Стенограмма выступления Тухватуллина Олега Владиславовича, руководителя Отдела взаимодействия с органами государственной власти в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции Минпромторга России на онлайн-конференции «Маркировка табака 2020 – вторая всероссийская конференция ЦРПТ»
«Здравствуйте уважаемые коллеги. Говоря в целом о системе маркировки, необходимо отметить, что система маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации внедряется в рамках реализации решений Президента и Правительства Российской Федерации, как инструмент противодействия незаконному обороту промышленной продукции, доказавший свою эффективность.
Реализация данного проекта началась с маркировки изделий из натурального меха. Еще в 2016 году, уже тогда инструмент маркировки показал себя как эффективный механизм борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции. За первые 5 месяцев реализации проекта, с августа по декабрь 2016 года суммарная розничная реализация указанной продукции более чем в 5 раз превысила показатели маркетинговых исследований рынка по обороту за весь предыдущий год. Необходимо отметить, что более 20% участников легализовали свой бизнес, поскольку ранее они не представляли отчетность в налоговые органы в разной сфере деятельности.
Введение маркировки в отношении различных групп товаров в государственных целях призвано обеспечить увеличение легальной доли продукции на рынке, а также повысить эффективность государственного контроля, собираемость налоговых и таможенных платежей. Для бизнеса же система маркировки позволит увеличить долю на рынке добросовестных предпринимателей путем сокращения конкуренции со стороны недобросовестных участников оборота, а также снизить расходы на логистические операции и оптимизировать инвентаризацию продукции за счет цифровизации торговли и внедрения в деятельность хозяйствующих субъектов электронного документооборота.
Для потребителя система маркировки предоставит возможность проведения общественного контроля и возможность информирования контрольно-надзорных органов о признаках выявленных нарушений, а также проверки легальности нахождения товаров в обороте с помощь специального мобильного приложения, разработанного операторами ЦРПТ «Честный знак».
Маркировка обуви и товаров легкой промышленности
Необходимо отметить, что проект реализуется не только на территории Российской Федерации, но и на всей территории Евразийского экономического союза. В целях проведения согласованной, скоординированной политики в сфере маркировки товаров государствами-членами Союза 2 февраля 2018 года в городе Алматы заключено Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации. Результатом совместной работы наших партнеров, государств – членов Союза по гармонизации подходов к ведению системы маркировки товаров являются принятые решения. Это Решение Совета ЕЭК от 8 августа 2019 года №72 «О введении маркировки обувных товаров средствами идентификации», а также принятые решения 18 ноября 2010 года на заседании Совета ЕЭК о введении на территории Союза маркировки товаров легкой промышленности, фотокамер, шин, а также духов и туалетной воды.
В части обувных товаров и товаров легкой промышленности необходимо отметить, что этапное вступление в силу требований об обязательной маркировке указанной продукции установлено постановлениями Правительства Российской Федерации № 860 и 1956 соответственно. Так как маркировка обувной продукции, а также передача сведений в информационную систему о вводе в оборот данной продукции, ее обороте и выводе оборота становится обязательной с 1 июля 2020 года.
До 1 августа 2020 года участникам оборота необходимо промаркировать товары, которые на территорию Российской Федерации были ввезены после 1 июля, но приобретены до 1 июля.
До 1 сентября осуществляется маркировки нереализованных остатков обувной продукции, введенной в оборот до 1 июля 2020 года.
В свою очередь, запрет на оборот немаркированной средствами идентификации товаров легкой промышленности наступает 1 февраля 2021 года.
Участникам оборота предоставляется 1 месяц на маркировку остатков продукции, введенной в оборот до 1 января 2021 года и товаров, приобретенных до 1 января, но ввезенных на территорию Российской Федерации после 1 января 2020 года.
Маркировка табачной продукции
Необходимо отметить, что в отношении табачной продукции – сигареты и папиросы, добровольный эксперимент был запущен еще в январе 2018 года. А с 1 июля 2019 года производители начали выпуск только маркированных пачек продукции.
Примечательно, что представители рынка с самого начала выступившие инициаторами введения системы маркировки в отношении табачной продукции, приняли активное участие в добровольном эксперименте, а также в формировании правил игры соответствующих нормативно-правовых актов. Результатом такой работы явилась этапность вступления в силу соответствующих требований о маркировке.
Так, с 1 июля 2020 года вступает в силу запрет на оборот немаркированных сигарет и папирос. Данная этапность обусловлена жизненным циклом единиц товаров. В настоящее время мы проводим мониторинг наличия немаркированных остатков табачной продукции, динамики их выбытия, а также готовности всех участников оборота к вступлению в силу требований об обязательной маркировке.
Сама проблематика незаконного оборота на рынке сигарет является довольно острой. В 2018 году отраслевые эксперты сообщили о доле нелегальной продукции в размере порядка 9%, в 2019 году – 15,6 процентов. В данной ситуации многие добросовестные, законопослушные участники рынка ожидают скорейшего вступления в силу требования о запрете оборота немаркированных пачек сигарет и папирос, чтобы данный инструмент противодействовал незаконному обороту – маркировка – заработала в полную силу.
Сохранение установленной даты вступления в силу требований позволит нивелировать девальвацию уже проведенной работы по формированию механизма обеспечения прозрачности и легальности рынков, а также защиты интересов потребителей. Также это позволяет учитывать уже понесенные затраты компаний на своевременную подготовку и настройку собственных процессов, собственных учетных систем к введению этих требований.
В Минпромторг часто поступают предложения о переносе сроков введения обязательной маркировки средствами идентификации. В целом перенос сроков несет риски девальвации уже проведенной работы по формированию механизма обеспечения прозрачности и легальности рынка и защиты потребителей от незаконной продукции, а также инвестиций добросовестных участников оборота в своевременную подготовку к введению таких требований, в настройку собственных учетных систем, технических и бизнес-процессов.
Минпромторг и оператор ЦРПТ находятся в постоянном с представителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, участников оборота, отраслевых ассоциаций и союзов. Безусловно, особое значение имеет инструмент общественного контроля, о котором я уже сказал. По сведениям оператора, на сегодняшний день 600 000 пачек сигарет уже было проверено потребителями с помощью мобильного приложения «Честный знак». Но это только начало проводимой всеми нами работы по цифровизации торговли и увеличению прозрачности товарных рынков. Всего в информационной системе зарегистрировалось более 60 000 участников, промаркировано более 10 миллиардов единиц продукции. Такие результаты были достигнуты благодаря активной и неравнодушной позиции участников табачной отрасли, поэтому в преддверии 1 июля 2020 года хотелось бы попросить участников, кто еще не зарегистрировался в системе и не подключился к проводимой работе, не откладывать все на последний момент и готовится к запуску полной прослеживаемости, установленной правительством Москвы. Спасибо».