Доклад Л. В. Хлыстовой на публичных слушаниях по правоприменительной практике таможенных органов в ДВТУ, декабрь 2018 г.
Федеральный закон №289-ФЗ от 03.08.2018 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон) внес кардинальные изменения, касающиеся процедуры проведения таможенных проверок и принятия решений по их результатам.
1. Первая новелла – это установление срока проведения камеральной таможенной проверки, ранее ничем неограниченного. Согласно статье 228 Закона, камеральная проверка проводится в течение 90 календарных дней. При этом предусмотрено продление проверки на срок предоставления проверяемым лицом документов по требованию, выставленному таможенным органом, также проверка может быть однократно продлена на 120 календарных дней, если требуется:
- проведение таможенной экспертизы;
- направление требования о предоставлении документов лицам, связанным с проверяемым лицом по сделкам (пп. 3 п. 1 ст. 335 ТК ЕАЭС);
- направление запроса государственным органам, уполномоченным организациям, в банки;
- направления запроса в компетентный орган другого государства;
- направление поручения о проведении таможенного контроля в таможенные органы государств-членов ЕАЭС.
2. У таможенных органов и проверяемых лиц расширился круг обязанностей, связанных с проведением таможенной проверки.
Таможенному органу вменен ряд дополнительных обязанностей:
- уведомление проверяемого лица о начале в отношении него камеральной таможенной проверки, уведомление о продлении срока камеральной проверки (п. 3, 8 ст. 228 Закона);
- формирование выписки из акта таможенной проверки и направление её таможенному представителю, если по результатам таможенной проверки необходимо вносить изменения в декларации на товары в связи с выявленными нарушениями и такие декларации при таможенном декларировании были поданы таможенным представителем (п. 10 ст. 237 Закона);
- уведомление проверяемого лица о продлении срока проведения таможенной экспертизы, назначенной в рамках проверки (п. 9. ст. 335 Закона).
Проверяемым лицам вменены следующие дополнительные обязанности, связанные с предоставлением документов (с учетом норм Таможенного кодекса ЕАЭС):
- увеличение с 3-х до 5-ти лет срок хранения документов, необходимых для проведения таможенного контроля (со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем) (статья 320 ТК ЕАЭС);
- в случае отсутствия истребованных таможенным органом документов, необходимо представлять до истечения установленного срока письменное объяснение причин неисполнения требования таможенного органа (п. 1 ст. 236 Закона);
- лица, связанные с проверяемым лицом по сделкам с товарами, в отношении которых проводится таможенная проверка, обязаны представлять по требованию таможенного органа копии документов, информацию по операциям и расчетам, имеющим отношение к сделкам с такими товарами (п. 3 статьи 337 ТК ЕАЭС).
Считаем необходимым напомнить, что обязанности проверяемого лица при проведении таможенной проверки предусмотрены статьёй 336 ТК ЕАЭС, в числе которых обязательное представление по требованию таможенного органа документов в установленные сроки.
За непредставление, несвоевременное представление лицами документов, необходимых для проведения таможенной проверки, предусмотрена административная ответственность по статье 16.12 КоАП России, часть 3 (Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений) с наложением штрафа на должностных лиц – до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – до трехсот тысяч рублей.
Неисполнение лицами обязанности по хранению документов, необходимых для проведения таможенного контроля, хранение которых является обязательным, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 5 ст. 16.12. КоАП России - с наложением административного штрафа на должностных лиц – до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - до трехсот тысяч рублей.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для проведения таможенного контроля, подлежащих хранению, перечислен в статьях 108, 320 ТК ЕАЭС, среди них:
- документы, подтверждающие характеристики товаров, использованные при их классификации в соответствии с ТН ВЭД;
- документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка;
- документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, а также соблюдение ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением таких льгот;
- документы, подтверждающие условия использования товаров в соответствии с заявленными таможенными процедурами;
- и другие документы.
В связи с этим всем потенциальным субъектам таможенного контроля после выпуска товаров, а также лицам, связанным с участником ВЭД по сделкам с товарами, напоминаем, что во избежание неблагоприятных последствий необходимо ответственно относиться к хранению документов и их представлению по требованию таможенного органа.
3. Самые значительные изменения произошли в части процедуры принятия решений в области таможенного дела по результатам таможенных проверок.
Ранее, по завершении таможенной проверки одновременно с составлением акта принимались решения в области таможенного дела, автоматически запускающие процедуру доначисления и взыскания неуплаченных таможенных платежей. В случае несогласия с принятыми решениями лицо имело право подать жалобу в таможенный орган либо обратиться в суд.
Новый Федеральный закон (ст. 237) дает дополнительное право проверенному лицу на предоставление письменных возражений по акту таможенной проверки до принятия решения в области таможенного дела, влекущего начисление таможенных платежей.
Установлен срок представления таких возражений – в течение 15 рабочих дней со дня получения Акта. Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, своевременно представленных в таможенный орган, подлежит обязательному рассмотрению, по ним составляется письменное заключение, которое не позднее 10-ти рабочих дней со дня поступления возражений доводится до лица. Решения в области таможенного дела принимаются таможенным органом после рассмотрения своевременно представленных возражений.
В завершение считаю необходимым также напомнить, что фиксирование таможенными органами после выпуска товаров нарушений создает впоследствии дополнительную финансовую нагрузку на проверяемых лиц, а также приводит к привлечению лиц к административной, в ряде случаев и к уголовной ответственности.
По сути, совершая нарушение, бизнес несёт тройную финансовую ответственность: принудительный возврат государству неуплаченных таможенных платежей, оплату пеней, уплату штрафов. В этой связи, представителям бизнеса в своей деятельности необходимо исключать действия, влекущие неблагоприятные последствия при декларировании товаров и последующем таможенном контроле.