В Уральском и Северо-Западном таможенных управлениях проведены публичные обсуждения результатов правоприменительной практики. В процессе обсуждений специалисты ФТС отвечали на различные вопросы участников ВЭД, касающиеся таможенного декларирования товаров, и сопровождающих его процессов. Ниже вы можете ознакомиться с вопросами, заданными в ходе публичных обсуждений, и ответами на них.
Где можно увидеть типичные ошибки участников ВЭД при заполнении ДТ?
Публикация таможенными органами аналитических и обзорных материалов в отношении ошибок, допускаемых декларантами или таможенными представителями при заполнении деклараций на товары (далее – ДТ), не предусмотрена.
Ст. 106 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ЕАЭС) определены сведения, которые указываются в декларации на товары.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №257 утверждена Инструкция о порядке заполнения декларации на товары и форма декларации на товары.
Одним из оснований для отказа в регистрации ДТ является отсутствие сведений, подлежащие указанию в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования (пп. 4 п. 5 ст. 111 ТК ЕАЭС).
Также правильность заполнения граф ДТ существенно влияет на процесс автоматической регистрации ДТ.
В целях снижения случаев непрохождения алгоритма автоматической регистрации ДТ по причинам, связанным с нарушениями при заполнении ДТ либо формализацией документов, вопросы качества оформления таможенных документов обсуждаются с участниками ВЭД и таможенными представителями в рамках Экспертно-Консультативных советов, Публичных обсуждений, рабочих встреч, проводимых Уральским таможенным управлением и таможнями региона.
Прошу раскрыть процесс корректировки таможенной стоимости (носит необоснованный и мало предсказуемый характер) при импорте?
В соответствии со статьей 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе, сведения о таможенной стоимости товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров).
В соответствии с пунктами 1 – 3 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС.
Иные особенности контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, в том числе признаки недостоверного определения таможенной стоимости товаров, основания для признания сведений о таможенной стоимости товаров недостоверными, определяются Евразийской экономической комиссией.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии №42 от 27 марта 2018 года утверждено Положение об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5 Положения признаками недостоверного определения таможенной стоимости товаров являются, в частности, следующие обстоятельства:
- выявление несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость ввозимых товаров и содержащихся в одном документе, иным сведениям, содержащимся в иных документах, а также сведениям, полученным из информационных систем таможенных органов и (или) из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки;
- выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза и другие.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений.
Пунктом 5 статьи 325 ТК ЕАЭС предусмотрено, что запрос документов и (или) сведений у декларанта в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений.
Одновременно с запросом таможенным органом направляется декларанту расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, которое необходимо предоставить таможенному органу в целях выпуска товаров.
Согласно пункту 9 статьи 325 ТК ЕАЭС запрошенные документы и (или) сведения должны быть представлены декларантом одним комплектом (одновременно) по каждому запросу.
В целях подтверждения достоверности и полноты проверяемых сведений одновременно с запрошенными таможенным органом документами и (или) сведениями декларантом могут быть представлены иные документы и (или) сведения.
Рассмотрим возможные варианты:
В случае представления декларантом запрошенных документов и (или) сведений в сроки выпуска товаров (не позднее чем за 1 рабочий день до истечения срока) проверка таможенных, иных документов и (или) сведений завершается до выпуска товаров, при этом:
- если представленные документы и (или) сведения подтверждают достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, таможенный орган производит выпуск товаров в соответствии со статьей 118 ТК ЕАЭС (согласно пункту 10 статьи 325 ТК ЕАЭС);
- если представленные документы и (или) сведения не подтверждают достоверность и (или) полноту проверяемых сведений и (или) не устраняют оснований для проведения проверки, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, направляется требование об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, до выпуска товаров в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС (согласно пункту 11 статьи 325 ТК ЕАЭС);
В случае представления декларантом запрошенных документов и (или) сведений в сроки выпуска товаров и при условии предоставления декларантом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов товар выпускается под обеспечение, проверка завершается не позднее 30 календарных дней со дня представления таких документов и (или) сведений, при этом:
- если представленные документы и (или) сведения подтверждают достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, таможенный орган информирует декларанта о завершении проверки и возможности возврата (зачета) обеспечения, предоставленного в соответствии с пунктом 1 статьи 121 ТК ЕАЭС (согласно пункту 19 статьи 325 ТК ЕАЭС);
- если представленные документы и (или) сведения не подтверждают соблюдение положений ТК ЕАЭС, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений и (или) не устраняют оснований для проведения проверки, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС (согласно пункту 17 статьи 325 ТК ЕАЭС);
В связи с непредставлением декларантом запрошенных документов и (или) сведений в сроки выпуска товаров и при условии предоставления декларантом обеспечения товар выпускается под обеспечение, документы и (или) сведения могут быть представлены декларантом после выпуска товаров в срок, установленный в запросе (не более 60 календарных дней со дня регистрации таможенной декларации), при этом:
1) в случае представления декларантом запрошенных документов и (или) сведений проверка завершается не позднее 30 календарных дней со дня представления таких документов и (или) сведений:
- если представленные документы и (или) сведения подтверждают достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, таможенный орган информирует декларанта о завершении проверки и возможности возврата (зачета) обеспечения, предоставленного в соответствии с пунктом 1 статьи 121 ТК ЕАЭС (согласно пункту 19 статьи 325 ТК ЕАЭС);
- если представленные документы и (или) сведения не подтверждают соблюдение положений ТК ЕАЭС, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений и (или) не устраняют оснований для проведения проверки, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС (согласно пункту 17 статьи 325 ТК ЕАЭС);
2) В случае непредставления декларантом запрошенных документов и (или) сведений в установленный срок проверка завершается не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока:
- если документы и (или) сведения не представлены с установленный срок таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС (согласно пункту 18 статьи 325 ТК ЕАЭС).
Прошу раскрыть процесс внесения изменений в выпущенную декларацию – это очень долгий и непрозрачный процесс?
Таможенные операции, связанные с изменением (дополнением) сведений, заявленных в таможенной декларации, и порядок их совершения определены статьей 112 ТК ЕАЭС.
Изменения в выпущенную ДТ вносятся в соответствии с Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений комиссии таможенного союза и коллегии Евразийской экономической комиссии» (далее – Решение).
В соответствии с пунктом 12 Решения внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения.
Рассмотрение таможенным органом обращения производится в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС в установленный законодательством этого государства-члена срок, который не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации обращения в таможенном органе.
Рассмотрение таможенным органом документов, указанных в абзаце третьем пункта 12 Решения, производится не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем регистрации таких документов, если законодательством государства-члена не установлен менее продолжительный срок.
В соответствии с пунктом 21 Решения внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.
Решение вручается декларанту под роспись либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок, не превышающий 3 рабочих дня со дня его принятия.
В соответствии с пунктом 24 Решения декларант, исходя из сведений, указанных таможенным органом в решении, в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения декларантом решения, представляет в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ, сведения в которой изменяются (дополняются), корректировка декларации на товары (далее - КДТ), и ее электронный вид, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС и ее электронный вид, а в случае уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.
Срок представления декларантом в таможенный орган указанных документов и сведений может превышать 10 рабочих дней со дня получения декларантом решения, если это предусмотрено законодательством государств-членов, в случае, если внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, влечет за собой уплату таможенных, иных платежей.
Должностное лицо проверяет правильность заполнения КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС. В случае если КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС заполнены надлежащим образом, должностное лицо в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня, следующего за днем представления в таможенный орган КДТ, регистрирует КДТ путем присвоения ей регистрационного номера и производит соответствующие записи (проставляет отметки) в ДТ и КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также в ДТС.
Прошу рассказать о сроках проведения таможенных процедур и регламенте ответов на запросы в процессе таможенного оформления (например, сроков процедуры экспертной оценки и принятия решения таможенным органом на ее основании)?
В соответствии с п. 1 ст. 325 ТК ЕАЭС если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации.
Статьей 325 ТК ЕАЭС определены виды документов и случаи, в которых они могут быть запрошены, а также сроки их представления.
Согласно п. 6 ст. 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится путем анализа документов и сведений, в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия, из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.
Система межведомственного электронного взаимодействия в РФ является основополагающим элементом реализации принципа «единого окна». С помощью СМЭВ таможенные органы в режиме реального времени автоматически получают в электронном виде необходимые для таможенного контроля сведения из документов других ведомств. Сейчас реализовано 64 технологические карты межведомственного взаимодействия с 32 органами исполнительной власти.
Благодаря СМЭВ участнику ВЭД не нужно представлять в таможню документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.
Порядок назначения, проведения таможенной экспертизы определен главой 53 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Статьей 390 ТК ЕАЭС установлено, что таможенная экспертиза проводится в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов и документов для проведения таможенной экспертизы, если иное не предусмотрено указанной статьей.
В случае невозможности завершения в указанный срок таможенной экспертизы срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС.
Приказом ФТС России от 20 ноября 2014 года №2264 утвержден порядок отбора таможенными органами Российской Федерации проб (образцов) товаров для таможенной экспертизы и порядок приостановления срока проведения таможенной экспертизы (далее – Порядок). Пунктом 20 Порядка установлено, что результаты таможенной экспертизы обязательны для применения таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, за исключением случаев назначения дополнительной и (или) повторной таможенной экспертизы.
Сроки принятия решений по результатам таможенных экспертиз не регламентированы, вместе с тем в целях ускорения совершения таможенных операций и сокращения издержек участников ВЭД, решения по результатам экспертиз принимаются в минимальные сроки.
В соответствии с п. 8 ст. 119 ТК ЕАЭС в случае если назначена таможенная экспертиза и для ее завершения необходим более продолжительный срок, чем 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации ДТ, и не предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, срок выпуска товаров продлевается с разрешения руководителя таможенного органа на срок проведения таможенной экспертизы.
Как я понимаю, цель статистической формы — ведение статистического учета: чтобы мы в области могли понимать, какие товары и откуда ввозятся на территорию области. Отсюда вопрос: кто обрабатывает эти данные и можно ли увидеть анализ данных статистических форм в свободном доступе?
Данные статистических форм обрабатываются таможенными органами. Анализ данных в открытом доступе не размещается. В открытом доступе находится информация об объёмах экспорта и импорта по странам и товарам субъектов Российской Федерации. Данная информация размещается на официальных сайтах региональных таможенных управлений в разделе «Таможенная статистика внешней торговли». В частности, Уральское таможенное управление размещает некоторые данные по таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, находящимся в регионе деятельности УТУ, на официальном сайте Управления.
Также заинтересованные пользователи имеют возможность самостоятельно на безвозмездной основе получить информацию на официальном сайте ФТС России в подразделе «База данных таможенной статистики внешней торговли» раздела «Таможенная статистика внешней торговли». Предоставлена возможность сформировать и выгрузить данные таможенной статистики по субъектам Российской Федерации, по товарам (2-, 4-, 6-, 8-, 10-значным кодам ТН ВЭД ЕАЭС), любой стране – партнеру, включая государства – члены ЕАЭС, отчетному периоду - год, квартал, месяц - за последние три года и отчетный период текущего года. Информация обновляется ежемесячно.
Можно узнать об объемах экспорта (статистические данные) из стран Евразийского экономического союза?
Информация об объемах экспорта государств-членов ЕАЭС размещена на сайте Евразийской экономической комиссии в разделе «Интеграция и макроэкономика»\ «Департамент статистики»\ «Статистика ЕАЭС»\ «Статистика внешней и взаимной торговли товарами».
Что такое безрисковые декларации?
В соответствии с п. 7 статьи 214 Федерального Закона от 03.08.2018 №289-ФЗ при выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками.
Понятие «безрисковые декларации» не является официальным термином. Фактически под данным понятием подразумевают ДТ на товарные партии, в отношении которых не выявлен или не идентифицирован риск нарушения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Алгоритм выпуска постоянно совершенствуется. Где можно с ним ознакомиться?
Вопросы выпуска товаров регламентированы главой 18 ТК ЕАЭС (статьи 118 –126).
В соответствии с пунктом 3 статьи 82 ТК ЕАЭС отдельные таможенные операции (в том числе – выпуск товаров) могут совершаться таможенными органами посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов.
В УТУ на всех таможенных постах реализована технология автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта и процедурой выпуска для внутреннего потребления, а также свободной таможенной зоны, определён алгоритм автоматической проверки соблюдения условий регистрации и выпуска соответственно.
Информация о порядке и принципах работы алгоритмов автоматического принятия решения не является информацией для открытого доступа.
В счет-фактуре указывается номер декларации на товары. Если на территории России одно юридическое лицо перепродает импортный товар другому юридическому лицу и указывает в счете-фактуре номер декларации на товары (без указаниях конкретных данных о партии товаров), то как можно узнать ввозился данный товар именно по этой декларации на товары?
Статьей 305 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) установлен порядок и условия получение лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов.
В соответствии с частью 8 статьи 305 Федерального закона обращение заявителя, предусмотренное частью 7 статьи 305 Федерального закона, должно содержать сведения о регистрационном номере декларации на товары и наименовании страны происхождения товара, указанные в декларации на товары, о количестве товара в килограммах (вес брутто и (или) вес нетто) и (или) в других единицах измерения, а также о порядковом номере товара в декларации на товары.
Входит ли таможенный представитель в круг заявителей, обладающих правом самостоятельного (без поручения декларанта) обращения за предварительным решением о классификации товара?
Порядок принятия предварительного решения о классификации определяется статьями 23 – 27 ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной указанными статьями, – в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС о таможенном регулировании.
В Российской Федерации действует Федеральный закон Российской Федерации от 3 августа 2018 г. №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ).
Порядок принятия предварительного решения о классификации в части, не урегулированной ТК ЕАЭС, определяется статьёй 18 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 3 августа 2018 г. №289-ФЗ заявителем может выступать лицо, отвечающее условиям, предусмотренным статьёй 83 ТК ЕАЭС и частью 4 статьи 100 Федерального закона от 3 августа 2018 г. №289-ФЗ, либо надлежащим образом уполномоченный таким лицом представитель. Статьей 83 ТК ЕАЭС и частью 4 статьи 100 Федерального закона от 3 августа 2018 г. №289-ФЗ установлены категории лиц, правомочных выступать декларантами товаров.
Таким образом, нормативными правовыми актами, определяющими порядок принятия предварительного решения о классификации в Российской Федерации, не предусмотрено право таможенного представителя самостоятельного (без поручения декларанта) обращения в таможенные органы с заявлением о принятии предварительного решения о классификации.
Есть ли у СЗТУ чёткая позиция и технологическая схема по применению письма ФТС России от 14 июня 2018 г. №14-88/35479? Если да – хочется иметь её в наличии. Если нет – почему нет, так как в ЦТУ этим письмом активно пользуются и таможенные посты, и участники ВЭД?
15 июня 2018 г. в Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ) поступило письмо ФТС России от 14 июня 2018 г. №14-88/35479 «О направлении информации», которое было доведено до таможенных органов для руководства, учёта и использования в работе. Этим письмом ФТС России обратила внимание таможенных органов на вопросы условного выпуска товаров, в отношении которых применяются меры технического регулирования, а также условного выпуска товаров в целях маркирования продукции единым знаком обращения на рынке ЕАЭС.
В регионе деятельности СЗТУ на 18 ноября 2018 г. в отношении порядка 400 товарных партий были приняты решения об условном выпуске товаров с представлением документов о соответствии после выпуска товаров. Разрешение на представление документов соответствия после выпуска товаров выдаётся таможенным органом по результатам рассмотрения мотивированного обращения декларанта с учётом представленных обязательств о соблюдении установленных ограничений (пункт 3 статьи 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС)).
Основная часть решений об условном выпуске в регионе деятельности СЗТУ принималась в отношении ввозимой в Российскую Федерацию партии продукции с одновременным отбором в установленном порядке проб и (или) образцов в целях проведения испытаний. Также имелись случаи условного выпуска товаров в целях маркирования продукции единым знаком обращения на рынке ЕАЭС.
По применению приказа ФТС России от 9 сентября 2016 г. №1745 по включению в регион деятельности таможенного поста МАПП Торфяновка СВХ Восход Торфяновского таможенного поста. Почему не применяется процедура прохождения таможенных процедур согласно пункту 2 приказа ФТС России от 17 ноября 2011 г. № 2351, а именно перемещение товаров с МАПП Торфяновка на СВХ Восход. Данная процедура позволит минимизировать издержки для бизнеса и сделать логистику более эффективной в связи с ускорением прохождения процедур (без оформления транзита)?
Приказом ФТС России от 17 ноября 2011 г. №2351 утверждён Порядок совершения таможенных операций при перемещении товаров автомобильным транспортом из мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза на склады временного хранения, находящиеся в непосредственной близости от пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее – Порядок).
Раздел II Порядка определяет возможность перемещения товаров из места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС на склад временного хранения без помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. Перемещение товаров осуществляется под таможенным наблюдением.
При этом основным условием применения раздела II Порядка является необходимость нахождения территории пункта пропуска и территории склада временного хранения в регионе деятельности одного таможенного поста.
На основании предложений Выборгской таможни, в соответствии с приказом ФТС России от 31 декабря 2015 г. №2736 с 15 января 2016 г. в регион деятельности таможенного поста МАПП Торфяновка Выборгской таможни были включены: территория МАПП Торфяновка и земельный участок, на котором расположен СВХ ЗАО «Восход».
На основании изложенного, препятствий для применения раздела II Порядка в рассматриваемом случае Северо-Западное таможенное управление не усматривает.
Вместе с тем, при получении отказов в применении раздела II Порядка в подобных случаях предлагаем обращаться в Северо-Западное таможенное управление с целью проверки в каждом конкретном случае обоснованности действий таможенного органа.