С мая 2018 г. таможенные органы начали проводить массовые проверки по вопросам обоснованности вычетов транспортных расходов на перевозку по таможенной территории ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
Новый модный тренд 2020 года касается отнесения к числу расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории ЕАЭС расходов экспедитора по организации такой перевозки.
Пп. 2 п. 2 ст. 40 Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС) предусмотрено, что таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории ЕАЭС от места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально.
В ст. 8 (2) Соглашения о применении ст. VII ГАТТ (неформальное название WTO Customs Valuation Agreement) указано «In framing its legislation each Member shall provide for the inclusion in or the exclusion from the customs value, in whole or in part, of the following: (a) the cost of transport of the imported goods to the port or the place of importation..». Также в Соглашении транспортные расходы упоминаются, как charges related transport.
Таким образом, транспортные расходы (charges related transport) после ввоза до места назначения могут исключаться из таможенной стоимости при выполнении двух условий:
- Расходы должны быть связаны с перевозкой ввозимых товаров;
- Должны быть выделены из цены товаров.
Суть претензий российских таможенных органов заключается в следующем:
- Для осуществления вычета недостаточно выделение стоимости перевозки из цены товара и ее разделения на стоимость перевозки до таможенной границы ТС и после во внешнеторговом договоре и (или) инвойсе иностранного продавца. По мнению таможенных органов, такое выделение должно быть и в договоре перевозки и в инвойсе, выставленном перевозчиком, которые должны быть представлены декларантом.
- Вычтена может быть только стоимость услуг перевозчика, поэтому если для организации перевозки иностранный продавец использовал услуги экспедитора, то, по мнению таможенных органов, вознаграждение экспедитора не может быть вычтено.
Хотелось бы напомнить о презумпции того, что к таможенному оформлению предоставляются действительные информация и документы. При этом, если есть сомнение в предоставленном у таможенных органов всегда есть возможность запросить дополнительные документы, что таможенные органы и делают.
В случае если декларантом представлен экспедиторский договор и (или) счет экспедитора с разделением стоимости перевозки до места прибытия и после, но при этом договор перевозки и счет перевозчика такого разделения не содержит, то таможенные органы считают, что в таможенную стоимость ввозимых товаров подлежит включению вся стоимость перевозки, включая вознаграждение экспедитора.
Также таможенные органы требуют и документального подтверждения расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории ЕАЭС.
При этом ТК ЕАЭС определяет, что по общему правилу подача декларации на товары не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ. А в соответствии с пунктом 5 ст. 325 ТК ЕАЭС запрос документов и (или) сведений у декларанта должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений.
Согласно пункту 8 Положения, утвержденного Решением Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 г. № 42, при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенным органом могут быть запрошены (истребованы) документы и (или) сведения, включая письменные пояснения, в том числе, документы и сведения о перевозке (транспортировке) ввозимых товаров, их погрузке, разгрузке или перегрузке и проведении иных операций, связанных с перевозкой (транспортировкой) ввозимых товаров (подпункт «л»); иные документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перевозке (транспортировке) и реализации ввозимых товаров.
Минфин России в письме от 22.11.2018 № 01-02-01/03-84284 «О подтверждении транспортных расходов по территории Евразийского экономического союза при определении таможенной стоимости товаров» сделал вывод, что при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган должен исходить из того, что документы и (или) сведения, необходимые для подтверждения вычетов расходов по перевозке, предоставляются на основании запроса. При этом декларант имеет право обосновать отсутствие возможности представить запрошенные документы, представив при этом иные документы и (или) сведения, подтверждающие право на вычет расходов по перевозке, которые должны учитываться таможенным органом.
Без учета позиции Минфина России таможенные органы не перестают запрашивать у декларантов документы, подтверждающие вычет расходов по перевозке по таможенной территории ТС во всех случаях заявления данного вычета.
Следующий вопрос – отнесение к числу расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории ТС расходов экспедитора по организации такой перевозки.
Сложившаяся в настоящее время правоприменительная и судебно-арбитражная практика подтверждают, что есть неопределенность в вопросе о том, включает ли в себя понятие «расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров», используемое в статье 40 Таможенного кодекса ЕАЭС, только расходы перевозчика или также и вознаграждение экспедитора.
Дело в том, что статья 40 ТК ЕАЭС не упоминает «транспортно-экспедиторские расходы» в качестве самостоятельного вида расходов ни в перечне дополнительных начислений к таможенной стоимости, ни в перечне вычетов.
Если внимательно прочитать главу 41 Транспортная экспедиция ГК РФ, то на мой взгляд, все предельно понятно.
Расходы на организацию перевозки по договору транспортной экспедиции относятся к транспортным расходам. В ст. 801 ГК РФ «Договор транспортной экспедиции» в п. 1 указано, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой».
На мой взгляд, существующие различия договоров перевозки и транспортной экспедиции не изменяют суть того, что речь идет непосредственно и в первую очередь о перевозке товаров.
Договор перевозки | Договор экспедиции |
---|---|
Осуществление перевозки грузов перевозчиком до места назначения | Организация перевозки грузов и сбор документов для ее осуществления |
Перевозка производится перевозчиком на конкретном транспортном средстве в определенное время | Экспедитор оказывает услуги, связанные с перевозкой грузов |
Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения без повреждений | Экспедитор обязан найти перевозчика; собрать документы, необходимые для осуществления перевозки; проконтролировать отправку и получение груза, а также при необходимости сопроводить груз в пути |
Ранее ФТС России в письме от 11.12.2013 № 01-11/56466 «О разъяснении положений статьи 5 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров» (Соглашение утратило силу), разъясняли нормы о расходах по перевозке (транспортировке) товаров и тогда их подход отличался от нынешнего.
В письме указано «к расходам, указанным в подпункте 4 пункта 1 статьи 5 Соглашения, следует относить все расходы, связанные с организацией (осуществлением) перевозки товаров, в том числе вознаграждения посредникам, оплаченные покупателем на организацию перевозки (транспортировки) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза».
Теперь ситуация иная. Таможенные органы экспедиторские расходы принимать к вычету не хотят, т.к. они не относятся, по их мнению, к транспортным. Следовательно, меняется вид и оформление документов, подаваемых к вычету. И только при подтверждении в том виде, в котором рекомендуют таможенные органы, они согласны рассматривать транспортные документы.
Что же касается вознаграждения экспедитора за организацию перевозки (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории ЕАЭС от места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС, то такое вознаграждение, по мнению таможенных органов, должно оставаться в цене ввозимого товара при определении таможенной стоимости.
Отмечу, что Технический комитет Всемирной таможенной организации (ВТамО) не рассматривает транспортные расходы, которые могут быть вычтены из цены товара при определения его таможенной стоимости, только как стоимость услуг перевозчика. К таким расходам Технический комитет ВТамО относит и другие расходы, связанные с перевозкой товаров, включая расходы на хранение, погрузку, разгрузку и обработку грузов, расходы на страхование, понесенные после импорта товаров (charges related transport).
В пункте 3 Комментария 21.1, посвященного вопросам вычета транспортных расходов из цены товаров при определении их таможенной стоимости, Технический комитет ВТамО прямо указывает: «Из этого следует, что вычет транспортных расходов <…> должен производиться исходя из фактических затрат. Фактические затраты будут представлять собой суммы, в итоге уплаченные, например, международному перевозчику или экспедитору за перемещение товаров, являющихся предметом сделки».
Учитывая процитированное, экспедиторские услуги соотносятся с транспортными.
Что касается документов для подтверждения расходов при оказании услуг транспортной экспедиции, что также смущает таможенные органы помимо того, являются ли услуги экспедитора транспортными, то этот вопрос разъяснил Минфин.
Минфин России давал несколько раз разъяснения о документальном подтверждении расходов при оказании услуг транспортной экспедиции в целях налога на прибыль и на мой взгляд, это разъяснение нужно учитывать и в таможенных целях. В Письме от 30 декабря 2019 г. № 03-03-06/1/103070 сообщил, что «… под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. …. в целях подтверждения расходов при оказании услуг транспортной экспедиции в рамках главы 25 НК РФ необходимо наличие экспедиторских документов, а также любых документов, подтверждающих фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза».
Транспортные вычеты из таможенной стоимости товаров. Являются ли расходы по выгрузке товара в Порту РФ - расходами к вычету если они включены в фрахт ?
Разрешает ли таможня РФ при условии CIF (где фрахт включает выгрузку в порту РФ) вычитать из ТС расходы на выгрузку в порту РФ. Какая практика? Спасибо.