25 октября 2019 г. в рамках Международного таможенного форума состоялась панельная сессия, посвященная трансформации таможенного законодательства, на которой обсуждались первые итоги и дальнейшие перспективы.
Коротко остановимся на самых важных, на наш взгляд, моментах, которые обсуждались на сессии, посвященной изменениям таможенного законодательства.
Модератором сессии был Виталий Сурвилло, председатель Комитета по таможенному регулированию Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Виталий Юрьевич акцентировал внимание на том, что принятые Таможенный кодекс ЕАЭС и 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации…» по общей оценке стали прорывными документами, которые могут быть образцами для других государств. Но вместе с тем работать во многом стало сложнее, т.к. новое законодательство теперь слишком обширное. Кроме этого существует большое количество нормативных правовых актов, подстраивание которых под новые Кодекс и Закон еще продолжается. В. Ю. Сурвилло попросил заместителя начальника Правового управления ФТС России Инну Михалко рассказать о работе с нормативными правовыми актами и озвучить задачи, которые стоят перед ФТС России по надстройке законодательства в ближайшие годы.
Инна Евгеньевна отметила, что на сегодняшний день вся система таможенных органов переживает период полномасштабных глобальных преобразований, концептуальных пересмотров подходов к организации таможенного дела, и все это происходит на фоне глобального изменения наднационального и национального законодательства. Безусловно, эти изменения затрагивают всех участников правоотношений. Существует несколько приоритетных проектов по реформированию контрольно-надзорной деятельности, введен механизм регуляторной гильотины. В рамках этой работы предполагается ряд направлений по усовершенствованию нормативно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности:
- Внедрение риск-ориентированного подхода;
- Отмена актов РСФСР, признание недействующими актов СССР;
- Совершенствование систем обязательных требований в части устранения избыточных, дублирующих, неэффективных и других требований.
Провести все эти мероприятия планируется к 01 января 2021 г.
Инна Евгеньевна подчеркнула, что ФТС России осуществляет постоянный мониторинг и анализ правоприменительной практики. Огромную работу проводит Минфин России по вопросам толкования положения 289-ФЗ.
Сейчас вместе с Верховным судом, с участием органов государственной власти и бизнеса ведется работа по подготовке нового проекта постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации, который будет касаться вопросов применения судами положений ТК ЕАЭС. Новое постановление ожидается принять довольно скоро. Как показала практика применения Постановления Пленума № 18 от 2016 года, который действует на сегодняшний день, данная работа очень полезна, т.к. позволяет закрепить позиции ФТС России, судов, участников ВЭД и выработать единственно верный и правильный подход в толковании тех или иных норм. Он не носит революционный характер и во многом содержит те же подходы, которые были в ранее принятом документе. Основные положения нового постановления Пленума Верховного суда продолжают и расширяют практику прошлых лет. Основные вопросы касаются таможенной оценки ввозимых товаров (таможенная стоимость) и классификационных споров. Примечание «Альта-Софт» от 28 ноября 2019: 26 ноября 2019 года Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял Постановление «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза».
По плану-графику подготовки нормативных актов в развитие 289-ФЗ должно быть разработано порядка 180 документов и на сегодняшний день осталось зарегистрировать в Минюсте всего 2.
В дальнейшей краткосрочной перспективе развития таможенного законодательства предстоит внесение изменений в 289-ФЗ и, возможно, в ТК ЕАЭС. Изменения будут касаться устранения точечных, локальных недостатков, недочетов.
Долгосрочная перспектива – это 2030 год. Изменения законодательства будут носить принципиальный, концептуальный характер, необходимо будет формировать новые нормы, которые позволят реализовывать положения, заложенные в Концепции развития таможенных органов 2030. Это полноценная цифровизация всех таможенных процессов – таможенного контроля, совершенствования системы управления рисками, уплаты таможенных платежей и всего прочего. Пока рано говорить, будут ли пересматриваться ТК ЕАЭС и 289-ФЗ, но скорее всего придется внести ряд изменений в Кодекс, Закон и решения ЕЭК.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации Никита Золкин в своем выступлении отметил, что на Минфин легло серьёзное бремя по разработке нормативных правовых актов, при этом министерство занимает роль арбитра между контролирующим органом – таможенной службой и бизнесом. Сейчас проходит согласование несколько серьезных документов, касающихся таможенных экспертиз и категорирования участников ВЭД.
Никита Андреевич призвал участников ВЭД активно пользоваться механизмом разъяснения норм законодательства о таможенном регулировании, поскольку сейчас нарабатывается определенная практика применения нового законодательства. Он акцентировал внимание, что участники ВЭД часто путают процедуры обжалования с процедурами разъяснения законодательства.
Было отмечено, что заинтересованные лица обращаются в Министерство за объяснениями, но не в том количестве, в котором их с ужасом ожидали с вступлением в силу нового законодательства.
Что касается внесения изменений в 289-ФЗ, то Минфин сейчас собирает предложения по корректировке закона, исходя из обращений участников ВЭД и практики работы ФТС. Такой законопроект включен в план законопроектной деятельности Минфина на 2020 год. В следующем году планируется внести правки как по техническим, так и по разночитаемым моментам.
Н. А. Золкин рассказал, что сейчас ведется большая работа над законопроектом, который вносит изменения во все законы, касающиеся регулирования процедуры свободной таможенной зоны и регулирования свободных экономических зон. В ближайшее время этот законопроект будет внесен в Правительство с последующим внесением в Государственную Думу.
Никита Андреевич также обратил внимание, что недавно вышло Постановление Правительства, вносящее изменение в регламент работы по принятию и утверждению нормативных актов. Так, увеличились сроки регистрации приказов в Минюсте с одного месяца до трех. Теперь нормативные правовые акты будут дольше готовиться, дольше согласовываться, дольше регистрироваться.
Начальник отдела таможенного законодательства Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Марина Искоскова отметила, что все 2 года, пока применяется Таможенный кодекс, Комиссия проводит работу по отслеживанию мелких и более серьезных вопросов, которые нужно доурегулировать непосредственно в Кодексе. На текущий момент есть определённый пул уже обсужденных поправок, который необходим для дальнейшего совершенствования Кодекса. Можно пойти поступенчато, выделить какой-то пакет уже готовых поправок, но процесс не быстрый. Если ориентироваться на практику, то от начала работы над проектом даже самого простого международного договора до его подписания проходит не менее двух лет. Поэтому, если со следующего года начать согласовывать первый пакет поправок в Кодекс, не глобальных, а текущих, которые всем необходимы и признаны всеми, то можно рассчитывать, что в течение двух лет можно будет получить эти поправки как результат нормотворческой деятельности.
Мария Голобокова, «Альта-Софт»