Стенограмма выступления главного государственного таможенного инспектора отдела контроля электронных платежей Сибирского таможенного управления Е. В. Параско, июнь 2020.
«Возврат авансовых платежей российским юридическим лицам на расчетный счет осуществляется отделом контроля электронных платежей регионального таможенного управления, которое осуществляет администрирование лицевых счетов юридических лиц. Возврат производится на основании заявления плательщика с приложением документов, перечень которых установлен статьей 122 Федерального закона от 7 ноября 2010 года № 311-ФЗ.
Список необходимых документов для возврата представлен на слайде. Я обращаю внимание на необходимость предоставления полного пакета документов и на заверение документов в установленном порядке - это нотариально либо таможенным органом.
В настоящее время действующая форма заявления о возврате авансовых платежей утверждена приложением №1 к приказу ФТС России от 22 декабря 2010 года № 2520. Приложения № 2 и № 3 в данном случае не используются.
Важно заполнять все поля в заявлении, ну и, конечно же, указывать корректные сведения. Здесь хочется отметить, что согласно положениям Федерального закона №311-ФЗ, если в таможенный орган, администрирующий лицевой счет плательщика, ранее были представлены необходимые для возврата документы, заверенные в установленном порядке, то лицо вправе не предоставлять такие документы повторно, сообщив таможенному органу о предоставлении таких документов и, конечно же, об отсутствии в них изменений. В заявлении на возврат для этого предусмотрена соответствующая строка.
Напоминаем, что порядок возврата утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним участникам внешнеэкономической деятельности регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 года № 81. Порядок возврата утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и прицепов – это постановление Правительства от 26 декабря 2013 года № 1291.
Здесь хочу обратить ваше внимание на вступившие изменения в порядке возврата утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств. Если у вас остались остатки после уплаты утилизационного сбора или вы ошибочно перечислили утилизационный сбор по коду соответствующей бюджетной классификации, то возврат таких денежных средств осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата авансовых платежей в соответствии со статьей 122 Федерального закона 311-ФЗ.
Приведу основные ошибки, допускаемые участниками внешнеэкономической деятельности при обращении за возвратом авансовых платежей, которые, к сожалению, приводят к отказу в рассмотрении заявлений. Одна из основных ошибок – это, конечно, несоблюдение требований по предоставлению документов, которые определены статьей 122 Федерального закона 311-ФЗ, а именно непредоставление листа записи в ЕГРЮЛ. Если юридическое лицо создано после 1 января 2017 года, то вместо свидетельства о государственной регистрации предоставляется лист записи. На практике очень часто юридические лица предоставляют выписку из ЕГРЮЛ. Ну еще раз напоминаем, что необходимо предоставить лист записи, который подтверждает факт создания юридического лица, именно о создании юридического лица.
Не предоставляются документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление. В качестве таких документов могут быть представлены протокол общего собрания участников, договор передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации, приказ о назначении на должность. И здесь, хотим обратить ваше внимание, что в большинстве случаев для цели надлежащего подтверждения полномочий лица, подписавшего заявление о возврате, необходима совокупность таких документов, как устав, решение общего собрания учредителей, приказ о вступлении руководителя в должность. И, конечно же, документы должны быть актуальными на момент подачи заявления о возврате.
Следующая ошибка, которую допускают участники внешнеэкономической деятельности, это непредоставление образца подписи лица подписавшего заявление. Необходимо отметить, что свидетельствование образца подписи подразумевает удостоверение того, что подпись сделана определенным лицом в присутствии удостоверяющего данную подпись, то есть нотариусом либо должностным лицом таможенного органа. На практике очень часто юридические лица предоставляют карточку из банка, которая содержит заверенный образец подписи руководителя и заверяется подписью сотрудник банка. Но данный документ не отвечает требованиям Федерального закона и не может быть принят к рассмотрению при возврате денежных средств. Также копия документа, удостоверяющего личность, например, паспорт тоже не принимается к рассмотрению при возврате денежных средств.
На слайде вы можете увидеть: вот на как на самом заявлении о возврате авансовых платежей, здесь заверяет нотариус подпись руководителя, то есть это может быть как на самом заявлении, так и на отдельном бланке нотариус заверяет.
Дополнительно хочу отметить, что к заявлению о возврате должны быть приложены копии платежных документов и именно в соответствии с тем кодом бюджетной классификации, в соответствии с которым мы и возвращаем остатки денежных средств.
Также необходимо предоставлять свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, который должен содержать актуальные данные о КПП организации, которые соответствуют сведениям в ЕГРЮЛ.
И в своем выступлении я хочу немного остановиться на ожидаемых изменениях в порядке возврата авансовых платежей. После внесения изменений в приложения номер 5 и 8 Договора о Евразийском экономическом союзе, вступят в силу нормы статьи 36 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289, которые внесут изменения в процедуру возврата авансовых платежей.
Какие это будут изменения? Наряду с подачей заявления о возврате авансовых платежей в письменной форме появится возможность подачи такого заявления в электронном виде через Личный кабинет плательщика. И предоставление электронного заявления за усиленной квалифицированной подписью исключит необходимость предоставления в таможенный орган дополнительных документов. При подаче заявлений в письменной форме, перечень прилагаемых документов сократится. Останется только необходимость приложить к заявлению подтверждение образца подписи лица, подписавшего заявление, и документ, подтверждающий его полномочия. Но данные документы должны заверяться исключительно нотариально. Срок рассмотрения заявления на возврат сократится в 3 раза - с одного месяца до 10 рабочих дней, и в течение этого же срока мы должны вас будем уведомить, если принято отрицательное решение о возврате.
При этом еще 289 Федеральный закон расширил и конкретизировал причины отказа. Их видите на слайде. И вот основной из таких новых причин является сумма - отказ в случае, если сумма, заявленная к возврату, превышает фактический остаток авансовых средств плательщика на лицевом счете.
В настоящее время Федеральной таможенной службой издан приказ, изменяющий форму заявления о возврате авансовых платежей. При этом новая форма заявления предполагает его подачу по каждому отдельному коду бюджетной классификации.
Ну и в заключение хочу отметить, что в настоящее время технически все подготовлено для электронного взаимодействия, но применение на практике будет возможно только после внесения изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе. Спасибо за внимание».
Физическому лицу надо подавать заявление на возврат по онлайн платежу?