных задач?
Т. С. Саркисян: Исходя из сроков разработки актов второго уровня, мы предполагаем, что понадобится еще два-три года, чтобы все прогрессивные новеллы, положенные на бумагу, заработали на местах во всем ЕАЭС.
Первые месяцы применения Таможенного кодекса ЕАЭС показали не только положительный эффект от его вступления, но и определили дальнейшую работу по совершенствованию таможенного регулирования в Союзе. Было принято решение активизировать деятельность Рабочей группы высокого уровня, которая занималась разработкой ТК ЕАЭС. Ее основные задачи – это формирование единой во всех странах ЕАЭС практики применения нового кодекса, устранение возникающих разногласий по законодательству. Сейчас разрабатывается регламент работы Рабочей группы, в мае-июне она начнет функционировать.
- Одна из ваших главных задач в рамках ЕАЭС – устранение препятствий для функционирования единого внутреннего рынка. Как продвигается работа?
Т. С. Саркисян: Совершенно верно, ключевая цель деятельности Комиссии – создание единого рынка нашего интеграционного объединения, в рамках которого будут свободно перемещаться товары, услуги, капитал и рабочая сила. Поэтому мы постоянно и в разных форматах работаем над устранением препятствий на рынке. Они делятся на три типа: барьеры, изъятия и ограничения.
В 2017 было ликвидировано 13 барьеров в различных сферах экономической деятельности. Например, в сфере трудовой миграции удалось решить вопрос с предоставлением трудящимся из стран ЕАЭС медицинской помощи в Российской Федерации. Со 2 января 2017 года они могут наравне с российскими гражданами получать доступ к социальным гарантиям. Благодаря превентивным мерам ЕЭК было не допущено появление новых препятствий, а бизнес стран ЕАЭС был избавлен от дополнительных расходов на сумму порядка 70 млн долларов США.
Устранение ограничений и изъятий – более сложный процесс. Для устранения изъятий и ограничений мы составляем «дорожные карты», в которых прописаны механизмы и сроки их ликвидации. Такая «дорожная карта» на 2018–2019 годы была принята в октябре прошлого года и уже активно реализуется. В ней предусмотрено устранение 17 ограничений и изъятий. Они касаются, в частности, взаимного признания государствами-членами документов об ученых степенях и ученых званиях, гармонизации требований к профессиональной подготовке водителей, признания банковских гарантий для целей государственных закупок и т.д.
- Какие направления в деятельности ЕАЭС сегодня самые приоритетные?
Т. С. Саркисян: Перед нами стоит задача углубления и институционализации всех норм и направлений, зафиксированных в Договоре о Союзе. И очевидно, что цифровая трансформация – один из самых эффективных инструментов достижения этой цели. Руководство наших стран считает, и Комиссия разделяет это мнение, что оцифровка таких сфер сотрудничества, как таможенное регулирование, сельское хозяйство, промышленность, торговля, позволит значительно повысить эффективность нашего взаимодействия и диалога с внешним миром. Работа предстоит по четырем направлениям: трансформация общих рынков, отраслевая и кросс-отраслевая трансформация, развития цифровой инфраструктуры и цифровая трансформация управления интеграционными процессами. Вклад цифровых проектов и инициатив может составить до 11% ожидаемого совокупного роста ВВП ЕАЭС к 2025 году.
Приоритетными целями Союза также являются формирование общего рынка электроэнергии к 2019 году, общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов и общего финансового рынка к 2025 году.
- Цифровая трансформация – весьма амбициозный проект. Что следует под этим понимать?
Т. С. Саркисян: В октябре 2017 года президенты наших стран одобрили Основные направления реализации цифровой повестки Союза до 2025 года. Цифровая повестка Союза – это программа цифровой трансформации. По сути, она означает повышение конкурентоспособности ЕАЭС на основе сквозных цифровых технологий и цифровых платформ, это новая кооперация, только в цифровом измерении.
Всего на сегодня утверждено шесть инициатив. Среди них: цифровая торговля, цифровые транспортные коридоры, цифровая промышленная кооперация, соглашение об обороте данных, система регулятивных «песочниц». Первая инициатива, которую планируется реализовать, касается прослеживаемости товаров, уже готовится концепция ее реализации. В основе концепции – мониторинг и анализ всего жизненного цикла товара, а не только маркировка как способ защиты от контрафакта.
- Не возникают ли при этом трудности с различиями в законодательствах стран Союза?
Т. С. Саркисян: Трудности, конечно, возникают, но это закономерно – все мы наследуем старые уклады хозяйствования и администрирования. И наша задача в ситуации вызова глобальной цифровой трансформации – избавиться от регуляторных барьеров и ограничений, создать новые условия для развития экономики.
Мы с интересом изучаем опыт других международных организаций в построении цифровых процессов – Европейского союза, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). На первом этапе нас консультировал Всемирный банк. Сейчас как Комиссия, так и государства - члены погрузились в тему, евразийскую повестку уже сложно представить без цифровых преобразований.
- В соответствии с Договором о ЕАЭС страны - участницы взяли на себя обязательство сформировать общий финансовый рынок Союза. Кто вовлечен в процесс формирования?
Т. С. Саркисян: Действительно, мы должны сформировать общий финансовый рынок с наднациональным органом по регулированию финансового рынка. Штаб-квартира регулятора будет располагаться в Казахстане.
В настоящее время по поручению президентов наших стран национальные (центральные) банки совместно с правительствами государств - членов и Комиссией разрабатывают Концепцию формирования общего финансового рынка ЕАЭС. Сейчас идут дискуссии по ее содержанию, поэтому более подробно рассказать об этом документе я смогу чуть позже, когда мы согласуем его основные положения.
- Но есть наверняка какое-то общее видение?
Т. С. Саркисян: Мы считаем, что общий финансовый рынок будет формироваться сразу в двух плоскостях. С одной стороны, это снятие барьеров и ограничений, затрудняющих взаимный доступ профессионалов рынка, инвесторов и потребителей финансовых услуг на рынки друг друга. С другой, – создание условий для эффективного регулирования и использования новых финансовых технологий, которые кардинально меняют образ финансового рынка. В связи с этим в концепции, безусловно, найдут отражение вопросы развития финансовых инноваций, применения перспективных финансовых технологий и их регулирования на общем финансовом рынке ЕАЭС в будущем.
Однако уже сейчас, параллельно с выработкой подходов к построению архитектуры общего финансового рынка, мы приступаем к гармонизации финансового законодательства в финансовой сфере. Эта работа должна быть проведена до 2025 года, что является необходимым для запуска общего финансового рынка.