Стенограмма выступления В. И. Булавина на коллегии ФТС России, 6 марта 2020 г.
«Уважаемый Антон Германович, уважаемые коллеги!
Федеральная таможенная служба наделена более чем двумя десятками функций, которые можно разделить на фискальные, контрольные и правоохранительные.
Доложу о работе ФТС России по результатам их выполнения в 2019 году. По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот России снизился на 3% и составил 667 миллиардов долларов США. Экспорт сократился на 6% – до 423 миллиардов, импорт увеличился на 2,2% и достиг 244 миллиардов.
Таможенными органами оформлено более 5 млн электронных деклараций, поданных 110 тыс. участников внешнеэкономической деятельности. В федеральный бюджет перечислено 5 триллионов 729 миллиардов рублей, на 90 миллиардов больше контрольного задания.
Платежи от экспорта – 2 триллиона двести девяносто один миллиард, сократились на 24% и составили 40%всех наших перечислений. Это обусловлено снижением цены и объема экспорта углеводородов, а также реализацией налогового маневра. За счет его проведения сумма пошлин от экспорта нефти и нефтепродуктов в 2019 году уменьшилась на 1,9 триллиона рублей. В то же время произошло увеличение почти на 14% платежей по импорту – 3 триллиона 345 миллиардов.
Положительная динамика объясняется не только ростом курса доллара США и увеличением ставки НДС на 2 процента, но и повышением эффективности таможенного администрирования. Хочу подчеркнуть, что за счет таможенных платежей формируется практически треть доходов федерального бюджета. Реализация ФТС России фискальных функций приобретает в условиях выполнения послания Президента России и национальных проектов особую значимость.
Основными направлениями обеспечения полноты собираемости платежей на ближайшую перспективу является:
- повышение уровня автоматизации процесса выявления таможенных рисков;
- полномасштабное внедрение практики использования выявления динамических стоимостных индикаторов риска и их автоматической актуализации;
- планомерный переход к применению технологии автоматизированной оценки уровня риска к каждой товарной партии;
- дальнейшая интеграция информационных систем ФТС России и других федеральных органов исполнительной власти, прежде всего, Федеральной налоговой службы;
- обеспечение на основе сопоставимых данных ФТС России и ФНС России эффективного контроля за полнотой уплаты пошлин и налогов во взаимной торговле со странами ЕАЭС;
- изменение подходов к администрированию льгот.
За последние 10 лет их сумма выросла более чем в 3 раза и составила в прошедшем году 927 миллиардов рублей. По нашему мнению, необходимо пересмотреть порядок их представления, администрирование и систему оценки эффективности.
Важным направлением мобилизации дополнительных доходов является повышение эффективности контрольных функций, осуществляемых таможенными органами. В 2019 году по результатам их выполнения нами довзыскано более 45 миллиардов рублей. Мерами контроля в рамках системы управления рисками охвачено 32% товарных партий. Результативным является практически каждое второе проверочное мероприятие. Довзыскано более 32 миллиардов рублей (на 49% больше).
Более прицельным и действенным стал таможенный контроль после выпуска. Количество проверок сократилось на 17 процентов, а их средняя эффективность выросла в 2 раза и составила почти 8 миллионов рублей на одну проверку. Всего по их итогам доначислено 17 миллиардов рублей. Работа ведется в тесном сотрудничестве с налоговой службой, проведено 680 совместных проверок с результатом по линии ФТС 10 миллиардов рублей.
Важнейшим направлением нашей совместной работы под руководством Министерства финансов является формированием национальной системы прослеживаемости товаров. В прошлом году начат эксперимент с участием более 20 организаций. Создано единое аналитическое хранилище данных о цепочках продаж, подготовлен пакет изменений в Налоговый кодекс и право ЕАЭС, идет тестирование и настройка программных средств, в том числе процессов обмена информации. В этом году планируем подвести итоги эксперимента и обеспечить готовность по масштабному внедрению системы.
По результатам 2019 года можно отметить повышение эффективности работы 35 мобильных групп, решающих задачу по пресечению незаконного перемещения товаров. Проверено 80 тысяч транспортных средств. Выявлено 105 тысяч тонн запрещенных к ввозу товаров, в том числе 4000 тонн санкционных.
Принятые Президентом России решения о переводе должностных лиц, проходящих службу в таких группах и пунктах пропуск, в статус таможенных офицеров будет способствовать еще большему повышению ответственности и качества работы.
Для решения задач по противодействию ввозу санкционной продукции нами во взаимодействии с другими контролирующими ведомствами сделано немало. Но надо признать, что проблема в целом пока не решена. Эти товары, как правило, ввозят и реализуют представители российского бизнеса, который создает прецедент невыполнения указов Президента России. Назрела необходимость нам совместно с деловыми кругами, бизнес-ассоциациями и объединениями предметно поработать над этим вопросом.
При осуществлении валютного контроля проведено 10 тысяч проверок, выявлен ущерб на сумму 86 миллиардов рублей. Предотвращено незаконных валютных операций на сумму 1,2 миллиарда долларов. Дальнейшее повышение эффективности выявления сомнительных валютных операций и нарушения законодательства на ранних стадиях совершения будет обеспечено за счет автоматизации, аналитической работы по выбору объектов контроля.
В сфере защиты прав интеллектуальной собственности выявлено 12 миллионов единиц контрафактной продукции, сумма предотвращенного ущерба правообладателям составила 8 миллиардов рублей.
За последние три года наблюдается существенный рост объемов в интернет-торговле. Общее количество пересылаемых товаров выросло почти в полтора раза и в прошлом году составило более 332 миллионов почтовых отправлений и более 8 миллионов экспресс-грузов. Снижение с января 2019 года порога беспошлинного ввоза с 1000 до 500 евро повлекло увеличение количества платных посылок в 4 раза и суммы уплаченных таможенных платежей в 3 раза. В этих условиях нашей основной задачей являлось совершенствование технологий таможенного администрирования. На сегодняшний день создана система, которая позволяет обрабатывать в электронном виде более полутора миллионов международных отправлений в сутки. Проводится эксперимент с Почтой России, в котором она выступает в качестве логистического оператора в интернет-торговле и может уплачивать таможенные платежи от имени физических лиц. С применением этой технологии уже оформлено уже более 2000 посылок. В этом году норма беспошлинной пересылке товаров 200 евро, в перспективе последующее снижение этого порога.
В этой связи особую ценность приобретает развитие технологии администрирования на принципах максимальной цифровизации и автоматизации процессов, в соответствии с лучшими мировыми практиками. Одновременно должны быть выработаны меры эффективного противодействия нарушениям в сфере интернет-торговли в части полноты уплаты платежей, соблюдения запретов и ограничений, ввоза контрафактной продукции.
Говоря о наших определенных успехах в выполнении контрольных функций должен выделить бюджетоемкие направления, по которым предстоит еще много сделать для наведения порядка. Это перемещение коньячных дистиллятов, табачных изделий, леса и лесоматериалов. Проблемы давние, коррупционно притягательные и успешно решить их можно только объединив усилия с нашими коллегами из контролирующих и силовых ведомств.
Более результативно в прошлом году работали наши правоохранительные подразделения. Выполняя поставленные Президентом задачи по усилению борьбы с наркобизнесом, из незаконного оборота изъято 12 тонн наркотических средств. Это почти половина объема наркотиков, проходящих в качестве вещественных доказательств по уголовным делам всех правоохранительных органов страны. Возбуждено 2000 уголовных и 150 000 административных дел. Взыскано штрафов на сумму более 2 миллиардов рублей. В уполномоченные органы переданы товары, обращенные в федеральную собственность, общей стоимостью 10 миллиардов. Уголовные дела возбуждались в основном по фактам контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, уклонение от уплаты таможенных платежей, нарушение валютного законодательства, незаконное образование юридических лиц. Благодаря проведенной профилактической работе, количество административных правонарушений при представлении статистической отчетности, которые раньше составляли основную массу, снизилось на 15%. В то же время возросло количество дел о нарушении таможенных правил и, в первую очередь, по контрабандообразующим составам. По недекларированию, недостоверному декларированию на 19%, по несоблюдению запретов и ограничений на 36%. Динамика роста наблюдается по делам, связанным с невывозом в установленный срок транспортных средств физическими лицами, с нарушениями порядка помещения товаров на временное хранение и несоблюдением таможенных процедур. Эти тенденции требуют предметного анализа и выработки дополнительных мер по профилактике таможенных нарушений и декриминализации внешнеэкономической сферы.
Деятельность ФТС России в 2019 году проходила в условиях значимых переходных процессов, связанных с применением нового Таможенного кодекса и нового закона о таможенном регулировании, а также с проведением в соответствии с поручением Президента России самой масштабной за последние годы реформы таможенной службы. Нам удалось перевести эти процессы в управляемый режим, не только не допустить снижения качества работы, но и повысить ее эффективность.
Доложу о реформе. Напомню, она предполагает существенное сокращение и укрупнение мест таможенного оформления. Весь его объем сосредоточится в 16 Центрах электронного декларирования, расположенных на государственных площадях. Ранее их было более 600 и все они, как правило, находились в зданиях, принадлежащих бизнесу. 12 Центров уже функционируют, в них оформляются 67% всех деклараций. В конце года этот показатель должен достигнуть 95%. Первый опыт работы Центров показал, что нам удалось решить основные поставленные задачи при реформировании: повысить эффективность управления таможенными органами и результативность контроля, добиться большего единообразия в принятии решений, повысить самостоятельность и независимость выпускающего инспектора, разорвать личный контакт между выпускающими инспекторами и декларантами, существенно снизить коррупционные риски и, как следствие, повысить собираемость платежей. В этом году будут созданы еще 4 электронные таможни с центрами электронного декларирования. Наша задача в кратчайшие сроки перевести работу в новом формате во всех регионах в штатный режим и завершить реформу в 2021 году.
Проводимые мероприятия открыли новые возможности для дальнейшей цифровизации таможенных процедур. Запустив процессы автоматизации в 2018 году, в 2019 мы уже зарегистрировали в автоматическом режиме более 2 миллионов 800 тысяч деклараций, автоматически выпущено почти 640 тысяч. И все это без участия человека, а значит более объективно и быстро, но без снижения качества таможенного контроля. Среднее время автоматических регистраций выпуска не превышает 5 минут. Дан старт автоматизации транзита в электронном виде оформляется 99% транзитных деклараций, 43 тысячи уже автоматически зарегистрировано, более 5 тысяч автоматически выпущено.
Достижение такого уровня автоматизации таможенных операций стало возможным благодаря применению более гибких подходов к категорированию участников внешнеэкономической деятельности в рамках системы управления рисками. На сегодняшний день количество организаций зеленого сектора, т.е. сектора с минимальными рисками превысило 10 тысяч. Ими подано 67% от всех деклараций, платежи с которых составили 87%от общего объема. Для этой категории значительно снижена частота применения фактического контроля и потенциально применим автовыпуск.
Цифровизация и автоматизация таможенных процедур, выстраивание конструктивного диалога с бизнес-сообществом привели к заметному снижению конфликтного потенциала в таможенной сфере. Все больше декларантов предпочитают решать споры в досудебном порядке. Объем судебных исков по таможенным спорам за последние 3 года сократился практически в 3 раза. При этом количество судебных решений в пользу таможенных органов увеличилось с 39 до 54%. Принципиально важно отметить, что мы последовательно проводим политику по выстраиванию бесконтактных отношений с бизнесом. В настоящее время можно привести уже сотни тысяч примеров, когда для выпуска товаров декларант не вступал в личный контакт с должностными лицами таможни. И это касается не только автовыпуска. Применяемые технологии передачи и обработки документов в электронном виде позволяет перенести все процессы взаимодействия полностью в цифровой формат.
Дальнейшее развитие наших информационных систем цифровой среды в целом даст качественный прорыв в отношениях с бизнесом. Исходим и того, что чем выше уровень цифровизации таможенной сферы, тем выше степень ее прозрачности с точки зрения действий и принимаемых решений и, следовательно, выше уровень доверия между декларантами, таможенными администрациями и другими субъектами внешнеэкономической деятельности. Таможенные процедуры не должны и не будут трактоваться как скрытые ограничения, произвольные и неоправданные дискриминации. Для нас принципиально, чтобы таможенная служба воспринималась как таможня без кулаков, но в то же время была результативной для государства и защищала его интересы. Мы обязаны обеспечить эффективное противодействие угрозам национальной безопасности и полноту взимания таможенных платежей. Создание благоприятных условий для внешнеторговой деятельности – наша задача при реализации национальных проектов. Не являясь основными исполнителями, мы активно участвуем в работе по Программам «Международная кооперация и экспорт», «Цифровая экономика», «Поддержка малого и среднего предпринимательства».
К 2024 году объем несырьевого экспорта товаров должен составить 250 миллиардов долларов США. Для этого требуется, конечно, не только быстрое и удобное совершение экспортных операций. Основное условие – наличие конкурентоспособного товара. Кроме того, необходимо решить проблему обустройства наших пунктов пропуска. Это не вопрос компетенции ФТС России, но надо понимать, что в ближайшее время мы исчерпаем свои возможности по автоматизации и ускорению таможенных операций, доведем автовыпуск до максимально допустимых пороговых значений, но все товарные партии как перемещались, так и будут перемещаться через пункты пропуска, построенные много лет назад. Они стали, своего рода, «узким горлышком» внешней торговли, препятствием в ее динамичном развитии. Увеличение их пропускной способности невозможно без проведения масштабных работ по капитальному строительству и реконструкции. Считаем, что необходимо оказать финансовую, кадровую и организационную поддержку Росгранстрою в выполнении этого очень важного для страны функционала.
В рамках Программы «Цифровая экономика» проводится работа по обеспечению круглосуточного функционирования информационных систем таможенных органов с необходимым уровнем производительности отказоустойчивости и полном резервировании. В этих целях, в соответствии с решениями Президента России, реализуется проект создания в период 2019 – 2023 годов собственного главного центра обработки данных. Проводимые мероприятия позволят гарантировать необходимую скорость и безаварийность работы наших программных средств. Хочу подчеркнуть, что наша информационная система является технической основой дальнейшего внедрения цифровых технологий в таможенной сфере. Организован обмен информацией с 43 федеральными ведомствами и организациями через систему межведомственного электронного взаимодействия. С ее помощью ежегодно поступает и обрабатывается 77 тысяч сообщений. Система позволяет перевести в цифру все контрольные операции с товарами. Основной сдерживающий фактор для этого сегодня – неготовность программных средств и технологий отдельных ведомств к обмену информацией в режиме реального времени, над чем мы сейчас вместе с коллегами достаточно активно работаем.
Особое внимание уделяется построению полноформатного информационного взаимодействия с иностранными коллегами. Мы сотрудничаем с таможенными службами более 100 стран мира, с 71 одной из них заключены базовые соглашения о сотрудничестве. Перспектива нашей совместной работы связаны с внедрением цифровых технологий в процессы взаимодействия и с реализацией принципов однократности таможенного контроля и взаимного признания его результатов.
Взяв курс на полномасштабную цифровизацию таможенной сферы, мы четко осознаем, что какими бы совершенными не были информационные ресурсы, роль человека остается ключевой. Уже сейчас в ходе проводимой реформы отчетливо обозначилась необходимость требований к таможенному офицеру, его служебному и моральному облику, уровню знаний и навыков, стойкости к коррупционным проявлениям. К сожалению, вновь приходится говорить о проблеме коррупции на итоговой коллегии. Еще раз обозначу наши твердые позиции. Боролись, боремся и будем бороться с любыми проявлениями коррупции, невзирая на должности, звания и имиджевые издержки. Наша задача обеспечить неуязвимость, надежность и профессионализм кадрового состава. В таможенной системе трудится немало высококвалифицированных специалистов, преданных своему делу. Многие из них в 2019 году отмечены государственными ведомственными наградами за безупречное выполнение должностных обязанностей. Хочу поблагодарить весь коллектив таможенной службы за проделанную работу.
Уважаемые коллеги. Наступивший год для таможенной службы – год завершения выполнения основных стратегических документов Комплексной программы «Стратегия развития до 2020 года», Дорожной карты по реформированию таможенных органов. Достижение поставленных в них целей позволит нам двигаться дальше, приступить к реализации новых направлений развития, связанных с внедрением цифровых технологий во все сферы деятельности. Начать переход от электронной таможни к таможне, насыщенной искусственным интеллектом, высокотехнологичной и высокоэффективной. Необходимо осуществить ряд значимых проектов по использованию в наших цифровых системах элементов искусственного интеллекта, расширение их возможностей не только по накоплению и передаче информации, но и по обработке больших данных, решению нелинейных задач в многомерном пространстве и в итоге по принятию юридически значимых решений. Среди основных проектов:
- формирование модели интеллектуального пункта пропуска, построенного на принципах автоматизации всех контрольных процедур для безостановочного перемещения безрисковых товаров;
- внедрение определения уровня рисков каждой товарной партии в режиме онлайн;
- создание центра оперативного мониторинга;
- строительство главного центра обработки данных;
- организация совместного контроля с нашими иностранными коллегами в формате так называемых предотгрузочных инспекций;
- налаживание оперативного обмена сведениями, использования их в системе управления рисками, включая данные о таможенной стоимости (это очень принципиальный вопрос);
- создание безопасных цепей поставок за счет взаимного признания уполномоченных экономических операторов;
- формирование системы межведомственного электронного взаимодействия и системы прослеживаемости товаров на пространстве ЕАЭС.
Подчеркну. Цифра должна стать платформой для общения с бизнесом. транспортниками, портами как внутри страны, так и за рубежом, связать таможенные службы и контролирующие органы. Все эти задачи на перспективу включены в подготовленный в соответствии с Вашим, Антон Германович, поручением проект Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года. Она основана на национальном и наднациональном законодательстве, учитывает предложения бизнеса, выверена с точки зрения развития информационных систем, увязана с прогнозом социально-экономического развития страны и Стратегии национальной безопасности, согласована с деловыми кругами, заинтересованными ведомствами и получила высокую оценку Всемирной таможенной организации, подтвердившей ее соответствие общемировым трендам развития таможенного администрирования. В марте проект Стратегии планируется внести на рассмотрение Правительства. В этом году предстоит очень важная работа по формированию плана ее реализации.
Основными задачами, которые нам предстоит решить в 2020 году является:
- выполнение майского 2018 года указа Президента России;
- обеспечение полноты и своевременности перечисления в федеральный бюджет таможенных и иных платежей;
- взимание которых возложено на таможенные органы, выполнение Комплексной программы развития ФТС на период до 2020 года в целях содействия внешнеэкономической деятельности;
- расширения применения электронных цифровых технологий в таможенном деле. Реформирование системы таможенных органов;
- обеспечение национальной безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности;
- расширение межведомственного и международного информационного взаимодействия;
- совершенствование таможенного регулирования на пространстве ЕАЭС с учетом интересов Российской Федерации.
Федеральная таможенная служба России располагает всеми возможностями для выполнения поставленных задач.
Хочу поблагодарить присутствующих на нашей коллегии руководителей и представителей Администрации Президента, Правительства России, министерств, ведомств, правоохранительных органов, общественных организаций и бизнес-сообщества. В результатах, о которых я доложил сегодня, имеется значительная составляющая наших с вами общих усилий. Выражаю надежду на дальнейшее тесное взаимодействие и эффективную совместную работу. Спасибо за внимание».